a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей посредством схем-пиктограмм». Подготовила: учитель-дефектолог Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2021-11-14 14:21:45

Документы для скачивания

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей посредством схем- пиктограмм» Учитель- дефектолог Чикризова М. С. Пиктогра́мма( от лат. Pictus – рисовать и греч. Γράμμα – запись) – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях. Использование пиктограмм для развития ребенка используется довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан Д. Б. Элькон иным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается чер ез наглядную и доступную форму. Данный метод использовали Д. Б Эльк о нин и Л. Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова. Пиктограммы, « схемы слова», помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук( в начале, в середине или в конце) , схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций( мышление, воображение, память, внимание) , активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности( дорожные знаки, экологические знаки и т. д. ) . При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Использование пиктограмм при пересказе сказок или небольших рассказов. Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой- то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на занятиях. Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а затем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания. Этапы обучения: 1. По дготовка к пересказу. В начале необходимо учитывать требования к литературному произведению: доступное и полноценное содержание; четкая композиция; небольшой размер; изложение на простом, но богатом языке; жанровое разнообразие. Не следует пересказывать произведение, не исследовав его. 2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприяти я текста детьми. 3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом, проводит педагог непосредственно на занятии по обучению пересказу. 4. После повторного прочтения необходимо побеседовать с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом: рассматривание иллюстраций, картинок; выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке; выделение из текста фраз к каждой картинке; знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией; нахождение пиктограммы согласно тексту. 5. После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями( моделью) ; передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов. Пиктограммы для пересказа русских народных сказок. Использование пиктограмм для пересказа о чень помогает в работе с детьми, т. к. психические процессы( мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации. Использование моделей( пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение. Игры с пиктограммами. Пиктограммы можно использовать для игр: «Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», педагог читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту. «Продолжи рассказ», педагог раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму. «Расставь правильно», педагог расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы. «Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен составить рассказ. Пиктограмм ы к сказк е «Колобок». 105854511969751021536176530101917560960 Пиктограмм ы к сказк е «Машенька и медведь» 11525253810

Оставить комментарий: