Конспект прогулки «Деревья осенью»
Документы для скачивания
МКДОУ Кантемировский детский сад №1 Конспект прогулки «Деревья осенью» в подготовительной группе № 3 Воспитатель: Горбанева Л. В. 20 20 г. Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на участке детского сада; - Формировать представления об осеннем тополе, березе и каштане; - Закреплять умение сравнивать березу и тополь. Задачи: - Способствовать закреплению знаний о деревьях, учиться определять деревья по их признакам, учиться различать листья с различных деревьев; - Развивать словарный запас детей; - Формировать целостную картину мира природы; - Поощрять заботу об окружающей среде. Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение М. Садовского «Осень» Березы косы расплели, Руками клены хлопали, Ветра холодные пришли, И тополи затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали, Дубы, огромные всегда, Как будто маленькие стали. Все присмирело, съежилось, Поникло, пожелтело. Лишь елочка пригожая. К зиме похорошела. Воспитатель: Какое время года описывается в стихотворение? Дети: Осень. - Как называется последний месяц осени? ( ноябрь, поздняя осень) , Руки мерзнут в ноябре: Холод, ветер на дворе, Осень поздняя несет Первый снег и первый лед. ( А. Берлова) источник- Какие признаки осени вы знаете? ( стало холодно, листья опали, птицы улетели в теплые края, животные меняют «шубку», люди одеваются теплее, бывают морозы) - О каких деревьях говорится в стихотворении? ( О березе, клене, тополе, иве, осине, дубе) - : Ребята, а для чего сажают деревья? ( В жару деревья дают нам тень, они приносят нам съедобные фрукты и добавляют красоты пейзажам. Деревья дают кислород, очищает воздух, снижает температуру и делает воздух более влажным. ) - С егодня на прогулке мы с вами понаблюдаем за деревьями, сравним их. Лишь осень золотая Лист опалит огнем — Березка облетает, Тоскует под дождем. - О каком дереве говорится? - Ребята, давайте подойдем по ближе к березе. ( подходят к березе «змейкой») Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. - Почему листья на березе стали желтые? ( потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий) - Какие части березы вы знаете? ( Ствол, ветви, корень. ) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? ( Желтые. ) Какого цвета они были летом? ( Зеленые. ) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. - Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? ( Белый с черными пятнами. ) У нее тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? ( Через эти полоски дерево дышит) . - А ветви растут у березы вверх или вниз? ( вниз) Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю Воспитатель: ребята, а теперь возьмите каждый в руки по одному листочку березы. - О каком дереве говорится в этом стихотворении? В знойном августе, еще зеленом, У каштанов – желтая листва. Осень золото подарит кленам, Перед тем свершив" каштанопад" . Гладкие плоды от тех каштанов Собирают дети в сентябре. Им не важно, что листочки вянут – Все каштаны заберут себе. И довольны будут те деревья: Не одною внешней красотой Дарят они людям настроенье Раннею осеннею порой. - Давайте подойдем к каштану. – Есть ли на дереве листья? Каким цветом ствол у каштана? Как называются плоды? Какую пользу приносит это дерево? - О каком дереве говорится в этом стихотворении? Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой. По городу гуляя, встретишь его пух — Над улицей несутся сотни белых мух. - Давайте подойдем к тополю. Какого цвета листья? ( Желто- золотистые. ) Почему осенью листья с деревьев опадают? ( Чтобы дерево зимой не теряло много влаги. ) Когда облетают с тополей последние листья? ( Поздней осенью. ) - Возьмите листочек тополя и сравните с листом березы: - какой формы? ( у березы треугольные, а у тополя овальные) , - одинаковые ли по размеру листья? ( у тополя- большой, у березы –маленький) - Давайте поиграем в дидактическую игру «С какого дерева упал листок? » С березы- … березовый, С каштана- … каштановый. С дуба –… дубовый, С липы- … липовый, С рябины- … рябиновый, С тополя- … тополевый, С осины- … осиновый, С клена- … кленовый, - А теперь дидактическая игра «Сравни деревья по высоте» Самый высокий – тополь, средняя – береза, низкий- каштан Исследовательская деятельность Собра нные листья березы и тополя оставим для гербария для гербария. - А давайте послушаем, как шуршат листья. Листья шуршат, будто прощаются с нами. - А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Подвижные игры на прогулке « Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе( каштану, тополю) беги! »- они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее желтые листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые. Подвижная игра «Мышеловка» Малоподвижная игра «Индюк» Самостоятельная игровая деятельность, творческая деятельность( по желанию детей) . Окончание прогулки, итог: - Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали? - В какие игры играли? ( Ответы детей, похвала и возвращение в группу)