Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (Рисование) на тему: «Зимний пейзаж» с использованием нетрадиционной техники рисования пуантилизм для детей старшей группы

Опубликовано: 09:47:19 07-11-2021

Автор: Смородкина Нина Евгеньевна

Документы для скачивания:

60403_hudozhestvenno - esteticheskomu razvitiu (Risovanie) na temu «Zimniy peyzazh».docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

60403_hudozhestvenno - esteticheskomu razvitiu (Risovanie) na temu «Zimniy peyzazh».docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Ржевского района Тверской области( МДОУ Победовский д/ с) Конспект непосредственно й образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию( Рисование) на тему: «Зимний пейзаж» с использованием нетрадиционной техники рисования пуантилизм для детей старшей группы Разработала и провела: воспитатель первой категории Нина Евгеньевна Смородкина   Ржевский район 2020 НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ –                        ПУАНТИЛИЗМ Знакомы ли Вы с этими высказываниями? Именно поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. Давайте поговорим о нетрадиционных техниках рисования. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально- благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Есть такая техника, которая получила название «Пуантилизм». Слово «Пуантилизм» произошло от французского слова, что означает «точка». «Пуантилизм»( фр. Pointillisme, буквально « точечность », фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник- неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками( точечными мазками) . И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или, например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд( точечность) , пуантилизм основан на строгой научной физико- математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки( получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками) зелёный, или взять красный и жёлтый( осеннее дерево) Особенность техники" пуантилизм" - это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии. Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения. Для того чтобы провести занятие с использованием данных техник, нам понадобится: цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры( фломастеры) , восковые мелки. . 1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка. 2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды. 3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску. 4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками. 5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры. В ходе работы стоит рассказать ребенку об особой технике рисования. Суть техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить детали: краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Кружочки ватными палочками можно ставить по- разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Обязательно нужно показать ребенку, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кончиками пальцев, фломастерами( маркерами) или цветными ручками. Выполните несколько работ разными материалами для сравнения или работайте одним, как вам будет удобно! Детей младшего школьного возраста можно учить рисовать ватными палочками, тем более, что для них пока еще трудно рисовать кистью в технике пуантилизм. А вот ватная палочка удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть. Однако несмотря на кажущуюся простоту, это тоже большой труд. Во время рисования в технике пуантилизм тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук. С детками постарше можно более подробно рассмотреть работы художников пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные- пейзажи, натюрморты, рисование домашних питомцев, даже портрет. Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек. Кроме того в работе можно использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в ход маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелиевые ручки, а также расплавленные восковые карандаши.  Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста. Конспект занятия «Зимний пейзаж» с использованием нетрадиционной техники рисования пуантилизм Интеграция образовательных областей:     «Познание», «Творчество», «Коммуникация», «Социализация». Предварительная работа: - беседа на тему «Зимушка – зима; - рассматривание репродукций художников по теме “Зимний пейзаж”; - наблюдения в природе; - чтение и заучивание стихов о зиме; - рисование различными художественными материалами. Цели: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования –   « пуантилизм», развивать у детей творческие способности. Задачи: Образовательные: - продолжить знакомство с творчеством русских пейзажистов;  - ф ормировать умение детей рисовать нетрадиционными способами; Развивающие: - развивать чувство цвета, формы и композиции. - р азвивать творческую деятельность. - развивать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы; - развивать познавательный интерес к природе; Речевые: - закрепить понятие «пейзаж»; - развивать связную речь. Словарь:  зимний пейзаж,  пейзажист,  зимнее настроение, оттенки. Воспитательные: - воспитывать аккуратность, самостоятельность; - вызвать  эмоциональный отклик на  произведения художников  и поэтов. - воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования; аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами. Материал к занятию: листы белой и голубой бумаги  с силуэтами деревьев, сугробов( на выбор детей) , ватные палочки, непроливашки с водой, гуашь, палитры, салфетки, образец, репродукции картин по теме  «Зимний пейзаж», с лайд – шоу с зимними пейзажами; конверт с письмом, музыкальное сопровождение.   Методические приемы:  беседа – диалог, рассматривание картин и беседа по ним, физкультминутка, чтение стихотворения, отгадывание загадки, продуктивная и исследовательская деятельность детей, анализ. Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте ребята! У нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Ребят, сегодня к нам в группу залетела снежинка. Не простая снежинка, а с загадкой. А вы любите отгадывать загадки?  ( Да) . Тогда  слушайте: Замела я всё вокруг, прилетев из царства вьюг. Осень, лучшую подружку, я отправила на юг. Я морозна и бела, и  надолго к вам пришла.  ( Зима) Воспитатель: Правильно зима. Зимушка- зима всегда очаровывает своей красотой и каждого человека превращает в волшебника. А поэты, художники и композиторы чувствуют зиму и её настроение, и своё восхищение о зиме выражают: поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках. Воспитатель: А самое главное, что мы ждём от зимы? Конечно же, это снег. Как называется явление, когда идёт снег?  ( снегопад) . А какая бывает зима? Если со снегом то … снежная. С морозами ….   морозная. С холодами… холодная. С вьюгами…. вьюжная. Воспитатель: Вам нравиться зима?  Чем можно заниматься зимой? ( Ответы) Воспитатель: Молодцы! Я поняла, что зиму вы любите. Соня знает стихотворение про зиму, прочтёшь нам? Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле забелело Точно пеленою все его одело. Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной. И заснул под нею крепко непробудно. Божьи дни коротки, солнце светит мало Вот пришли морозы и зима настала. Воспитатель: Молодец, Соня! Замечательное  стихотворение о зиме. - Ребята, а сейчас я произнесу волшебные стихи и мы с вами окажемся в другом месте:  «Мы глаза все закрываем, про себя все представляем: много разной красоты на картинах видишь ты»- Откройте глаза и посмотрите, мы с вами оказались на выставке знаменитых русских  художников. Воспитатель:  - Зима не только очень веселое время года, но и удивительно красивое. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом. Дети, а как художник рассказывает о красоте зимы? Какие основные средства выразительности он использует? ( Краски, цвет. ) Воспитатель:  Какие основные цвета использовал художник?  ( Белый, голубой и т. д. ) Воспитатель:  Как можно еще назвать цвета, которыми пользуется художник? Какие это оттенки? ( Холодные. ) Воспитатель: Ч то вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение у вас возникает?  ( Печальное, радостное, тихое, спокойное. ) Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, - Обязательно картина Н азывается …. . ( пейзаж) . Воспитатель: Ой, ребята, смотрит е- среди картин  письмо, интересно как оно сюда попало? Здесь написано: Детям в России, давайте откроем его и прочитаем. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети из далёкой жаркой страны – Африки. У нас очень тёплая страна и  никогда не бывает зимы.  Нам так хочется узнать: а какая он а- ЗИМА? Мы будем вам благодарны, если вы поможете нам познакомиться с зимой и нарисуете рисунки с зимней природой. До свидания! » Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь детям из далёкой Африки  ?  ( Да. ) Воспитатель:  Предлагаю вам пройти в нашу творческую мастерскую. Сегодня мы с вами будем рисовать свой «зимний пейзаж». И будем использовать в работе необычную технику: пуантилизм. Мы с вами уже знакомы с ней. Кто вспомнит, что означает это слово?  ( ответы) .   Правильно. Пуантилиз м- это рисование по точкам разными материалами и оборудованием. Сегодня мы будем рисовать ватными палочками и гуашью.  Потом мы с вами отправим наши рисунки детям в Африку, чтобы они увидели всю красоту зимней погоды. Выбирайте тот сюжет, который вам больше нравится, присаживайтесь за столы и  приступайте к работе.  ( Дети проходят и садятся за столы, звучит  спокойная музыка. ) Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые пейзажи у вас получились, пока рисунки сохнут, мы с вами вспомним: о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Каким способом мы рисовали?  ( ответы) . Воспитатель: Ребята у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, то вы нарисовали: Воспитатель:   Ребята, давайте немного разомнёмся. Проходите сюда: физкульт. минутка Снег сегодня шел с утра ( руки сверху вниз опускаются) Рада снегу детвора ( хлопают в ладоши) Снег на ветках ( руки вверх) , на дорожка х( наклон вниз) На носах и на ладошках ( показывают нос и ладошки) Воспитатель:   Когда ваши рисунки подсохнут, мы с вами положим их в конверт, и я их отправлю в Африку. Спасибо вам ребята вы сегодня все хорошо отвечали, и нарисовали такие прекрасные пейзажи. А у меня для вас небольшой сюрприз,  здесь в конверте лежало не только письмо.  Скажите вы любите рисовать? Ребята, приславшие письм о- просьбу, положили в конверт раскраски о природе своей страны. Это для вас, возьмите, пожалуйста.

Оставить комментарий: