конспект по речевому развитию "Путешествие в подводное царство"
Документы для скачивания
МБДОУ «Детский сад №44 «Звездочки» г. Н овомосковск воспитатель: Архипова Л. Н. План- конспект НОД по речевому развитию в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство» Цель: пополнять и уточнять знаний, развивать лексико- грамматического строя и связную речь детей по теме «Рыбы». Задачи: Обучающие: упражнять в согласовании прилагательных с существительными; упражнять в образовании родственных слов; относительных прилагательных, употреблении уменьшительно- ласкательных суффиксов существительных; закреплять падежные окончания и формировать предложно – падежные конструкции обучать выделять признаки различия и сходства между рыбами; совершенствовать естественно- научные представления. Воспитательные: повышать активность, сознатель ность, интерес к НОД; воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей. Развивающи е: обогащать, уточнять и актив изировать словарь детей по теме «Рыбы» развивать связную речь: составление предложений, исправление допущенных ошибок; развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух; развивать наблюдательность, мышление; развивать общую и м елкую моторику; активизировать познавательную деятельность: Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей. Разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка». Материал и оборудование: интерактивная доска с презентацией о рыбах( картинки, загадки, игры) , мяч, камуфляжная форма и рыболовные снасти. Организация образовательной деятельности: Организационный момент( Видеовставка плавающие рыбы- слайд № 1) Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. А вы знаете, что при встрече здороваются друг с другом не только люди, а и животные и даже рыбы. Оказывается, при встрече рыбы соприкасаются плавниками и, открывая рот произносят « па- па ». И я предлагаю вам поздороваться сегодня по- рыбьи. Встаем в пары( дети выбирают себе пару) , так и поздороваемся. ( Здороваются) . II. Основная часть Воспитатель: Ребята, мы уже побывали в гостях у человека, у домашних и диких животных и поняли, что дома бывают разные. Я бы еще куда – ни будь в гости сходила. Вы хотите, погостить еще у кого- то? Давайте подумаем- кого же нам навестить? Как мы научились здороваться? Дети: по- рыбьи. Давайте отправимся к ры бам. Воспитатель: Отличная идея! ( Видеовставка моря- слайд № 2) Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно отправиться в это подводное путешествие? Дети: На подводной лодке Воспитатель: Совершенно верно, я тоже думаю, что на подводной лодке. Т огда в путь! Занимайте места в нашей «подводной лодке». Поплыли! ( подводную лодку строят из стульчиков или мягких модулей, по выбору детей) Воспитатель: Вот мы и в подводном царстве! Друзья, как здесь красиво! ( слайд № 3) На Земле — четыре океана- Омывают континенты, страны. Суши меньше в нашем мире, чем воды, Под водой растут волшебные сады. Они дивных обитателей полны Разных формы, цвета и величины. Воспитатель: А где же дома у рыб? ( слайд № 4) , Давайте посмотрим. Волны и кораллы, и песок морской Для рыбешек разных милый дом родной! Воспитатель: Вот мы и в гостях. Когда приходят в гости и в компании есть незнакомцы — нужно обязательно познакомиться. Мы одновременно шепот ом произнесем свои имена рыбам, и они услышат нас. ( Дети знакомятся с рыбами) . Воспитатель: Познакомились? А кто услышал, как зовут этих рыб? Разговаривают рыбы почти беззвучно. Но, вы сможете узнать, как их зовут, если внимательно пос лушаете и отгадаете мои загадки( П оказ слайдов с загадками № 5) Дети отгадывают название рыбы. На дне один лежит плоский блин. ( Камбала) Живу глубоко, плыву легко, Зубастая большая, я рыба морская( Акула) Воспитатель: Ребята, а как одним словом назвать всех р ыб, которые живут в море? Дети: Морские( Слайд №6) Воспитатель: А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба- жаба, рыба- собака, рыба- попугай. . . ( Слад №7) Воспитатель: Посмотрите, какие необычные рыбы встречаются в море. Вы их знаете? ( рыба- пила, рыба- игла, рыба- зебра) Как вы думаете, почему их так назвали? ( Слайд №8) Воспитатель: Отгадайте, о ком эти загадка: К нам из сказки приплыла, Там царицей была. Это рыбка не простая. Эта рыбка. . . ( золотая) Ярко – красный или черный, Очень резвый и проворный, Длинный острый меч он носит И зовется. . . ( меченосец) Воспитатель: Ребята, как назвать одним общим словом рыб, которые живут в аквариуме? Дети: аквариумные Воспитатель: Ребята, существует очень много видов рыб, но всех их объединяет что- то общее. ( Слад №9) Воспитатель: У родителей и деток Вся одежда из монеток. Помогите отгадать, Как одежду ту назвать? Дети: Р ыбья чешуя Воспитатель: Ребята, а откуда берутся рыбы? ( слайд № 10) Дети: Из икры. Воспитатель: Правильно. Самки рыб мечут икру, из икринок выводятся мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Но есть рыбы, у которых сразу рождаются детёныши- мальки. Например, акула и некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др. Воспитатель: А без чего не могут жить все рыбы? Дети: Без воды Воспитатель: А как рыбы перемещаются? Дети: Плавают. Воспитатель: Давайте встанем и покажем, как плавают рыбки. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»: Рыбка плавает в водице, ( Сложенными вместе ладонями Рыбке весело играть. д ети изображают, как плывет рыбка. ) Рыбка, рыбка, озорница, ( Грозят пальчиком. ) Мы хотим тебя поймать. ( Медленно сближают ладони. ) Рыбка спинку изогнула, ( Снова изображают, как плывет рыбка. ) Крошку хлебную взяла. ( Делают хватательное движение обеими руками. ) Рыбка хвостиком махнула, ( Изображают хвостик) Рыбка быстро уплыла. ( Снова «плывут». ) Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково». - Я буду бросать вам мяч и называть рыб, а вы будете ловить мяч и называть эту рыбку ласково. Сельдь- селёдочка; окунь- окунёк; щука- щучка; ёрш- ёршик; сом – сомик; сазан – сазаньчик, лещ- лещик, карп- карпик, делфин- дельфинчик, килька- килечка, сардин а- сардиночка и т. д. Слайд №11 Воспитатель: Посмотрите, ребята, на море поднялся сильный ветер, начался шторм и перемешал всех жителей своего подводного царства. Помогите, навести там порядок. Игра «Четвертый лишний» слайды № 12 Воспитатель показывает слайды с предметными картинками, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка и др. Воспитатель просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. Воспитатель: Молодцы, ребята. Как хорошо у вас получается. Вы помогли мне навести порядок в подводном царстве. Воспитатель: Д рузья, нам тоже пора отправляться домой. Вам понравилось? В гостях хорошо, а дома лучше! Воспитатель: Дети, кто это встречает нам с удочками? ( Родитель в камуфляжной форме рыболова с удочкой) Дети: Рыбак Воспитатель: А как еще называют человека, который ловит рыбу? Дети: Рыболов. Воспитатель: Что делает рыбак? Дети: Рыбачит, ловит рыбу. Воспитатель: Куда ходит рыбак? Дети: На рыбалку. Воспитатель: Какой суп варят из рыбы? Дети: Рыбный. Воспитатель: Как можно назвать большую рыбу? Дети: Рыбина. Воспитатель: А как н азовем маленькую рыбу? Дети: Рыбешка. Рыбка. Воспитатель: Чей хвост у рыбы? Дети: Рыбий. Воспитатель: Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки. Рыбак: Ребята посмотрите какие у рыболова снасти( слайд № 13) III. Итог: Воспитатель: А какие у нас были сегодня приключения! Где же мы были? Вам понравилось? Дети: Мы были в подводном царстве! Воспитатель: Что в морском царстве с вами произошло? Дети рассказывают, что было на занятии: каких рыб видели и т. п. Воспитатель: На занятии вы меня порадовали своими знаниями о рыбах. Мне очень понравилось. Подумайте, к кому еще мы отправимся в гости на следующем занятии. Дети: Птицы, насекомые и т. д Воспитатель: Всем спасибо за приятно проведенное с вами время.