Картотека игр по звукопроизношению
Документы для скачивания
Картотека игр по развитию речи Игра «Кукла и Куколка» Цель: Произносить звук ( А) высоким и низким голосом. Ход: Передоложите ребенку поиграть. Прочитайте рифмовку: У нас сегодня в доме суета весь день: Плачут все, кому не лень. Почему? Отчего? Ах, спросить бы у кого. Я б спросила, да опять Не будут куклы отвечать, Будут ротик открывать И кричать, кричать, кричать: «А- А- А- А- А- А- А! » «а- а- а- а- а- а- а- а! » Расскажите детям что куклы захотели спать и поэтому плакали весь день. Предложите детям спеть большой кукле громкую песню, громким, высоким голосом. » А- А- А- А- А» А меленькой тихим, тонким «а- а- а- а- а»( Играть можно как с изображением куклы, так и с куклами разного размера) Игра «Пускаем кораблики» Цель: Легко, без напряжения смыкать губы и так же легко их размыкать входящей струей воздуха. Понадобится: Таз с водой, бумажный кораблик. Ход: Вспомните с детьми, что зимой на улице холодно и часто завывает вьюга, вот так: «У- у- у». Когда дует ветер, в домах могут хлопать двери, вот так: «П- п- п». Прочитайте рифмовку: Ветер сильно задувает, Двери хлопают в темноте? - Ну, я хоть и маленький, Но за то удаленький! Опустите кораблик в таз с водой. Предложите ребенку дуть на него, произносить звук ( П) . Если у детей не получается произносить звук( П, то сделайте следующее упражнение. Попросите подуть, одновременно вы указательным пальцем двигаете нижнюю губу ребенка вверх- вниз – в результате получится звук ( П) . Игра «Мама- птица кормит своего птенчика» Цель: Активизировать мышцы нижней челюсти Ход: Посадить ребенка к себе лицом. Покажите картинку и выполняйте движения в соответствии с текстом: Птенчик весело летал, Птенчик клювик открывал. Вот так, вот так Птенчик клювик открывал. Скажите, что вы будите мамой- птичкой, а малыш – птенчиком. Предложите ребенку полетать и помахать крылышками. Затем предложить птенчику поесть. Скажите, что бы он открывал широко клювик. Игра «У доктора» Цель: Активизировать мышцы нижней челюсти Ход: Вспомните с малышом, как доктор обследовал его горлышко, когда он болел. Рассмотрите картинку. Предложить поиграть в доктора и пациента: вы будите доктором, а ребенок – пациентом. Скажите, что он должен открыть рот и удерживать его открытым несколько секунд, пока вы не осмотрите его горлышко( следите за тем что бы двигалась только нижняя челюсть, язык и губы при выполнении упражнения должны быть расслаблены. Игра «Веселый колобок» Цель: Произносить звук ( А) на длительном вдохе. Понадобится: Клубок из толстых ниток для вязания. Ход: Отмотайте от клубка длинную нитку, не отрывая ее. Попросите ребенка взять двумя пальцами как можно дальше. Спросить ребенка, какая нитка? ( длинная) Затем обследовать короткую нитку, спросить какая она. Скажите ребенку что нитки волшебные и они любят петь. Если мы проведем пальчиком по длинной нитке, она будет петь долго, а если по короткой, то песенка будет котроткой. Игра «Маша прыгает по дорожке» Цель: Произносить звук ( А) в закрытом звуке «ап», понимать и использовать в речи глаголы настоящего времени «идет» и «бежит». Ход: Предложить ребенку выполнить пальчиковую гимнастику: Маня важно так шагает( Указательный и средний пальцы «шагают» по коленки или столу) Далеко? Сама не знает. ( пальцы шагают попеременно) По дорожке «топ- топ»( Пальцы продолжают «шагать») Через кочки – «Ап»( «Прыгают» - одновременное движение сразу двумя пальцами) Игра «Угадай» Цель: Правильно и четко произносить звук ( А) в слогах ( звукоподражаниях, восклицаниях) Ход: Предложить ребенку рассмотреть картинки. Расскажите, что на них изображено. Спросите, как плачет девочка. Как мальчик, разбив чашку? Как восклицает мальчик, порезав пальчик? ( Девочка плачет: «А- а- а». Упала чашка: «Ах! Уколол палец: «Ай» Игра «Губки, как колесико» Цель: Выполнять движения, подражая взрослому; активизировать мышцы губ. Понадобится: Игрушечная машина, зеркало. Ход: Предложить малышу покатать машину. Обратить внимание на колеса. Спросите, какой они формы? ( круглые) Попросите обвести колесико пальчиком по окружности. Спросите малыша, может ли он сделать свои губки такими же круглыми, как колеса у машины? Предложить ему шепотом произнести звук ( О) и посмотреть в зеркало на свои губы, которые стали круглые и очень похожи на колесико. Игра «Ой, ушко болит» Цель: Округлять губки. Понадобится: Красивый яркий платок, кукла Ход: Покажите ребенку картинку. Объясните почему у девочки привязана щека. У Кати болит ушко и поэтому она плачет. Возьмите куклу( завяжите платок на ухо, предложите покачать куклу, спеть песенку: «О- о- о! » Игра «Пароход» Цель: Легко, без напряжения смыкать губы и так же легко размыкать выходящей струей воздуха. Понадобится: Таз с водой, бумажный пароходик. Ход: Прочитайте рифмовку: Пароход плывет по речке, В небо выпустив колечки. Предложить ребенку дуть на пароходик, произнося звук ( П) . Игра «Мышка и цыпленок» Цель: Правильно и четко произносить звук[ П] в звукоподражаниях; произносить звукоподражания громко и тихо. Понадобится: Игрушечные мышка и цыпленок. Ход: Покажите детям игрушку и спросите, как они называются. Предложите с ними поиграть. Прочитайте рифмовку: Как- то раз мышонок С утра решил играть. С кем же можно поиграть? С тем, кто может с ним пищать. «Пи- пи- пи», - сказал мышонок. И ответил вдруг цыпленок… Но что сказал цыпленок, Никак я не пойму. Сказал он, может: « Му? » Попросите ребенка вспомнить, как пищал мышонок. Спросите что сказал цыпленок. Предложите спеть песенку мышонка тихо, а песенку цыпленка громко. Игра «Загудел паровоз и вагончики повез» Цель: Четко произносить звук[ П] . Понадобится: Игрушечный паровоз с вагончиками. Ход: Предложите детям рассмотреть игрушечный паровоз ( можно и изображение) . Пусть дети сами назовут как называется игрушка из каких частей состоит. Прочитайте рифмовку: Вот стоит паровоз, Он стоит и гудит: «У- у- у» И тебе говорит: «У- у- у, я тебя прокачу. Ты садись, милый мой, Мы поедим с тобой». «П- п- п, п- п- п», - Так колесика стучат, Увезти тебя хотят. Попросить детей при повторном чтении проговаривать вместе с вами «у- у- у», «п- п- п, п- п- п». Игра «Веселый тромбон» Цель: Четко произносить звук[ Б] . Ход: Рассмотрите картинку. Назовите музыкальный инструмент. Расскажите, что делает мальчик. Прочитайте рифмовку: Мой веселый тромбон, Веселится нынче он. Весело играет, Деток созывает: «Б- б- б». Попросить ребят поиграть вместе с мальчиком на тромбоне: четко произносить звук[ Б] , имитировать пальчиками игру на инструменте. Игра « Бу- бу- бу, бе- бе- бе – я играю на трубе» Цель: Четко и правильно произносить звук[ Б] в звукоподражаниях и словах; произносить звукоподражания громко и тихо. Упражнение укрепляет артикуляционный и голосовой аппарат. Понадобится: Две дудочки – большая и маленькая. Ход: Покажите детям дудочки. Спросите что это такое? Скажите, что дудочки умеют играть. Покажите, как играть на дудочке. Предложите детям поиграть на дудочке, сначала на большой а потом на маленькой. Скажите, что голоса у дудочек разные: у большой дудочки голос громкий, вот такой: «БУ- БУ», а у маленькой – тихий, вот такой: « бу- бу ». Попросите детей закрыть глаза и спрячьте дудочки. Прочитайте рифмовку: К нам мышка пришла, Обе дудки унесла. Чтобы дудочки вернуть, Надо мышку обмануть. Надо дудочки позвать, И он придут опять. Предложить ребенку позвать дудочки. Большую громко а маленькую тихо. Игра «кот и мыши» Цель: Четко и правильно произносить звук[ П] в звукоподражаниях; произносить звукоподражания громко и тихо. Ход: Рассмотрите картинку. Прочитайте рифмовку: Мышка в норке сидит, Мышка ночью не спит. Страшно ей, Она пищит: «Пи- пи- пи». Кот у норочки сидит, Нашу мышку сторожит. Не пищи мышонок, «пи- пи- пи» Нашу кошку не дразни! Предложить детям научить мышонка пищать сердито и громко. Игра «Моя машина» Цель: произносить звукоподражание громко и тихо; четко и правильно произносить звук[ Б] . Понадобится: две игрушечные машины( большая и маленькая, доска для рисования, мел, игрушечная корова. Ход: покажите детям машины. Прочитайте рифмовку: Машина по дроге Бежит, бежит, бежит. Машина очень громко Сигналит, как кричит: «Би- би- би! Ой- ой- ой! На дороге ты не стой! » Предложите детям поиграть – поехать по дороге на машине в лес. Нарисуйте мелом дорогу. Поставьте корову и спросите ребенка: «Что же теперь делать? » ( Надо посигналить: «Би- би- би») обратите на то что сигналы бывают разные ( у большой машины сигнал громкий, у маленькой тихий)