a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Формирование эффективного родительства как условие социального благополучия воспитанников ДОО. Подготовила: учитель-дефектолог Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2021-11-14 11:57:59

Документы для скачивания

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РОДИТЕЛЬСТВА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОО Подготовила: учитель- дефектолог Чикризова М. С. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. А. С. Макаренко В современных условиях учреждение дошкольного образования является центром, осуществляющим разноплановую помощь и поддержку родителей в вопросах воспитания ребёнка. От качества работы в данном направлении в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и качество семейного воспитания. Основной целью работы МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2 г. Шебекино» является создание полноценных условий для разностороннего развития личности реб е нка. В нашем ДОУ сложился стабильный педагогический коллектив – коллектив единомышленников, способных успешно добиваться поставленной цели. Одним из ключевых факторов, влияющих на этот процесс, является социальное окружение воспитанников и, прежде всего, семья. По выражению К. Юнга, «никто не в состоянии воспитывать личность, если он сам не является личностью». Исходя из этого, возникла необходимость организации целенаправленной работы по формированию эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей. Тема взаимоотношений педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Многие специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе ДОУ.   Обнаруживаются противоречия между признанием приоритета семейного воспитания, которое требует иных взаимоотношений семьи и педагогов дошкольного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности  и недостаточными возможностями взаимодействия между субъектами образовательного процесса( между родителями и педагогами ДОУ) . Традиционные формы взаимодействия с семьей не всегда дают положительные результаты в отношениях между педагогами, родителями и детьми. Часто в процессе такого взаимодействия возникают различные противоречия. Поэтому возникла идея пересмотреть формы активной родительской позиции в условиях этих противоречий. Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. И здесь, мы – педагоги детского сада готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Наблюдения показывают, что современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Многие покупают специальную литературу, некоторые получают необходимую информацию через Интернет. Но в большинстве своем они пользуются случайной литературой и бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, по принципу «как меня воспитывали», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка, его проблемам. Таким образом, основной идеей нашей работы является активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье. Стратегия взаимодействия с семьей. -   Анкетный опрос родителей  позволил выявить уровень их педагогических возможностей, методы воспитания, виды поощрения и наказания, источники педагогических знаний, используемые в семье. -   Составление алгоритма взаимодействия с семьей.  Алгоритм взаимодействия включает 6 стадий, которые носят следующие названия: Поиск контактов при первой встрече; Обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке; Установление общих требований к воспитанию ребенка; Упрочение сотрудничества в достижении общей цели; Реализация индивидуального подхода; Совершенствование педагогического сотрудничества. Составление плана работы с семьей. План работы включает в себя: - Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно- текстовая информация, ежедневные беседы, шкатулка вопросов( по запросам родителей) ; - Обучение практическим умениям: как учить стихи с детьми, обучению детей чтению и т. д. - Вовлечение родителей в образовательный процесс: Дни открытых дверей, цель которых знакомство с достижениями детей и методами работы с ними; совместные праздники, экскурсии, досуги, выставки. Формы взаимодействия с родителями Содержание работы по данной теме реализовала через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Здесь я использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями. Традиционные – коллективные и индивидуальные: родительские собрания, беседы, тематические консультации, памятки для родителей, настенная наглядная информация. Для того чтобы традиционные формы были действенными, мы старались активизировать родителей. Родительские собрания  – это действенная форма работы общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях у нас есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи. Традиционные родительские собрания мы решили сделать интересными, творчески подошли к их подготовке и увидели положительные результаты. Родители на наших родительских собраниях не являются пассивными слушателями. Они отвечают на вопросы педагогов, приводят свои примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализируют педагогические ситуации. Хорошо зарекомендовали себя собрания с просмотром видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок. Собрания мы проводим как в форме вечеров вопросов и ответов, так и устного журнала, заседаний к руглого стола. Рубрики разные: «Советы специалиста», « Говорят дети », « Это инт ересно», «Справочное бюро», «В кругу семьи». Мы стараемся вызвать интерес родителей к обсуждаемой на собрании теме заранее: понаблюдать за ребенком дома во время игры, какие игры любит играть ребенок, какие телепередачи смотрит ребенок, какие вопросы чаще задает и т. д. В период подготовки к мероприятию заране е формулируем проблемную тему( « Почему ребенок не слушается? », « Можно ли обойтись без наказания? ») . Но при этом мы не забываем учитывать потребность родителей в обсуждении данной темы. Памятки для родителей  – форма работы, в которой кратко и лаконично даны советы родителям по воспитанию детей. Они доступны для всех родителей. Использу ем в своей работе  тематические консультации. Работает в группе схема «Спрашивайте – отвечаем», т. е. консультирование по запросам родителей. Причем, это может быть как устная консультация, так и письменная. Наглядно- информационные стенды  – дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. На них всегда родители находят для себя нужную информацию: антропометрические данные детей, режим дня, сетка занятий, информация о дополнительных услугах, кого из детей можно поздравить с днем рождения, фотовыставки, какие возрастные особенности свойственны данному возрасту и многое другое. Наряду с традиционными формами взаимодействия, мы использу ем в работе и  нетрадиционные: - Информационно- аналитические – это изучение семьи, т. е. выявление интересов, потребностей, запросов родителей и т. д. - Досуговые – их цель – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это – совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках. - Познавательные – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей: проведение консультаций, собраний в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, ток- шоу, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. - Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские – организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини- библиотек. « Дни открытых дверей » – эта форма сотрудничества использовалась педагогами и ранее. Однако сегодня ее можно отнести к нетрадиционной в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. Дни открытых дверей помогли родителям увидеть стиль общения педагога с детьми, самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Мы стремились не только продемонстрировать педагогический процесс, но и вовлечь их в него. Родители в этот день свободно посещали дошкольное учреждение, знакомились с жизнью ребенка в детском саду, видели, как он занимается, отдыхает, общались с его друзьями. Родители участвовали в детских играх, получали мастер- класс на занятиях по изодеятельности, на физкультурном занятии. С ними беседовали специалисты дошкольного учреждения. Все это помогло нашим родителям по- новому взглянуть на своего ребенка, на педагогов детского сада, на воспитание в домашних условиях. В работе педагогических работников с родителями воспитанников активно использовались информационно- коммуникационные технологии. Использование сайта учреждения, электронной почты способствовало повышению родительской активности, установлению обратной связи. Появилась возможность определить характер проблем родителей и уровень их удовлетворенности деятельностью учреждения дошкольного образования, а также обсудить перспективы развития детей. Участие родителей в мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования( спортивных досугах и праздниках) , способствовало формированию здорового образа жизни в семьях, сплотило нас в единую «команду». Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции. Методы активизации родителей: В процессе той или иной формы я использовала в работе методы активизации родителей. Они направлены: на возникновение интереса к обсуждаемому материалу; на желание родителей активно участвовать в обсуждении этого материала. Это, прежде всего: постановка дискуссионных вопросов; предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров из литературных источников; игровой метод активизации родителей( родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен д ать ответ на вопрос, например: « Что вас радует в вашем р ебенке? », « Что огорчает? ») . Родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли. анализ педагогических ситуаций помогает связать знания с практикой воспитания детей, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Решение педагогических ситуаций требует от родителей само стоятельного ответа на вопрос: «Как поступить? ». Например, на родительском собрании использую методы в их совокупности: беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Применение всех этих методов привело родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет пожелания родителей, использование методов их активизации способствовали формированию активной родительской позиции. Анализ проведенной работы показал: у родителей появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей; увеличилось количество обращений за индивидуальной консультацией к специалистам, с вопросами к воспитателям; возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, группой, а также количественный состав их участников. Все это является подтверждением того, что залог успешной работы с детьми лежит в сотрудничестве педагога и родителей, а также самих детей. Р екомендаци и по взаимодействию педагогов с семьей: Установите доверительный такт, верный тон разговора; Найдите индивидуальный подход к каждой семье с учетом структуры семьи, опыта родителей, условий воспитания; Поддерживайте уверенность родителей в собственных педагогических силах; Объединяйте и сплачивайте родителей для помощи в решении различных вопросов организации жизни детей в группе, создавайте атмосферу сопричастности, общности интересов. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы