a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Тема выступления "Современные подходы в обучении на уроках технологии"

Автор: Московкина Ольга Геннадьевна Опубликовано: 2021-11-18 10:48:13

Документы для скачивания

Тема: С овременные подходы в обучении на уроках технологии. Подготовила выступление: учитель технологии Московкина Ольга Геннадьевна Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициатив ой «Наша новая школа», «Модель р азвития образования 2020», в Федеральных  государственных образовательных стандартах второго поколения.   Введение федеральных государственных образовательных стандартов( ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно- деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.   Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотно сти( компетентности) учащихся,  инвариантной  различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средств а и адаптироваться к различным видам  деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника. Кроме того, " Технология" — основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно- трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальны е задачи, стоящие перед людьми, социума. В рамках" Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.  Тем самым немаловажной особенностью курса являет ся обеспечение преемственности перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо включать в работу учителя, т. к. требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно- ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственн ость школьников за результаты обучения.     В  соответствии с ФГОС,   базо вой образовательной технологией является формирование универсальных учебных действий( УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и технологии. УУД представлены следующими видами: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы УУД. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработки технологии должен уметь варьировать содержание прогр аммы в зависимости от реальной  материально- техническо й базы по предмету, учитывая склонности, способности,  потребности учащихся;   видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие УУД, такие как: 1.       Системно- деятельностный  ( проблемное обучение) 2.      Метапредметный( интегрированный) 3.      Компетентностно- ориентированный Системно- деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельн ость, нацеленную на результат;   обратную связь( коррекция, обратная ориентация) ; учет психолого- возрастны х и индивидуальных особенностей развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в достаточной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Компетентностно- ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.   Хотелось бы отметить и то, что любая деятельность состоит из двух составляющих: психологич еская  и  физическая. В отличие от других предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей – умение делать что- то своими руками. Из вестный психолог А. Н. Леонтьев  говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.  Для достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм организации процесса обучения я использую: - меж предметные уроки, - урок- соревнование, - урок- экскурсия, - виртуальная экскурсия, - трансформируемый урок. Данные нетрадиционные учебны е з анятия вызывают большой интерес учеников, разви вает их творческ ий потенциал, способствуют разностороннему развитию и воспитанию, повышают мотивацию к предмету, оказывают профориентационное воздействие. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения, осуществление меж предметных  связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены на решение обучающих и воспитывающих зада ч, прежде всего, на повышение воспитывающей роли урока, активизир у ют познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов обучения, исполнением учениками разных видов самостоятельных работ, творческих заданий. А также использую возможность познакомить с разделами предмета  и развить  У УД через внеурочную деятельность учащихся. Составлены и реализуются мной, п рограммы внеурочной деятельности по темам: « Вязание крючком », « Я сам». Работая по программам внеу рочной деятельности, разрабатыва ю новые методы планирования занятия, которые помогают решать учебные задачи.    Современному учителю важно научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно- деятельностного подхода. Цель работы – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Современный урок в современной школе уже невозможно представить без использования информационных технологий.      На уроках технологии, ремесло( предмет у учащихся с глубокой умственной отсталостью) , коррекционных занятиях, внеурочной деятельности, использую следующие информационные технологии: 1. Применение ИКТ: - как информационную часть урока с помощью презентаций( показываю на вводной части урок а презентации, обучающие видео) . Это помогает красочнее, подробно показать материал урока, пробудить интерес учащихся к изучению темы урока. - демонстрацию пошаговой видео инструкции изготовления изделий из бумаги, ткани по которой легче ориентироваться детям и повторять задания. - При построении чертежей швейных изделий( очень хорошо наглядно видно поэтапно построение чертежа, экономия времени, чем выполнять чертеж на доске) . - проверка знаний( применяю как актуализацию знаний в конце урока) ; - онлайн экскурсии по изучаемому предмету( экскурсии на предприятия, ателье) . Н о лучше использовать не на весь урок, а дозированно, для лучшего усвоения знаний. 2. Применение генераторов готовых выкроек Вот ссылк и на соответствующие сайт ы: https: / / patterneasy. com/ ready- patterns/ raglan- sweatshirt- sale- free https: / / star- tex. ru/ vykroiki/ constructor/ М ожно снимать выкройку для пошива изделия с журнала по старинке, а можно воспользоваться генератором выкроек, и получить готовую. В выборе способа получения выкройки подхожу индивидуально, опираясь на возможности учениц. Мы так ж е строим чертежи выкроек изделий в масштабе. А когда шьем изделие на себя, используем для выкройки один из способов получения выкройки. 3. Электронные учебники Использую для организации дистанционного обучения учащихся по предмету технология( швейное дело) . 4. Учебные онлайн платформы- осв аиваю новы е учебные онлайн платформ ы «Я Класс» для организации и проведения уроков. Удобный формат проведения урока, интересный для учащихся. Но для наших учащихся целесообразно использовать как фрагмент урока. Самостоятельно работать, выполнять задания на платформах вызывает трудности, нужна постоянная помощь учителя. ( здесь возникли трудности в оснащении учащихся средствами обучения – компьютерами, и отсутствие подключения к сети интернет) 5. Фотоотчёты проведенных мероприятий, фрагментов уроков, выполненных работ, учащихся в социальной группе класса, совместно с родителями. Очень нравится положительная оценка выполненных работ одноклассниками, родителями, классным руководителем, что повышает самооценку учащегося, мотивацию к предмету. 6. Онлайн- тесты, конкурсы, олимпиады, викторины для у ч ащихся: Изучение технологии обеспечивает достиже ние личностных, метапредметных   и предметных результатов.   Оценить полученные достижения помогут новые подходы в оценивании результатов, такие как онлайн тестирование по предмету. - проверочное онлайн- тестирование по темам, результат сразу виден. Ребенок видит оценку за проверочную сразу, есть возможность сделать работу над ошибками. Мне очень удобно, так как затрачиваю минимум времени на подготовку, а ребенку интересна другая форма проверки знаний. И плюс учащиеся осваивают работу на компьютере, что у них вызывает большой интерес. Применяю для оценки учащихся по пройденному разделу, для актуализации знаний на уроке. Вот некоторые адреса онлайн тестов по технологии( девочки) . https: / / e. mail. ru/ compose? To= administration@ fgosonline. ru https: / / onlinetestpad. com/ ru/ tests/ technology К акие подходы применять на уроке? Это выбирает каждый учитель сам, исходя из особенностей учеников, своих компетенций, оснащения кабинета и т. д. А в целом урок должен быть интересным, содержательным, полезным для ученика, как в этом стихотворении: Пришла учительница в класс, Сама чуть- чуть постарше нас, И провела такой урок, Что мы забыли про звонок. Нам хотелось больше знать, И взрослыми быстрее стать, И выбрать в жизни верный путь, И в будущее заглянуть. Быть может, кто- нибудь из нас Войдет вот так же в школьный класс И проведет такой урок, Что все забудут про звонок. Автор Вадим Малков Сегодня, многие  спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов, современных  приоритетов социального развития общес тва смещают акценты  трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому, я считаю, предмет «Технология»- главный, основной, ориентированный на будущую профессию и необходим в нашей школе. Для большей социализации учащихся, для повышения их самооценки участвуем в конкурсах декоративно- прикладного искусства и и ме ем такие результаты за последний год: 1. Школьный этап Областной олимпиады для детей с ОВЗ: Костыгина Снежана- участие; 2. Г ородской конкурс МАУК « Арт- Вояж » «Ёлка из бросового материала», участие( Антипина Виктория, Ведухина Дарья) , специальный приз- ( Костыгина Снежана) . 3. 11. 02. 2020, IV Всероссийский героико- патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда спасения», фото, конкурс изобразительного творчества. Антипина Виктория, 5в кл. 2 место 4. 12. 03. 20, Конкурс «Волшебная иголка», 1 место( Костыгина Снежана, 6в кл. ) . 5. V Всероссийский героико- патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда Спасения», фото, конкурс декоративного творчества. Костыгина Снежана, 7в кл. ) 6. Всероссийская онлайн олимпиада по технологии для 6 класса, Ведухина Дарья 1 место 7. Городской конкурс «Шахматная фигура» Костыгина Снежана, 7 класс( участие) . Литература: Интернет источники: https: / / nsportal. ru/ shkola/ tekhnologiya/ library/ 2016/ 06/ 18/ sovremennye- podhody- v- prepodavanii- tehnologii- v- ramkah https: / / urok. 1sept. ru/ articles/ 609139

Оставить комментарий: