a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку заговорить"

Автор: Мануйлова Юлия Юрьевна Опубликовано: 2021-11-15 21:35:04

Документы для скачивания

Как помочь ребенку заговорить? Период раннего детства( от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет опреде лять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление лич ности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают без умолку. Нормально ли это? Прежде всего, следует немного рассказать о возрастных особенностях речевого развития детей. Развитие речи ребенка в раннем дет стве идет по двум основным линиям: с одной стороны, совершенству ется понимание речи взрослых, с другой формируется собственная активная речь. Что касается понимания, то специалисты считают, что уже после 6 месяцев ребенок начинает понимать речь и устанавлива ет связь между словом и предметом, словом и действием. Резкий ска чок в развитии понимания происходит в период между годом и полу тора годами. Поэтому обратите внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова: понимает ли он вас, когда вы просите его найти ту или иную игрушку, посмотреть на кого- либо, принести тот или иной предмет. Может ли он вместе с вами выполнить ваши указания, по нимает ли объяснения, можете ли вы с ним договориться? После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.   Что касается произношения, то его уровень принято определять тем количеством слов, которые ребенок активно использует в своей речи в определенном возрасте. Специалисты считают, что в норме: •      в год ребенок имеет в своем запасе 4 слова; •      в 1, 5 года количество этих слов увеличивается до 20- 30; •      в 2 года количество возрастает до 300 слов! При этом в период от года до двух лет ребенок в основном исполь зует однословные предложения: «Дай», «Пить», «Мама», «Бо- бо» и так далее. К двум годам он переходит на двухсловные предложения. Бить тревогу необходимо в том случае, если ребенок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрос лого. В этом случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития. Кроме того, это может быть вызвано поражением слуха ребенка. В этом слу чае необходимо проконсультироваться у специалистов: отоларинголо га, невропатолога, психолога, логопеда. Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем испра вить. Что же можно посоветовать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь? Первое. Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослы ми и копируя их поведение. Многие мамы постоянно читают ребенку книжки и включают ему мультфильмы, полагая, что уж тут- то он наслушается речь вдоволь. Но этого мало. Если вы прочитали сказку, посмотрели фильм, обязательно обсудите их с малышом, а еще лучше – проиграйте, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев. Ведь вы же заинтересованы в том, чтобы перевести речь ребенка из пассивного плана в активный? По мнению психологов, только желание ребенка получить от взрослого что- нибудь создает необходимость назвать предмет. Следите за своей речью и исправ ляйте ребенка, если он неверно произносит слова. Второе. Четко и ясно проговаривайте слова. Ребенок начи нает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сю сюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребенок. Поэтому следите за своей речью и исправ ляйте ребенка, если он неверно произносит слова. Выполняйте вместе с детьми элементарные артикуляторные упражнения: «Дудочка», «Улыбка», «Лопаточка», «Лошадка», «Орешки». Третье. При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Сти мулируйте у него звукоподражание; «Как говорит киска? Как гово рит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолет? » Обязательно помогайте ребенку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятель ность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь. С ними нужно говорить спокойным тоном, неоднократно и короткими предложениями, содержащими единственную идею. Дополнительно задавайте им какие- нибудь вопросы, на которые они должны будут ответить короткими предложениями вместо того, чтобы только говорить «да» или «нет». Кроме того, пробуйте закончить их незаконченные слова или предложения, в случае необходимости, неоднократно так, чтобы они могли научиться полностью понимать и говорить эти новые слова легко. Четвертое. Развивайте мелкую моторику. Центр речи и центр мел кой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, по тому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскраши вает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких дви жений пальцев рук, и следовательно, помогают развитию речи. Дети любят манипулировать предметами – вот и позволяйте своему ребенку делать это. Известно, например, что китайцы издавна придерживаются такой традиции: годовалому малышу каждый день дают грецкий орех, и ребенок катает его в ладонях и между пальцами столько, сколько ему захочется( конечно, под присмотром взрослых) . С этим орешком ребенок играет вплоть до 18 лет, это развивает руку и стимулирует кору головного мозга. В итоге у каждого совершеннолетнего китайца есть персональный, до блеска отполированный орешек. Для развития мелкой моторики незаменимы «пальчиковые» игры – сейчас издано немало популярных пособий для родителей с полезными и веселыми упражнениями.

Оставить комментарий: