a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений. Подготовила: Григорьева Л.М., воспитатель.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2021-11-05 13:10:27

Документы для скачивания

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений. Подготовила: Григорьева Л. М. , воспитатель РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Угадай, кто кричит» Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподра­жанию. Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям до­машних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. Ход: Взрослый достает приготовленные игрушки( по одной) , обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, за­тем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Методические указания. Игру можно повторять 5- 6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизи­ровать вопросами всех детей. Игра «Солнце или дождик? » Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте вниматель­но, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Методические указания. Воспитатель проводит иг­ру, меняя звучание бубна 3- 4 раза. «Кто как разговаривает? » Цель:   расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова  мычит Тигр  рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит? », «А кто мычит? », «Кто лает? », «Кто кукует? » и т. д. Игра «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: - Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: - Сорока стрекочет. Примеры вопросов: - Сова летает, а кролик? - Корова ест сено, а лиса? - Крот роет норки, а сорока? - Петух кукарекает, а курица? - Лягушка квакает, а лошадь? - У коровы телёнок, а у овцы? - У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? «Что происходит в природе? » Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: - Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает. Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги. «Горячий – холодный» Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов- антонимов. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог: - Дети: Горячий- холодный Хороший- плохой Умный- глупый Весёлый- грустный Острый- тупой Гладкий- шероховатый «Что происходит в природе? » Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: - Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает. Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги. «Кто может совершать эти действия? » Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. п едагог: - Дети: Идёт- человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит- ручей, время, животное, человек, дорога… Летит- птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт- рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек… «Кто кем был? » Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход игры: педагог, бросая мяч кому- либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем( чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом                                               Хлеб –м укой Лошадь – жеребёнком                                        Шкаф- доской Корова – телёнком                                                Велосипед – железом Дуб – жёлудем                                                      Рубашка – тканью Рыба – икринкой                                                  Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичом Лягушка – головастиком                                      Сильный – слабым Бабочка – гусеницей                                            Взрослый –ребёнком «Какой овощ? » Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов. Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый» «Что звучит? » Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности. Ход игры: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах( бубен, колокольчик, деревянные ложки) . Дети должны отгадать что звучит. «Что бывает осенью? » Цель: учить временам года, их последовательности и  основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений( идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д. ) . Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их. «Чего не стало? » Цель: развитие внимания и наблюдательности. Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ.   «Чего не стало? » Дети вспоминают и называют овощ. «Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог: - Дети: Красный- м ак, огонь, флаг Оранжевый- апельсин, морковь, заря Жёлтый- цыплёнок, солнце, репа Зелёный- огурец, трава, лес Голубой- небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый- слива, сирень, сумерки « Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно. «Подбери признаки» Цель: активизация глагольного словаря. Ход игры: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки? » Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда. «Животные и их детёныши» Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход игры: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое- либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. «Что бывает круглым? » Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. - ч то бывает круглым? ( мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) - что бывает длинным? ( дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) - что бывает высоким? ( гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) - что бывает колючим? ( ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…) «Подбери словечко» Цель:   развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный,   пчеловод, пчёлы и т. д Игра «Угадай, кто идет» Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна. Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья. Ход: Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи. Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4- 5 раз. Игра «Угадай, что делать» Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка. Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо- держат руки на коленях. Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения. Игра «Угадай, что делают» Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания. Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек. Ход: Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным мо­лоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает. Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию. Игра «Где позвонили? » Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек. Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, ко торый становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому- нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора»- и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. Методические указания. Игру повторяют 4- 5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко. Игра «Солнце или дождик? » Цель. Учить детей выпол нять действия согласно различно му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Описание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3- 4 раза. Игра «Угадай, кто кричит» Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию. Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. Краткое описание: Взрослый достает приготовленные игрушки( по одной) , обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Методические указания. Игру можно повторять 5- 6 раз. Следить, чтобы дет и внимательно слушали. Активизи ровать вопросами всех детей. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА. Игра «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису. Краткое описание: Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2- 3 м от детей расставляет игрушк и и говорит: «Мишке, зайке и ли сичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди! » Дети вместе с воспитател ем зовут мишку, лису, зайку, по том играют с ними. Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали. Игра «Дует ветер» Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса. Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой- сильный ветер, качающий ветви деревьев. Краткое описание: Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки( показывает картинку) . Он дует тихо, вот так: «у- у- у»( тихо и длительно произносит звук у) . Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер( показывает картинку) . Он громко загудел: «у- у- у. . . »( громко и длительно произносит этот звук) . Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Игра «Кот и мыши» Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом. Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми те кст ст ихотворения. Краткое описание: Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят: «Тише, мыши. Тише, мыши. Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись! И коту не попадись! » Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами. Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом. Упражнение «Гудок» Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса. Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза. Краткое описание: Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем мед­ленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише( паровоз удаляется) . Опустив руки, замолкают. Методические указания. Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа. Игра «Громко — тихо» Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки. Краткое описание: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би- би». Как подает сигнал большая машина? » Дети громко произносят: «би- би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би- би». Как сигналит маленькая машина? » Дети тихо произносят: «би- би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сиг­нал, не ошибитесь, большая м ашина сигналит громко, а малень кая- тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2- 3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот. Игра «Угадай, на чем играю» Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания. Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др. Краткое описание: Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, до ­стает инструмент из- за ширмы и играет на нем. Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5- 7 раз. Игра «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису. Описание: Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2- 3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и ли­сичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди! » Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними. Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали. Игра « Не разбуди Катю» Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом. Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др. , а также коробку для игрушек. Краткое описание: Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе. Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом. РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. Рассказ «Песня- песенка» Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны. Запела девочка песенку. Пела- пела и допела. - Теперь ты, петушок, пой! - Ку- ка- ре- ку! - пропел петушок. - Ты спой, Мурка! - Мяу, мяу, - спела кошка. - Твоя очередь, уточка! - Кря- кря- кря, - затянула утка. - И ты. Мишка! - Ряв- ряв- р- я- яв! - зарычал медведь. - Ты, лягушка, спой! - Ква- ква- квак- к- к! - проквакала квакушка. - А ты, кукла, что споешь? - Ма- а- ма- а- ма! Ма- ма! Складная песенка! Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек- персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу. Стихотворение А. Барто «Кто как кричит? » Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания. Ку- ка- ре- ку! Кур стерегу. Кудах- тах- тах! Снеслась в кустах. Мур- муррр! Пугаю кур. Ам- ам! Кто там? Кря- кря- кря! Завтра дождь с утра! Му- му- у! Молока кому? Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответ ствующие игрушки. Сказка «Поспешили- насмешили» Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для по каза на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает мед­ведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки. Описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: « Ква- ква- ква- к вам в гости пришла! » Прибежала мышка. Запищала: «Пи- пи- пи- пироги у вас вкусны, говорят! » Курочка пришла. Заквохтала: « Ко- ко- ко- корочки, говорят, рассыпчаты! » Гусь приковылял. Гогочет: «Го- го- го- горошку бы поклевать! » Корова пришла. Мычит: « Му- му- му- мучного поилица попить бы! » Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р- р- р- р- р- р- р- р- р! » Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р- р- р- р- р- рад гостям. Заходите, пожалуйста! » Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Птицеферма» Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3- 4 слога. Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка. Краткое описание: Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3- 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречунам. . . ( показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами? » Дети: «ко- ко- ко». «Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами? » Дети: «га- га- га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответ ствующие звукоподражания. Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех- четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания( ко- ко- ко, га- га- га, пи- пи- пи, ку- ка- ре- ку, кря- кря- кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2- 3 звукоподражания, другие – 3- 4. Игра «Пускание корабликов» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произно­сить звук п( п- п- п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики. Краткое описание: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П- п- п. . . »- дует ребенок. ( При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту. ) Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2- 3 раза и не надували при этом щеки. Игра «Чья птичка дальше улетит? » Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать дли­тельный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха. Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает. Краткое описание: На двух столах ставят птичек( у сам ого края стола) на рас стоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит. Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя. Игра «Бабочка, лети! » Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Краткое описание: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. ( Дует на них. ) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит? » Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек. Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз- с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Оставить комментарий: