Из опыта работы по изодеятельности "Нетрадиционные техники рисования"
Нетрадиционные техники рисования
Из опыта работы.
Меньшикова Ирина Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ № 59 «КОЛОСОК» г.КУШВА Свердловской области
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Дети дошкольного возраста очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней, поэтому очень важно, используя это стремление, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его эмоциональную среду, создавать условия для развития детского художественного творчества.
Все дети любят рисовать. Творчество для них- это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание "остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Я работаю над такой интересной темой: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования». Опыт моей работы показал, что использование разнообразных, доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, воспитанники стараются думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачами, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка.
Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике "свободных ассоциаций", нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, как дети рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге! Когда - то видный педагог Е.А.Флерина писала: "Взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав её, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т.п.". А я возражаю, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни и тогда наши рисунки оживут: и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру.
Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этим материалом могут быть: краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы, целлофан, овощные штампы и печати, соломка, пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их и вовлекает в творческий процесс.
Актуальность и перспективность опыта Развитие творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению дошкольников находитсясегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций. Использование нетрадиционных техник, необычных материалов позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Но, к большому сожалению, обучение изобразительному искусству детей дошкольного возраста зачастую по-прежнему носит репродуктивный характер: ребенок больше узнает, чем творит. В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в изобразительной деятельности. Опираясь исключительно на собственную интуицию, свой опыт, используемые педагогами приемы обучения и развития творческих начинаний детей, в своей основе, однообразны.Работая сдетьми, я заметила, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.
Новизна опытаВ процессе освоения нетрадиционных техник рисования формируется творческая личность. Опыт моей работы показал, что использованиеразнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей, способствуя активизации творческого воображения дошкольников.Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, выполняют терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние.
Педагогическая идея опытаХудожественно-эстетическому развитию в детском саду придается большое значение, т.к. в дошкольном детстве закладывается фундамент для последующего развития ребенка. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в волшебную сказку, где ребенок становится маленьким волшебником, творившим и создающим чудеса. Нетрадиционные техники – это пробуждение ребенка к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.
Теоретическая база опытаТеоретической базой моей работы является образовательная программа ДОУ, созданная в соответствие с ФГОС ДО, а также авторская программа А.И. Лыкова « Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:
Дидактические принципы :
- принцип культуросообразности;
- принцип сезонности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип цикличности;
- принцип оптимизации и гуманизации;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного ее развития и совершенствования, у ребенка необходимо формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в получении хорошего результата
Технология опыта
Цель:Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Знакомить детей с современными нетрадиционными материалами и их возможностями в изобразительной деятельности.
- Формировать умения и навыки детей в использовании необычных материалов для создания выразительных художественных образов и композиций.
- Развивать у детей цветовосприятие, воображение, чувства ритма и композиций.
Одним из требований ФГОС является создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды для детей. Для этого я создала в группе обстановку для творческой активности детей, которая способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности дошкольников.В центре организации образовательного пространства в дошкольном учреждение сегодня - ребенок, его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная моя задача была – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели.
Формы работы с детьми:
Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми;
- интегрированная образовательная деятельность;
- проектная деятельность;
- изготовление макетов;
- проблемная ситуация;
- игровые обучающие ситуации;
- эвристические беседы;
- коллекционирование;
- творческая деятельность:изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок.
Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Формы подведения итогов реализации опыта
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в МАДОУ.
- Составление альбома лучших работ.
- Участие в городских и областных выставках и конкурсах.
Результативность
Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Мною выявлен уровень развития навыков самостоятельнос ти, инициативы, творческих способностей детей, которые проявляются при
выборе темы и приемов изображения.
Диагностическое обследование, проведенное после целенаправленных
занятий с детьми, свидетельствует об эффективности работы с детьми в данном направлении.Для итоговой диагностики я взяла группу критериев, построенную на анализе продуктов деятельности и позволяющую определять уровень овладения детьми нетрадиционной техникой.Можно сделать сводную таблицу, в которой представить все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю
Ожидаемые результаты:
На уровне ребенка:
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру;
- умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;
- умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявление желания участвовать в выставках детских работ;
- развитие чувства прекрасного.
На уровне педагога
- создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
- повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
- поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
На уровне родителей
- повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
- развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.
На уровне педагогических технологий:
- обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста
Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждоезанятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми- нужно больше с ними наблюдать, рисовать иимпровизировать. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка, он передает своенастроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радуетвсех своими великолепными произведениями.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Работая с детьми я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а напротив у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.