a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игровые приемы для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями

Автор: Павлова Любовь Юрьевна Опубликовано: 2021-11-08 06:37:42

Игровые приемы для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями Последовательность упражнений: 1. Упражнения с пальцами.   Круговыми движениями большого и указательного пальцев разминать каждый пальчик, начиная от их кончиков: “Раз, два, три, четыре, пят ь- Будем пальцы разминать.   Каждый пальчик разминаем   И опять все начинаем”. “Пальчики мы разминаем  И с большого начинаем  Каждый пальчик разотре м- На другой руке начнем”. Легкие нажатия  большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию: “Мы вот так шагаем: ТОП, ТОП, ТОП”. Отведение и приведение  большого пальца в трех направлениях: вперед- назад, в бок- в сторону, по кругу: “Раз, два, три, четыре, пять,   Вышел пальчик погулять.   Раз, два, три, четыре, пять,   В домик спрятался опять”. Сгибание и разгибание пальцев руки  ребенка своей рукой( рукой взрослого) одновременно, кроме большого пальца: “Пальчики мы разомнем, а потом опять начнем”. 2.   Разминка кисти  с пом ощью круговых и мнущих движений пальцев. Растирание ладони  от середины к краям большим пальцем:   “Дорожки на ладошке”: Растираю я ладошку,   Вниз спускаюсь по дорожке,   Как ладошку разотру,   На другой руке начну”. “Мы ладошку растираем,   С середины начинаем,   Большим пальцем нажимаем, Всю ладошку разминаем”. Также использую следующие упражнения: “Пила” Левая рука лежит на столе ладонью вверх, ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх- вниз. То же для другой руки. Можно аналогично выполнять и для тыльной стороны ладони. “Вверх ладошку подниму   И пилить ее начну.   Не пугайся, ведь пила- Это правая рука”. “Буравчик” Кулаком правой руки производим движения по типу “буравчика” на левой ладони. То же для другой руки. “Костяшками пальцев правой руки  Ладошку на левой руке разотри. Как будто “буравчик” прошелся по ней. . .   Дави на ладошку свою посильней”. “Согреем ладошки” “Руки крепко прижимаем И ладошки растираем.   Сильно, сильно, сильно трем, Разогреться им даем”. Движения кистями рук. Эти движения направлены на развитие кинестетического компонента двигательного действия. Выполняются совместно, затем по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой. Затем двумя руками вместе. “Зарядка для ладошки” Катать небольшой шарик( деревянный, резиновый, теннисный мячик) ладонью. “Шарик удержу ладошкой.   Прокачу его немножко,   Как на роликах рука,   По столу скользит сама”. “Крутись, карандаш”. Цель: учить катать карандаш( или трубочку) по столу сначала одной рукой, а потом другой. Карандаш я покачу, Вперед – назад, как хочу. “Не боюсь колючек”. Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать кинестетический компонент движения. Развивать силу нажима рук. Материал: бигуди- липучки. “Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их, они колючие. Давайте покатаем колючки по столу( затем между ладонями) . Я колючек не боюсь. Даже если уколюсь! ”. “Непослушные шарики” Цель: учить делать массаж ладоней; развивать ловкость движений пальцев и кистей рук. Материал: небольшие шарики( резиновые, деревянные, пластмассовые с гладкой или неровной поверхностью) , бусины, каштаны, горох, камушки. Ход игры. “Вот шарики. Давайте поиграем, покатаем их по столу. Только шарики непослушные, хотят убежать. Не отпускайте их! ” Затем дети учатся катать шарики между ладонями. Когда научатся катать шарики, предлагаю детям бусины, горох, крупу, при этом они могут накрывать ладонью сразу несколько бусинок или крупинок. Игры с массажными мячиками  проводятся аналогично, их катаем по столу вперед- назад, в стороны, по кругу. Важно, чтобы они не выкатывались из- под ладоней. Игры с различными предметами и материалами. Эти игры довольно трудны для наших детей, поскольку ребята не могут регулировать силу, точность, направление движения, но все же они особенно нравятся детям, поскольку в них присутствует эмоциональный компонент, практические материалы и предметы. В случае затруднений применяю прием “рука в руке”. Цели и задачи. Развитие хватания. Развитие согласованности движений обеих рук. Развитие точности и дифференцированности движений кистей и пальцев рук. Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний. Развитие осязания. Развитие мышления и воображения. Материалы подбираются в соответствии с целью задания.   Методы обучения: п оказ  действий; д ействия  руками ребенка; п оэтапная словесная  инструкция. Работу строю по  принципу постепенного повышения  уровня сложности заданий и учитываю индивидуальные особенности и возможности ребят. Примеры игр. “Прячем ручки”. Ребенку предлагается спрятать руки за спину, под платок, в коробку. “Спрячь в ладошке”. Ребенку предлагается спрятать( зажать в ладошке) кусочек поролона так, чтобы никто не увидел, не нашел губку. “Котенок”. Резиновую игрушку- пищалку сжать в кулачке и приговаривать: “Ты, котенок, не пищи, лучше маму поищи”. “Ветерок”. Сжимая в ладони резиновую грушу, продемонстрировать, как дует ветерок: на щечку, на руку. Делая такой ветерок, можно сдувать со стола ватку, бумажку. “Ямки”. Это игра с тестом или пластилином. Одним пальцем, а затем и несколькими пальцами или всеми пальцами надавливаем на тесто и делаем в нем ямки. В получившиеся ямки можно положить горошину, фасолину, камушек. “Спрячь шарик”. Ребенку предлагается спрятать в тесто шарик( бусинку) , а потом найти его. “Спрячь руки! ” Ребенок прячет руки, погружая их глубоко в песок, крупу. “Пересыпь крупу”. Ребенок с помощью совочка, ложки, воронки пересыпает сыпучие вещества из одной емкости в другую. “Что внутри? ” Ребенок открывает баночки, бутылочки, коробочки, в которых находятся мелкие предметы, конфеты. “Бумажные снежки”. Из бумаги предлагается сделать снежки( смять комочки) . “Погремушка”. По принципу шумовых коробочек в непрозрачные маленькие бутылочки складывать мелкие предметы: фасоль, бусины, детали мозаики, а потом закрыть их крышкой и погреметь погремушкой. “Мозаика”. Предлагается выложить столбики, дорожку, небо, травку. Также можно сортировать детали по цвету в тарелочки. “Курочка ряба”. Предложить детям развернуть из фольги “яички”: заранее завернутые в фольгу шарики или орехи, каштаны. “Пластилиновые узоры”. Ребенок отщипывает от брусков пластилина кусочки, скатывает шарики и накладывает их на пластилиновую основу, прижимая пальчиком. Получается абстрактная картина или “конфетки”, “ягодки”, “снег”. “Длинная дорожка”. Выкладывается из счетных палочек дорожка для куклы, машины. “Веселый шнурок”. Наматывается шнурок на руку, на пальчики ребенка: “Вверх шнурок, Вниз шнурок,   И еще, еще разок! Вот какой у нас узорчик! Вот какой у нас заборчик! ” Игры с цветными прищепками: “Ловим раков”, “Солнышко светит”, “Прищепки прячутся”. “Бусы для куклы” - нанизывание на шнурок крупных бусин или маленьких колечек от пирамидок. Пальчиковые игры. Это последний, наиболее сложный для наших воспитанников блок в коррекции двигательных нарушений и развитии моторики рук. Цели и задачи. Развитие согласованных движений рук. Развитие точности и дифференцированности движений кистей и пальцев рук. Развитие внимания, зрительно- двигательного восприятия. Методы обучения: показ действий, действия руками ребенка, с амостоятельные действия ребенка. Игра “Мы топали”. Слушая стихотворение, ребенок хлопает по столу или по коленкам ладошками: Мы топали, мы топали.   До тополя дотопали, До тополя дотопали И ножки все оттопали. “Барабанчики”. Ребенок стучит по столу всеми пальцами обеих рук или указательными прямыми пальцами. “Вот палочки- пальчики,   Стучат барабанчики! ” “Вышли пальчики гулять! ” Ребенок, подражая взрослому, сжимает и разжимает пальцы в кулак. “Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять! В домик спрятались опять”. Таким образом, моя работа с детьми показывает, что  игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка:   вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно- двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно- практическая деятельность.

Оставить комментарий: