a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста".

Автор: Гудкова Екатерина Александровна Опубликовано: 2021-11-15 14:19:39

Документы для скачивания

Выступление на тему: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в процессе социализации на ранних этапах обучения как одно из эффективных средств формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста». Подготовил: Гудкова Е. А. 2020 г. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.     В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода, который отличает его от других, последующих периодов развития, состоит в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний, навыков. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического воспитания именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста.  Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле- продаже и других финансово- экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово- экономических отношениях.  «Деньги», «богатство», «бедность», «реклама» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие. Наш детский сад является одной из 10 площадок, работающих в городе на базе которого проводится работа по дополнительной общеобразовательной программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», созданной  в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ. Данная программа позволяет сформировать у дошкольников первичные экономические представления и компетенции, способствует развитию экономического мышления, воспитывает социально – личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим мы видим экономическую культуру в качестве одного из компонентов общей культуры личности. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, сформированностью социальных, интеллектуальных, нравственных качеств( бережливость, смекалка, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждение жадности) , готовностью принимать рациональные экономические решения. Она является фундаментом для формирования финансовой грамотности дошкольников. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Как же происходит работа по данной программе? Главным героем всех занятий является кот Белобок и его лесные друзья, который на доступном для детей языке объясняет такие понятия, как: «труд», «профессия», «потребность», «деньги» а также более сложные финансово- экономические явления «товарно- денежные отношения», «купля- продажа», «бюджет». Все понятия объясняются через различные формы организации детской деятельности: ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки и кроссворды. Особое место в работе с дошкольниками при реализации программы занимают наиболее близкие и естественные для ребенка- дошкольника виды деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театрализованная деятельность, детский труд. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально- личностное развитие и формируется произвольность поведения, способность к логическому мышлению, исследованию, самоконтролю, ответственности за свои поступки, что составляет важнейшую базу для формирования экономической культуры и грамотного финансового поведения в будущем. Бюджет. Я буду называть действия, а вы определите больше денег станет в семье или меньше. Покупка хлеба в магазине – … Оплата коммунальных услуг – … Папа получил премию – … Дедушка выиграл в лотерею – … Поездка на море – … Ремонт квартиры – … Продали яблоки с дачи – … Бабушка получила пенсию – … Покупка игрушки – … Ценообразование «Влияет на цену – не влияет на цену». Я буду называть обстоятельства, а вы, говорить влияет это на цену товара или нет. –  время года( сезон) ; –  место изготовления товара; –  известность мастера; –  расходы на рекламу; –  настроение продавца; –  спрос( сколько покупателей хотят купить этот товар) ; –  много ли этого товара у других продавцов; –  цвет одежды покупателя; –  возраст покупателя. «Дополни».  Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак банкноты и наоборот. Монета круглая, а банкнота… Банкнота бумажная, а монета… Монета звенит, а банкнота… Монета металлическая, а банкнота… «Объясни пословицу»  расскажите, почему так говорят: Уговор дороже денег. Нелегко деньги нажить, а легко прожить. Брать в долг сладко, возвращать горько. Долг не велик, да лежать не велит. Бережливость лучше богатства. Не деньги богатство – бережливость да разум. Бережливая вещь два века живет. Бережливость лучше прибытка. Запас человека не портит. «Хочу и надо». –  Я вам покажу картинку с изображением какого- либо предмета. Вы должны определить, к чему можно отнести этот предмет – к необходимым потребностям «надо» – поднимаем красную карточку, или к желаниям «хочу» – синюю карточку. Воспитатель показывает картинки с изображениями: Красная карточка – «надо» Синяя карточка – «хочу» Бутылка молока Пирожное Зубная паста Пачка сока Лекарства Игрушка Вода в стакане Мороженое Букварь Удочка –  Как вы думаете, что в жизни человека важнее «Хочу» или «Надо»? Игра с мячом «Что где продают? ». Лекарства – аптека. Велосипед – спорттовары. Газета – киоск. Торт – кондитерская. Овощи, фрукты – овощной магазин. Продукты – продуктовый магазин. Продукты, одежда, игрушки, ювелирные украшения – супермаркет.

Оставить комментарий: