a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей «Использование макетов в сюжетно-ролевой игре»

Автор: Павлова Любовь Юрьевна Опубликовано: 2021-11-11 06:50:00

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей «Использование макетов в сюжетно- ролевой игре». Сюжетная игра- это любимый  вид деятельности   дошкольников, именно в ней максимально развиваются их способности. Но самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника, его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается. А если следовать современной классификации детских игр, то от полутора до двух часов ежедневно дети старшего дошкольного возраста должны играть в сюжетно- ролевые игры. Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет: - удовлетворять свои интересы; - реализовывать свои возможности; - создавать игровой сюжет и реализовать его; - проявлять индивидуальные особенности игрового творчества. Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно- ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют  развитию ребенка. Макет- это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира( реалистического или фантастического) . Организуя предметно- игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально- стилевых особенностей в игре. В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры- режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами- игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками в значительной мере способствует сюжетосложению – ребенок самостоятельно придумывает и комбинирует разнообразные сюжетные события, активизирует комментирующую речь( то есть, играя, ребенок комментирует свои действия, поступки) , используя для этого разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию. Для того, чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира( реалистического и фантастического) . В детских садах нужен, прежде всего « универсальный» макет, то есть тематически многозначный( условно- обобщенный) маркер игрового пространства. «Универсальные» макеты условно делятся на два типа: 1.  Макеты- модели: Макет- модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями( дома, церковь, светофор) , добавлением служат тематические фигурки- персонажи и предметы, обозначающие действия- события, мелкий транспорт- автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей- семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи,   антураж  ( деревья, цветы) . 2.  Макеты- карты: Макеты- карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете- карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами( дома, гаражи, бензоколонки 0 и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия- это транспорт. Ландшафтный макет- карта- это плоскость с обозначенной цветом природной территорией( лес- зеленый цвет, река- голубой цвет, земля – коричневый цвет) , которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами- деревьями, цветами и т. д. «Универсальный» макет- это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей. Для дальнейшего развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал и хранить его. Сюжетно- ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, способствуют развитию творческой инициативы. С тематическим макетом, используя приложенный к нему антураж без изменений, дети играют только первое время. Затем замыслы меняются, дополняются другими предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные фантастические события. Например, макеты: «Зоопарк» и «Парк юрского периода» «Дом» и «Зоопарк» «Дом» и «Путешествие по городу» «Аэропорт», «Дом» и «Путешествие по городу» «Аэропорт», «Дом» и « Автогородок » «Дорожное движение» и «Город» «Зоопарк» и «Доктор Айболит» и др. Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы( то есть способности к творческому решению проблем, возникающих при осуществлении деятельности, в игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор, стремятся к  взаимопониманию) – а это важные показатели интеллекта. Развитие креативности и инициативы – необходимое условие формирования полноценной личности. В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечаются старание, желание достичь хорошего результата. Макеты- карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения различных объектов. У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе( о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека) , дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков. Любой вид деятельности, в том числе сюжетно- ролевая игра, требует от педагогов грамотной организации и руководства, изучения методической литературы по организации игр с макетами. Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего,   художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета. Так, макет- карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный макет- карта- в опушку леса, где живет Винни- Пух или Баба- Яга. Обитатели- персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем( из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала) , что способствует развитию творчества в различных видах деятельности( в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов) . В ряде программ макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас. Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т. д. Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук. Макет- это результат конструктивно- творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным( на специальных подставках) , настенным( объекты на переднем плане, а изображение на заднем) . Вывод: Подводя итоги, следует отметить, что макет- это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно- игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов( т. е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? », «Что с ними случилось? ») . Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло- детской и свободной детской активности.

Оставить комментарий: