«Путешествие в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ»
Документы для скачивания
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе « Путешествие в страну « ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ »- Закрепить представление детей о свойствах воздуха( невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается) ; о свойствах воды( без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ) ; сформировывать представления о магните и его свойствах( притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. - Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом. - Развитие органов слуха, зрения, обоняния. - Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. «Коммуникация»- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми. - Активизировать речь и обогащать словарь детей. «Социализация»- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу. - Учить делать выводы в процессе эксперимента. - Воспитывать дружеские взаимоотношения. «Безопасность»- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов. «Труд»- Воспитание уважительного отношения к труду людям науки. Предварительная работа: Занятия детей в мини- лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами. Оборудование: - Воздушный шар на палочке или с гелием; - письмо; - картинки с правилами безопасности; - ёмкость с водой и стакан; - ёмкость с холодной и горячей водой; - пластмассовая бутылка; - шарик; - стаканчики по кол. д етей с чистой водой; - стакан с молоком и стакан с водой, картина; - стаканчики с водой, соль или сахар и ложечки; - ёмкости разной формы; - металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол. д етей; - стеклянные стаканы с водой и скрепки; - магниты по количеству детей; - картон и кнопки- халаты для профессоров- фартуки по кол. д ет. Ход занятия Организационный момент: «Приветствие» Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает. Здравствуй небо ( руки вверх) Здравствуй земля ( приседают) Здравствуйте мои друзья ( руки в перед) 1, 2, 3, 4, 5 ( загибаем пальцы рук) Вместе будем мы играть. ( б еремся за руки) Воспитатель: - Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы №2 ». ( о ткрыть) «Ребята, мы профессоры страны « ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ », и хотим пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием. Задание 1. Назовите правильно все предметы на карточках ( колба, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д. ) . - Ребята, а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты? А где проводят опыты? Задание 2. Вспомните привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах. Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде. - Ну вот теперь мы с вами можем отправляться в страну « ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » в лабораторию. - Но для этого нам понадобится волшебный шарик. ( в оздушный шарик на полочке или гелиевый) . Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки. ( и дут по кругу и говорят слова) Ты неси нас шарик, шарик золотой. Прям в страну чудесную, шарик золотой. Где чудеса волшебные, где превращения интересные. Закружи нас унеси и в страну нас отнеси. - Ой ребята посмотрите вот мы и оказались в стране « ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ », в самой настоящей лаборатории. - Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? ( одеть специальную одежду) . Дети одевают фартуки и нарукавники- Сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете с чес мы будем проводить опыты. О нем говорится в загадке: Через нос проходит в грудь И обратно держит путь Невидимка он, и все же Без него мы жить не можем. ( в оздух) Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? ( ответы детей) . Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать. - Я сейчас нам покажу эксперимент с воздухом. Эксперимент № 1: Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан. Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? ( ответы детей) Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Эксперимент № 2: Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки. Воспитатель: Что вы видите? ( пузырьки) Откуда они взялись? ( ответы детей) Что происходит со стаканом? ( он наполняется водой) . Какой следует вывод из этого эксперимента? Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода. - А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше. Эксперимент № 3: ( Выполняет воспитатель) Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка. Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течени и 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? ( Шар надувается) Как вы думаете почему он надулся? ( предположения детей) Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается. Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду. - Что происходит с шариком? ( Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? ( предположения детей) Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика- он сдувается. Воспитатель: - Ребята скажите все эти эксперименты мы провели с чем? ( С воздухом) А как мы еще можем увидеть воздух при помощи чего? ( пакета, воздушного шарика, вертушки, веера и т. д. ) Зрительная гимнастика- Ребята, послушайте Дашу, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем экспериментировать. ( ч итает стих) Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, море, океане И водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем. Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда! Без воды нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить – Без воды нам не прожить! Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. - А сейчас вы узнаете о свойствах воды. Подойдите вот к этому столу. Возьмите по одному стану с водой и понюхайте её. Эксперимент № 4: Взять стакан с чистой водой и понюхать её. Воспитатель: Имеет ли вода запах? ( Нет, вода не имеет запаха. ) З начит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента? Вывод: Вода не имеет запаха. - А как можно узнать какого вкуса вода? ( попробовать) Попробуйте и скажите какого она вкуса? ( безвкусная) Вывод: Вода не имеет вкуса. - Какого цвета вода? ( прозрачная) . А давайте проверим, точно ли она прозрачная и сравним ее со стаканом молока? Поставим за стакан с водой и молоком картинку, ну что видна? Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная. - Вот вам следующее задание Эксперимент № 5: Воспитатель: Сейчас нам опять понадобятся стакан с водой и еще соль, сахар и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли или сахару и размешать. Воспитатель: что произошло ( соль и сахар растворились) Мы делаем следующий вывод. Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ. - А сейчас мы узнаем имеет ли вода форму. Эксперимент № 6: Разлить воду по разным сосудам. Воспитатель: какую форму приняла вода? ( Форму той посуды, в которую её налили) Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили. - Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть физкультминутку про «Дождик» Капля раз, капля два. Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. - Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать. Я вам сейчас загадаю загадку: «Этот жадный предмет все предметы хватает. Для него нормы нет, прилипанием страдает » Правильно, это магнит. ( п оказать) Воспитатель: Ребята, а что такое магнит? Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок». Он очень много хранит в себе секретов И сейчас мы разгадаем первый секрет. Эксперимент № 7 «Все ли притягивает магнит? »- На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом. Вывод: магнит притягивает металлические предметы. - А сейчас мы проверим действует ли магнит через картон. Эксперимент № 8 «Танец кнопок»- На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку. ( н а каждого ребенка) Вывод: магнит действует через бумагу. - А сейчас мы проверим действует ли магнит через стекло. Возьмите свой магнитик и подойдите к стеклянным стаканам в которых опущены скрепы и попробуйте достать скрепку не намочив рук. Проведите по стенке стакана, снизу вверх. Эксперимент № 9 «Не замочи рук» У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом. Вывод: магнит действует сквозь стекло. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. - Ну вот мы провели все опыты и эксперименты что нам приготовили профессоры. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой. Ты неси нас шарик, шарик золотой. Прям обратно в детский сад родной, Где нас ждут игрушки, куклы и мишутки. Закружи нас шарик и неси домой, шарик золотой. Итог занятия.