"Педагогическая находка" - НОД по "Развитию речи": "В гостях у сказки"
Цель: обобщение знаний и расширение представлений детей об устном народном творчестве - сказках;
Задачи:
Образовательные задачи: закрепить знания детей о народных сказках, создать условия для радостного и эмоционального настроения;
Развивающие задачи: развивать у детей интерес к устному народному творчеству - к сказкам, развивать речевую активность, продолжать обогащать словарный запас детей;
Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к персонажам сказок, умение сопереживать им;
Оздоровительные задачи: обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего занятия: физкульминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз;
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»;
Предварительная работа: чтение народных сказок, викторина «Узнай сказку», театрализованная деятельность: театр би – ба – бо «Репка», теневой театр «Три медведя», пальчиковый театр «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций к народным сказкам, изготовление масок с родителями, Пополнение мини – музея экспонатами;
Словарная работа: словесные игры на дифференциацию звуков: а, о, у, и, э. Словесные игры: «Скажи ласково», «Продолжи сказку», «Из какой сказки персонаж»;
Методы и приемы: словесный прием, поощрение, рассматривание экспонатов в мини – музеи «В гостях у сказки», малые формы фольклора, игровые упражнения, сюрприз, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создание мотивации;
Художественное слово: загадки, заклички, стихотворения;
Оборудование: музыкальное сопровождение, магнитофон, игрушка Колобок, мини – музей «В гостях у сказки», ширма с иллюстрациями, пластилин, доски для лепки, стеки;
Ход занятия:
- Организационный момент
Звучит музыкальный проигрыш «В гостях у сказки». Дети входят в группу.
- Ребята, сколько гостей сегодня. Поздороваемся с гостями. Дети: «Здравствуйте!»
- Как можно еще поздороваться?
Дети: «Доброе утро», «Привет», «Добрый день».
- Сюрпризный момент: Стук в дверь, появляется гость – Колобок
- Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? (ответы детей)
Я сидел на окошке, остужался, мне стало как скучно и одиноко. Спрыгнул я с окошка и покатился куда глаза глядя. Катился, катился и заблудился. Теперь не могу найти свою сказку. Помогите, пожалуйста, мне вернуться.
- Друзья, поможем Колобку? (Да) Не беспокойся, Колобок, наши ребята знают очень много сказок и помогут тебе. Сейчас ты убедишься в этом. Я буду загадывать загадки, наши дети будут отгадывать о какой сказке идет речь:
- Из домишка лубяного
Лиска выгнала косого.
Эту сказка всем знакома
Кто прогнал лису из дома («Заюшкина избушка»)
- Чашки три и три постели, Стульев тоже три, смотри
И жильцов здесь, в самом деле
Проживает ровно три («Три медведя»)
- Мышка в погребе жила:
Репку вытащить из грядки.
Деду с бабой помогла («Репка»)
- Жили – были семь ребят, Белых, маленьких козлят. Мама их любила, молоком поила («Волк и семеро козлят»)
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали!
- Чтобы помочь нашему гостю, я предлагаю отправиться в наш мини – музей «В гостях у сказки», где живут разные сказки. Там мы с вами и найдем отгадку. Но прежде, чем туда отправиться, мы с вами отдохнем.
- Физкультминутка «Три медведя»:
Три медведя шли домой (шагать на месте) Папа был большой, большой (подняться на носочки, руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом (опустить руки на плечи) А сынок малютка просто (присесть на корточки) Очень маленький он был (идти вприсядку) С погремушкой он ходил (хлопать в ладоши)
- Дети с воспитателем и Колобком оправляются в музей.
- Столько много в музее героев из разных сказок. Ребята, возьмите в руки понравившегося вам персонажа, внимательно рассмотрите его и расскажите о нем: как его зовут, из какой он сказки, хорошие поступки он делал или плохие.
Дети рассказывают о героях сказок, педагог помогает наводящими вопросами (рассказы 3 – 4 детей).
- - Ребята, посмотрите, кто же сидит в углу, это же бабушка и дедушка. Почему они такие грустные? Из какой они сказки? Чтобы ответить на эти вопросы нужно отгадать загадку:
Он от бабушки ушел, И от деда он ушел. А лиса перехитрила, И на носик посадила («Колобок»)
- Правильно, сказка «Колобок», вот мы и нашли твою сказку, Колобок. Не оставляй больше бабушку и дедушку, не уходи один никуда. А чтобы тебе не было скучно, мы с ребятами вылепим тебе друзей (колобки).
Дети проходят и садятся за столы
- Прежде, чем приступить к работе, мы сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика «Сказки»
Будем пальчики считать, будем пальчики считать
(вытягивают руки и загибают пальцы)
Эта сказка – «Теремок», эта сказка – «Колобок»,
Эта сказка – «Репка», про внучку бабку, дедку.
Вот и семеро козлят, этой сказке каждый рад.
- Дети по спокойную музыку лепят колобки, затем сажают их на полянку, рядом с нашим гостем.
- Спасибо, дети, вы мне так помогли – вернули меня в сказку и теперь у меня много друзей! Хочу вас отблагодарить!
(Колобок угощает детей)
- А мне пора, я покатился в свою сказку, до свидания, дорогие, друзья!
- Итог: - Ребята, где мы сегодня побывали? Кому помогли? Вам понравилось помогать другим?
Ходят сказочки по свету, чтобы их читали дети –
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок…»