Консультация для родителей.«Взаимосвязь развития общей моторики и интеллектуального развития», Овчарова Д.Г.. Лысенко В.И.

Опубликовано: 11:49:09 01-11-2021

Автор: Лысенко Вита Игоревна

Консультация для родителей

«Взаимосвязь развития общей моторики и интеллектуального развития»

Одним из важнейших критериев оценки развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики рук. К сожалению, довольно часто складывается такая ситуация, что родители узнают о моторных нарушениях только при визите к логопеду с жалобами на проблемы с речью.

Какая же связь между умением проводить мелкие манипуляции пальчиками и развитие лексического словаря, произношение букв и построение сложных предложений? Оказывается- самая прямая. Центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевой зоны. Активизация участка в связи с какой-либо деятельностью руками стимулирует центр речи, «заставляя» его включаться в работу. Вот такая нехитрая взаимосвязь. На деле этот процесс оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка и формирование его речи.

За что «отвечает» мелкая моторика? Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:

  • внимания;
  • мышления;
  • зрительной памяти;
  • воображения;
  • пространственной ориентации;
  • связной речи.

На практике дети, имеющие слабую моторную функцию, обладают недостатком произвольного внимания, памяти, логического мышления, быстро утомляются во время занятий, имеют те или иные проблемы с речью. Нельзя не отметить и тот факт, что неподготовленные пальчики плохо владеют карандашом и ручкой. Это значит, что начало обучения в школе будет отягощено дополнительными трудностями.

Нормы развития мелкой моторики

Для того, чтобы понять, все ли в порядке у вашего ребенка с мелкой моторикой, специальных исследований не потребуется. Врач обратит внимание на способность проводить ручные действия, в некоторых случаях может попросить выполнить некоторые тесты (нарисовать, заштриховать и т. п.). Однако это касается дошкольников, а как не упустить время в более раннем возрасте?

В принципе, отставание в развитии ручной моторики хорошо заметно по усвоенным (или нет) навыкам самообслуживания. Это умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы и прочее. С другой стороны, большой выбор «упрощающих» работу рук видов детской одежды могут ввести вас в заблуждение. Наличие застежек на липучках и молниях не дают проявиться некоторым навыкам. На всякий случай обращаем ваше внимание на некоторые средние нормы формирования моторных навыков:

  • С 2-3 месяцев ребенок тянет ручки к заинтересовавшим его предметам, к родителям, хватает пальцами сначала себя, а потом окружающих. Это первые знакомства с собственной моторикой.
  • С 3 месяцев до полугода проявляется умение захватить рукой предмет.
  • В год ребенок может перекладывать предмет из руки в руку, положить один в другой. Кроме того, в этот период должен сформироваться так называемый «пинцетный захват»— умение взять небольшой предмет двумя пальцами.
  • В районе 1 года дети начинают производить с предметами действия, подражая взрослым.
  • В полтора года или чуть позже в них зарождается «художник»— ребенку удается нарисовать так радующие родителей первые каракули. В этом возрасте дети умеют переворачивать книжные страницы, держат карандаш, ложку.
  • В 2 года освоено умение нанизывать колечки от пирамидки на стержень, откручивать крышки, ставить один кубик на другой.
  • К 3 годам дети способны рисовать пальцами или карандашом, воспроизводить по инструкции простые формы, черточки.
  • В 3-4 года ребенок уже вполне умелый «творец»— ему по плечу справиться с детскими ножницами, кисточкой и пластилином, обводить контур рисунка или строить башню из значительного количества кубиков.
  • В 5 лет ребенок умеет раскрашиваться картинки, рисовать схематический домик, человечка и подобные «картины». По образцу может копировать печатные буквы и цифры. В плане бытовых навыков осваивается шнурование обуви и застегивание пуговиц.
  • В 6 лет написание букв и цифр детям вполне по плечу, подготовка к школьному обучению идет полным ходом. Осваиваются различные виды штриховок, обведение по пунктирному контуру, изображение геометрических фигур, аккуратное вырезание ножницами и создание аппликаций.

Как развивать мелкую моторику?

Современная детская индустрия всегда готова оказать помощь родителям в развитии их сокровищ. Большую пользу приносят различные игры-шнуровки, вкладыши, пазлы, всевозможные конструкторы и пирамидки.

Однако не стоит забывать и о классических способах, которые всегда при вас. С раннего детства всем известные пальчиковые игры помогают малышу развиваться. Это и «Сорока», и «Пальчик-пальчик, где ты был?», и «Ладушки». Для более старших детей нет ничего полезнее, чем помогать родителям в быту — разложить вещи в шкафу, самостоятельно раздеться, помыть посуду, разминать тесто и печь пироги вместе с мамой или бабушкой.

А для занятий можно использовать подручные материалы,которые есть у всех дома: рисовать на манке; перебирать крупы;  играть в театр теней; сматывать нитки в клубок; создавать поделки.

Несомненно, мелкая моторика — не единственный фактор, стимулирующий интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Но достаточно весомый. Поэтому игры и целенаправленные занятия обязательно принесут пользу и в бытовой жизни, и при поступлении в школу. 

                                                                   Подготовили: Лысенко В.И., воспитатель.

                                                                    Овчарова Д.Г., воспитатель.

Документы для скачивания:

60378_1.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

60378_1.docx

Консультация для родителей «Взаимосвязь развития общей моторики и интеллектуального развития» Одним из важнейших критериев оценки  развития  ребенка в дошкольном возрасте является  развитие мелкой моторики рук. К сожалению, довольно часто складывается такая ситуация, что  родители узнают о моторных  нарушениях только при визите к логопеду с жалобами на проблемы с речью. Какая же связь между умением проводить  мелкие  манипуляции пальчиками и  развитие  лексического словаря, произношение букв и построение сложных предложений? Оказывается- самая прямая. Центр мозга, отвечающий за  мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от  речевой зоны. Активизация участка в связи с какой- либо деятельностью руками стимулирует центр речи,   «заставляя»  его включаться в работу. Вот такая нехитрая  взаимосвязь. На деле этот процесс оказывает значительное влияние на интеллектуальное  развитие  ребенка и формирование его речи. За что  «отвечает»   мелкая моторика? Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций: • внимания; • мышления; • зрительной памяти; • воображения; • пространственной ориентации; • связной речи. На практике дети, имеющие слабую  моторную функцию, обладают недостатком произвольного внимания, памяти, логического мышления, быстро утомляются во время занятий, имеют те или иные проблемы с речью. Нельзя не отметить и тот факт, что неподготовленные пальчики плохо владеют карандашом и ручкой. Это значит, что начало обучения в школе будет отягощено дополнительными трудностями. Нормы  развития мелкой моторики Для того, чтобы понять, все ли в порядке у вашего ребенка с  мелкой моторикой, специальных исследований не потребуется. Врач обратит внимание на способность проводить ручные действия, в некоторых случаях может попросить выполнить некоторые тесты ( нарисовать, заштриховать и т. п. ) . Однако это касается дошкольников, а как не упустить время в более раннем возрасте? В принципе, отставание в  развитии ручной моторики  хорошо заметно по усвоенным ( или нет)  навыкам самообслуживания. Это умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы и прочее. С другой стороны, большой выбор  «упрощающих»  работу рук видов детской одежды могут ввести вас в заблуждение. Наличие застежек на липучках и молниях не дают проявиться некоторым навыкам. На всякий случай обращаем ваше внимание на некоторые средние нормы формирования  моторных навыков: • С 2- 3 месяцев ребенок тянет ручки к заинтересовавшим его предметам, к  родителям, хватает пальцами сначала себя, а потом окружающих. Это первые знакомства с собственной  моторикой. • С 3 месяцев до полугода проявляется умение захватить рукой предмет. • В год ребенок может перекладывать предмет из руки в руку, положить один в другой. Кроме того, в этот период должен сформироваться так называемый  «пинцетный захват»  — умение взять небольшой предмет двумя пальцами. • В районе 1 года дети начинают производить с предметами действия, подражая взрослым. • В полтора года или чуть позже в них зарождается  «художник»  — ребенку удается нарисовать так радующие  родителей первые каракули. В этом возрасте дети умеют переворачивать книжные страницы, держат карандаш, ложку. • В 2 года освоено умение нанизывать колечки от пирамидки на стержень, откручивать крышки, ставить один кубик на другой. • К 3 годам дети способны рисовать пальцами или карандашом, воспроизводить по инструкции простые формы, черточки. • В 3- 4 года ребенок уже вполне умелый  «творец»  — ему по плечу справиться с детскими ножницами, кисточкой и пластилином, обводить контур рисунка или строить башню из значительного количества кубиков. • В 5 лет ребенок умеет раскрашиваться картинки, рисовать схематический домик, человечка и подобные  «картины». По образцу может копировать печатные буквы и цифры. В плане бытовых навыков осваивается шнурование обуви и застегивание пуговиц. • В 6 лет написание букв и цифр детям вполне по плечу, подготовка к школьному обучению идет полным ходом. Осваиваются различные виды штриховок, обведение по пунктирному контуру, изображение геометрических фигур, аккуратное вырезание ножницами и создание аппликаций. Как  развивать мелкую моторику? Современная детская индустрия всегда готова оказать помощь  родителям в развитии их сокровищ. Большую пользу приносят различные игры- шнуровки, вкладыши, пазлы, всевозможные  конструкторы и пирамидки. Однако не стоит забывать и о классических способах, которые всегда при вас. С раннего детства всем известные пальчиковые игры помогают малышу  развиваться. Это и  «Сорока», и  «Пальчик- пальчик, где ты был? », и  «Ладушки». Для более старших  детей нет ничего полезнее, чем помогать  родителям  в быту — разложить вещи в шкафу, самостоятельно раздеться, помыть посуду, разминать тесто и печь пироги вместе с мамой или бабушкой. А для занятий можно использовать подручные материалы, которые есть у всех дома: рисовать на манке; перебирать крупы; играть в театр теней; сматывать нитки в клубок; создавать поделки. Несомненно,   мелкая моторика  — не единственный фактор, стимулирующий интеллектуальное и  речевое развитие ребенка. Но достаточно весомый. Поэтому игры и целенаправленные занятия обязательно принесут пользу и в бытовой жизни, и при поступлении в школу. Подготовили: Лысенко В. И. , воспитатель. Овчарова Д. Г. , воспитатель.

Оставить комментарий: