a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Диагностические задания

Автор: Заболотная Наталья Владимировна Опубликовано: 2021-11-13 16:32:09

Диагностические заданий для определения уровней музыкального развития детей дошкольного возраста

Младшая группа

 

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического вопроса, задания

Восприятие музыкальных произведений

«Марш», «Колыбельная», «Плясовая».

МДИ «Что делают в домике»

МДИ «Солнышко и дождик

Предложить детям прослушать разнохарактерные произведения и выполнить соответствующие движения. Неактивным детям предложить подобрать соответствующие иллюстрации.

Развитие музыкальной памяти

 «Зима прошла» Н. Метлов; «Пирожки» А. Филиппенко; «Спят усталые игрушки»

МДИ «Музыкальные часы»

Предложить узнать знакомые детям программные произведения и песни из мультфильмов по вступлению и назвать их. Затрудняющимся детям предложить подобрать соответствующие картинки.

Формирование диатонического (звуковысотного) слуха

«Птица и птенчики»

Е. Тиличеевой

МДИ «Угадай-ка»

Игра «Высоко-низко»

Предложить прослушать музыкальное произведение. Вопросы: всегда ли музыка звучит одинаково? Как чирикают птички? Как чирикают птенчики? Высоко или низко?

Формирование динамического слуха (громко-тихо)

Игра «Тихо-громко»

Игра «Скажи свое имя»

Предложить назвать свое имя сначала громко, а потом тихо. Предложить прослушать музыкальное произведение, определить, когда оно звучит громко, а когда тихо. Вопросы: всегда ли музыка звучит одинаково? Прослушать музыкальное произведение повторно. Предложить прохлопать в ладоши громко и тихо, соответственно звучанию музыки.

Формирование ритмического слуха

Игра «Эхо»

Ритмическая игра «Здравствуйте» МР 8/10,14

МДИ «Прогулка»

Прохлопывание простых ритмических рисунков за педагогом. При затруднении – ритмические игры со всеми детьми. Отметить четкость выполнения заданий в одном темпе вместе со всеми.

Развитие певческих умений и навыков

Знакомые программные произведения. «Пирожки» А. Филиппенко, «Зима прошла» Н. Метлов и др.

Исполнить знакомую детям песню. Предложить спеть эту песню всем вместе. Отметить исполнение без напряжения, передачу характера песни (весело, ласково, протяжно, напевно), чистое произношение слов. При затруднении ребенок исполняет любую песенку, которую он знает, без музыкального сопровождения.

Формирование навыков и умений музыкально-ритмических движений

Парный танец «Я хочу потанцевать» и другие, знакомые детям танцы.

Предложить самостоятельно начать и закончить движение, реагируя на начало звучания музыки и ее окончание. Проверить качество исполнения танцевальных движений в знакомых танцах. Отметить ритмичное движение под музыку, согласно темпу и характеру музыкального произведения.

Развитие танцевально-игрового творчества

Игра «На ковре котята спят»;

Хоровод «Кто у нас хороший», плясовые мелодии

Отметить активное участие в игровой ситуации, в инсценировке хороводов, самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

Развитие тембрового слуха

Музыкальные инструменты: дудочка, погремушка, металлофон, колокольчик, бубен, барабан. МДИ: «Что звучит?»

Предложить угадать, какой инструмент звучит, поднимая соответствующую картинку.

Приобретение умений и навыков игры на детских музыкальных инструментах и представлений о них

Предметные картинки с музыкальными инструментами.

Шумовые инструменты: погремушка, барабан, кубики. Плясовая мелодия.

Назвать самостоятельно музыкальные инструменты, какие знаешь.

Назвать по картинкам.

Самостоятельно подыграть на шумовых инструментах педагогу.

 

Средняя группа

 

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического вопроса, задания

Формирование навыков культуры слушания музыки

Сюжетная игра «Мы на концерте»

Предложить представить себя в роли зрителей. Напомнить правила поведения на концерте. Отметить поведение каждого ребенка: умение дослушать произведение до конца, не отвлекаясь. Вопросы: как мы должны себя вести на концерте, как нужно правильно слушать музыку?

Восприятие музыкальных произведений

МДИ «Солнышко и дождик»

Предложить прослушать несколько музыкальных произведений и соотнести содержание музыки с иллюстрацией. Отметить эмоциональную отзывчивость на музыку. Вопросы: какая музыка по характеру?

Развитие музыкальной памяти

МДИ «Угадай, кто пришел?»

МДИ «Угадай мультфильм»

Предложить узнать знакомые песни по вступлению. Затрудняющимся детям предложить подобрать соответствующие картинки.

Развитие динамического слуха

(громко-тихо)

Ритмическая игра «Дождик»

Игра «Громко-тихо»

«Дождь по крышам, кап, кап, кап,

Тихо хлопаем мы в такт,

Дождик вдруг пошел сильнее,

Хлопнем громче и быстрее!»

Прослушивание разных по динамике пьес. Вопрос: как звучит музыка, громко или тихо?

Развитие диатонического (звуковысотного) слуха

МДИ «Теремок»

МДИ «Угадай-ка»

Предложить рассмотреть иллюстрации. Вопрос: как мычит корова? А теленок?

Какой голос у коровы? А у теленка? Проиграть музыкальные фразы в нижнем и верхнем регистрах, предложить подобрать соответствующие картинки.

Формирование певческих

умений и навыков

Исполнение знакомых песен, программных произведений, песенок из мультфильмов.

При затруднении ребенок исполняет песню на свой выбор, без музыкального сопровождения. Отметить: пение естественным звуком, чистое интонирование, пение с удовольствием.

Развитие

песенного творчества

Музыкальные вопросы «Как тебя зовут?» «Что ты хочешь, кошечка?»

Предложить самостоятельно ответить на музыкальный вопрос, сочинив мелодию ответа. Отметить способность отыскать нужную интонацию.

Формирование навыков музыкально-ритмических движений

Знакомые танцы и пляски. Музыкальная игра «Кошка шла»

Отметить детей, активно участвующих в танцах. Предложить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыки. Отметить правильное выполнение основных танцевальных движений.

Развитие ритмического слуха

Игра «Прогулка» МДИ Игра «Считалка» Ритмодекламация «Анечка, Михаил, Алевтина, Коля»

Предложить прохлопать ритмический рисунок вместе с педагогом, затем самостоятельно. При затруднении провести ритмическую игру со всеми детьми.

 

Развитие тембрового

слуха

Игра «Нам игрушки принесли» МДИ

Предложить прослушать звуки за ширмой и отгадать, какой инструмент звучит. При затруднении воспользоваться предметными картинками.

Развитие танцевально-игрового творчества

Игра «На лошадке ехали»

Хоровод «Ходит Ваня»

Образные танцы «Листочки кружатся», «Снежинки»

Отмечать активное участие в играх, хороводах, образных танцах. Отметить способность самостоятельно подбирать движение в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки.

Формирование умений и навыков музицирования, знание музыкальных инструментов.

Подыгрывание простых мелодий на деревянных ложках, барабане, металлофоне. Игра «Заинька серенький»

Плясовые мелодии.

МДИ «Музыкальные инструменты»

Отметить устойчивый интерес к музицированию, точную передачу несложного ритмического рисунка, чувство ансамбля.

В дидактической игре назвать знакомые музыкальные инструменты или отметить фишкой названные педагогом.

 

Старшая группа

 

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического вопроса, задания

Приобщение к музыкальной культуре (знание композиторов, умение отличать классическую, современную

и народную музыку)

«Полет шмеля» Римского-Корсакова

«Калинка» р.н.п.

Современные песни (поп-музыка)

Игра «Струнные, шумовые, ударные инструменты»

а) Предложить назвать знакомых детям композиторов;

б) Спросить, кто такие композиторы?

в) предложить на выбор три произведения, угадать, к какой музыке они относятся?

Знание основных жанров музыкальных произведений

(марш, танец, песня)

МДИ «Что делают в домике»

«Детская полька» М. Глинка,

«Марш» Д. Шостакович, р.н.п. «Во поле береза стояла»

Предложить прослушать музыкальные произведения и угадать, что делают в домике (выбрать соответствующую иллюстрацию)

Развитие музыкальной памяти

Программные произведения, песенки из мультфильмов.

Предложить узнать знакомые песни по вступлению. Затрудняющимся детям предложить подобрать соответствующие картинки.

Развитие диатонического (звуковысотного) слуха

МДИ «Угадай-ка»,

«Ступеньки»

Музыкальная лесенка

Дети закрывают фишками животных, соответствующих прозвучавшим мелодиям в разных регистрах. Определяют движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки.

Развитие тембрового слуха (умение различать на слух звучание музыкальных инструментов, голоса)

МДИ «Солнышко и дождик»

«На чем играю?» «Три звука» «Теремок»

Проиграть мелодию на каком-либо инструменте, попросить детей определить звучание инструмента и закрыть фишкой. Проиграть на фортепиано один, два или три разных звука, ребенок выкладывает соответствующее количество фишек.

Дети слушают музыку и определяют

по звучанию, какому персонажу сказки

она подходит.

Развитие динамического слуха (умение использовать динамические оттенки в пении)

«Найди щенка»

«Громко-тихо запоем»

Предложить найти спрятанную игрушку. Музыка звучит громче, чем ближе ребенок к игрушке, и соответственно тише, чем дальше. Далее ведущий должен найти спрятанную детьми игрушку, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети.

Формирование певческих навыков и умений

Программные знакомые песенки.

Отмечать пение легким звуком, умение брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Затрудняющимся детям предложить исполнить любую песенку.

 

Развитие навыков сольного пения

«Музыкальное эхо»;

пение знакомых песен под минусовые фонограммы

 

Отметить умение эмоционально передать содержание песни, чистое интонирование.

Развитие песенного творчества

«К нам гости пришли»; «Расскажи стишок, спой его»

 

Отметить умение инсценировать песню, придумать мелодию к заданному тексту.

Развитие чувства ритма

Ритмические цепочки «Анечка, Михаил, Алевтина, Коля» МДИ «Определи по ритму»

Повторение за педагогом несложных ритмических рисунков. Педагог исполняет ритмический рисунок знакомой песни хлопками. Дети по ритму определяют песню и закрывают пустую половину карточки.

Формирование навыков исполнения танцевальных движений

Знакомые детям танцы и хороводы.

Отметить умение передавать в движении характер музыки, ориентировку

в пространстве умение менять движение

по музыкальным фразам.

Развитие танцевально-игрового творчества

Музыкальная сказка «Теремок»

Импровизация движения разных персонажей под музыку.

Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах

«Андрей-воробей», «Сорока-сорока», игра «Прогулка», «Наше путешествие

Предложить исполнить знакомые песенки на инструменте индивидуально. Далее – в ансамбле.

 

Подготовительная группа

 

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического вопроса, задания

Приобщение

к музыкальной культуре (сознательное отношение

к отечественному музыкальному наследию

и современной музыке)

Фонограммы из разных жанров. Игра «Классическая, современная, народная»

Фонограмма Государственного гимна России. Портреты композиторов.

Вопросы: кто пишет музыку? Что такое народная музыка? Классическая? Современная? Инструментальная? Хоровая? Вокальная? Различие ансамбля и оркестра. Отметить знание музыкальных терминов. Как записывается музыка? Включить Гимн России, проверить, узнают ли его по вступлению.

Формирование музыкального вкуса (наличие любимых произведений, музыкальных предпочтений)

Игра «Музыкальный магазин» Музыкальная загадка «Три шмеля». Записи «Полет шмеля» Римского-Корсакова в исполнении оркестра народных инструментов, симфонического и в современной обработке.

Выявить предпочтение к какому-либо музыкальному произведению, предложить детям высказаться о нем, почему оно им нравится (оценочное отношение к музыке)

Развитие музыкальной памяти

Игра «Угадай мелодию»

Программные произведения.

Игра «Картинная галерея»

Подобрать соответствующие иллюстрации известных художников к циклу знакомых классических произведений «Времена года».

Развитие словарного запаса для определения характера музыкального произведения

Два разнохарактерных произведения. Игра «Солнышко и дождик»

Вопросы: какие чувства передает музыка? О чем рассказывает? Как рассказывает? Какая музыка? Почему это произведение ребенок относит к картинке – дождик или солнышко. Отметить умение аргументировать свой выбор.

Знание элементарных музыкальных понятий (регистр, динамика, темп)

Игра «Музыкальные теремки», «Громко-тихо», «Быстро-медленно».

Что такое регистр? Динамика? Темп? Длительность? Ритм?

Знание сложных музыкальных жанров (балет, опера, симфония, концерт), классификация музыкальных инструментов.

МДИ «Струнные, ударные, шумовые».

Какие оркестры бывают, их состав. Что такое балет? Опера? Симфония? Концерт? (подобрать соответствующие картинки)

Знание творчества композиторов

Портреты композиторов. МДИ «Детский альбом». Игра «Назови композитора»

Предложить назвать композиторов, их произведений, узнать по портретам, по произведениям.

Развитие диатонического (звуковысотного) слуха

Игра «Музыкальная лесенка»

Игра «Музыкальное лото»

Определить направление движения мелодии и показать его с помощью лесенки и игрушки.  Дети выкладывают на карточках ноты-кружочки от 1 до 5, от 5 до1, или 5 на одной.

 

Развитие чувства ритма

Белорусская народная мелодия «Полли», «Учитесь танцевать»,  МДИ «Выполни задание»

Простучать под музыку ритм

на музыкальном инструменте (бубен). Повтор ритмического рисунка. Передача ритмического рисунка знакомой песни.

Выложить короткими и длинными карточками ритмический рисунок.

Развитие тембрового слуха

МДИ «Теремок»

МДИ «Сколько нас поет»

МДИ «Слушаем внимательно»

Прослушать мелодию и определить соответствующего персонажа. Предложить прослушать музыкальное произведение, определить какие инструменты исполняют это произведение.

 

Оставить комментарий: