Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики"
Документы для скачивания
Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики. Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения( например, « Сорока – белобока кашку варила ») , не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость? - Запускать пальцами мелкие волчки. - Разминать пальцами пластилин, глину. - Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. - Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался) . - Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь. - Двумя пальцами руки( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой. - Показать отдельно только один палец- указательный, затем два( указательный и средний) , далее три, четыре, пять. - Показать отдельно только один палец- большой- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу. - Махать в воздухе только пальцами. - Кистями рук делать «фонарики»- Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе. - Собирать все пальчики в щепотку( пальцы собрались вместе- разбежались) . - Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку. - Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец( получается колечко или спираль) . - Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре. - Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками. - Закручивать шурупы, гайки. - Игры с конструктором. - Складывание матрешек. - Игра с вкладышами. - Рисование в воздухе. - Игры с песком, водой. - Мять руками поролоновые шарики, губку. - Шить, вязать на спицах. - Рисовать, раскрашивать, штриховать. - Резать ножницами. - Рисовать различными материалами( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д. ) К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы( например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос) . Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен. Пальчиковые гимнастики. « КАПУСТА ». Мы капусту рубим, ( дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз) . Мы морковку трем, ( пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) . Мы капусту солим, ( имитируют посыпание соли из щепотки) . Мы капусту жмем. ( интенсивно сжимают и разжимают пальцы) . В кадку все утрамбовали, ( потирают кулак о кулак) . Сверху грузиком прижали. ( ставят кулак на кулак) . «Компот» Будем мы варить компот, ( левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают») Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. ( загибают пальчики по одному, начиная с большого) Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. ( опять «варят» и «мешают») . «Осенние листья». Раз, два, три, четыре, пять, ( загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. ( сжимают и разжимают кулачки) Листья березы, Листья рябины, Листья тополя, Листья осины, Листья дуба соберем, ( загибают пальчики, начиная с большого) Маме осенний букет отнесем. ( « шагают» по столу средним и указательным пальчиками) . Раз, два, три, четыре, пять, ( удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца) Вышел дождик погулять. ( беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? ( «шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу) Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить! »( ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) Дождь вздохнул тихонько: ( часто и ритмично бьют в ладоши) - Ох! ( один хлопок) И ушел Газон засох. ( ритмичные хлопки по столу) . Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. «Развитие мелкой моторики дома» Речевая активность у детей неразрывно связана с развитием мелкой моторики, поэтому логопеды и психологи не устают повторять о том, как важно заниматься мелкой моторикой – в первую очередь, для развития речи, ну и для координации движений, подготовки руки к письму, рисованию, рукоделию и пр. Ученые доказали, что чем выше двигательная активность пальчиков, тем лучше речь малыша, четче артикулирование звуков. В подушечках пальцев рук находится множество нервных рецепторов, посылающих импульсы в нервную систему человека. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. На подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. А для того, чтобы процесс проходил весело и интересно, придумано множество специальных игр. Большой вклад в работу по развитию мелкой моторики рук могут внести родители, ведь развивая пальчики ребёнка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Существует огромный выбор упражнений для развития мелкой моторики руки: - Игры с баночками и коробочками - Игры с конструктором - Игры с пирамидками - Игры с магнитами - Игры со стаканчиками - Игры с прищепками - Игры с матрешками - Игры с пуговицами, шашками и бусинами - Игры с рамками- вкладышами - Игры со шнурками и ленточками - Игры с пазлами - Игры с палочками и спичками - Игры с абаками - Игры с бумагой и салфетками - Игры с сортерами - Книжки- игрушки - Игры с мозаикой Игры с баночками и коробочками Подбери крышку Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей( от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т. д. ) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее. Баночки и палочки В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки. Яичный контейнер Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных( киндер- сюрпризов) яиц. Предложите малышу распределять в ячейки капсулы от киндер- сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы. Игры с пирамидками Колечки завертелись Наденьте на тонкий стержень пирамидки( или на не заточенный карандаш) 2- 3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно. Колечки- колесики Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки- доски. По порядку становись Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому. Собираем пирамидку Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое. Нанижи на шнурок Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку. Нанижи на стержень На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями( крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т. п. ) Игры со стаканчиками Стаканчики спрятались Сложите один стаканчик в другой и поставьте их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний стаканчик можно спрятать сюрприз. Скажите: «Что у нас тут прячется? » и поднимите верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, малыш вскоре обнаружит сюрприз. Пирамидка из стаканчиков Вам понадобиться набор из 5- 7ми стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка. Друг в дружке Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому. Кто в стаканчике живет Для игры вам понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложите малышу распределить игрушки по домикам – кто где живет? Кто тут прячется? Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Малышу надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую- то игрушку. Переверни стаканчики Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение. Игры с матрешками Матрешка в матрешке Покажите малышу, как открывать матрешки и вынимать их друг из друга, а потом снова закрывать. Затем помогите малышу снова собрать матрешек в одну большую матрешку. Кто в матрешечке живет? В каждую матрешку положите по одной небольшой игрушке и выставите их перед малышом. Из одной матрешки например может выглядывать кончик атласной ленты. Малыш с интересом будет раскрывать матрешки и разглядывать их содержимое. Кто съел конфетку? Положите в одну из матрешек конфетку и попросите малыша угадать, кто из матрешек съел конфетку. Малыш может подносить к уху и греметь матрешкой, а может открывать каждую и заглядывать внутрь. Игры с рамками- вкладышами Рамки- вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т. д. Игры с пазлами Пазлы – это картинка- головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух- четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть( нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т. д. ) . Игры с абаками Абаки представляют собой основу- подставку со штырьками разной формы и толщины, на которые нанизываются кольца, шарики и другие фигуры по определенному признаку( цвету, размеру, форме) . Игры с сортерами Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру. Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры. Игры с мозаикой Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек- сот или в виде «гвоздиков- грибочков» с круглыми шляпками. Дорожка Покажите малышу игрушку животного( например, зайчика) от киндер- сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная. Снег или дождь Предложите малышу изобразить дождь или снег( в зависимости от времени года на данный момент) . Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики. Звездочки на небе Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать. Цветочки на поляне Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки. Грибы в лесу Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите малышу распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы. Покорми курочку и цыпленка Вам понадобятся игрушки курицы и цыпленка( можно вырезать из картона, использовать вырезанные изображения) . Предложите малышу насыпать для них( вставить в основу) желтые зернышки. Горох для петушка Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску- основу. Курочка и цыплятки Посередине поля- доски выкладываем белую деталь мозаики( курочку) . Курочка зовет своих цыпляток: «Цып- цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят. Утка и утята Поставьте на доску- поле игрушку маленькой утки и предложите ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря- кря- кря». Игры с конструктором Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом. Игры с магнитами Игры с магнитами для детей в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам( кружке, батарее, кастрюле и т. д. ) или друг к другу. Игры с прищепками Ребенок может сначала не справиться с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов( ежика, солнышка, елочки и т. п. ) , с веревки, с ткани и т. д. Игры с пуговицами, шашками и бусинами Копилка Возьмите банку из- под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки. Шашки – камешки Малышу нужно кидать шашки в банку из- под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку. Витаминки в пузырьке Возьмите пузырек из- под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы. Пуговицы – карандаши Возьмите четыре банки разных цветов( можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой) , прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите малышу, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку. Синие – в синюю и т. д. Ячейки Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть малыш раскладывает пуговицы или бусинки по ячейкам. Бусинки в домиках Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т. д. Яблоки на яблоне Вырежьте из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки( пуговицы или красные шашки) . Предложите малышу собрать в миску урожай яблок. В какой руке Спрячьте в одной руке бусинку, покажите малышу две сжатые в кулак руки и спросите: «Где бусинка». Если малыш угадает, пусть попробует тоже спрятать бусинку в кулаке. Дорожка Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите малышу выложить дорожку- наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы. Игры со шнурками и ленточками Узелки на память Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать. Бусы Возьмите деревянные шарики с отверстиями или бусины и длинный шнурок. На конце шнурка завяжите узелок( чтобы шарики не проскальзывали) . Предложите малышу нанизать шарики на шнурок. Дорожка Расположите недалеко друг от друга две игрушки- зверушки и предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка. Круг Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т. п. Непослушный шнурок Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т. д. Непослушный наш шнурок Обвязать все пальцы смог. Затем ребенок пытается самостоятельно распутать пальчики. Шнуровка Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали. Игры с палочками и спичками Спички в коробке Предложите малышу уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку. Пузырек и спички Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите малышу, как можно наполнять его спичками. Дорожка и забор из палочек Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку. Большие и маленькие палочки Приготовьте пять палочек разной длины( можно использовать цветные карандаши) . Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.