Программа факультатива по физике "Физика в задачах" 9 класс
Документы для скачивания
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Минусинская школа- интернат» Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании методического Заместитель директора по УР Директор школы объединения учителей Расторгуева Н. А. _ _ _ _ _ _ Кудрявцева Л. Ф. _ _ _ _ _ естественно научного и «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ 202 0 г. «_ _ »_ _ _ _ _ _ 2020 г. гуманитарного цикла Протокол №1 от «_ _ »_ _ _ _ _ _ 2020 г. Руководитель_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Плотникова М. В. Программа факультативного курса физики «Физика в задачах» для глухих и слабослышащих обучающихся Класс 9 Количество часов 2 4 Учитель Дмитриева З. В Минусинск 2020 Пояснительная записка Предлагаемый факультативный курс предназначен для изучения физики в IX классе( I вида) . Содержание курса формирует и совершенствует навыки решения расчётных и качественных задач, расширяет и углубляет знания учащихся по темам «Плотность вещества», «Силы в природе», «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Механическая работа и мощность», « Количество теплоты». Факультативный курс по физике для глухих и слабослышащих обучающихся 9 А, 9Бвго классов составлена на основе: Федерального закона" Об образовании в РФ» от 29. 12. 2012г. №273- ФЗ" ; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ. — М. : Просвещение, 2011г. ( Стандарты второго поколения) , Приказа Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010. № 1897, с. 14( с изменениями в 2015 году) ; адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования КГБОУ «Минусинская школа- интернат» ООП ООО от 01. 10. 2013; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2. 4. 3648- 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; приказа от 5 июля 2017 года №629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253; учебного плана КГБОУ" Минусинская школа- интернат" за 2021- 2022уч. г. ; программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 11 классов, составители Коровин В. А. , Орлов В. А. , авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин – 3- е издание пересмотр. - Москва, Дрофа, 2010 г. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса В примерной программе по физике для 7−9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования. Личностными результатами обучения физике в основной школе являются: 1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; 3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; 5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; 6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются: 1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий; 2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; 3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; 4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач; 5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; 6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; 7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются: 1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; 2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; 3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; 4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; 5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; 6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; 7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Задачи курса Развивать и закреплять умения решать расчётные, качественные и экспериментальные задачи, коммуникативные навыки учащихся. Цели курса Формирование зун учащихся, развитие творческих способностей и потенциала учащихся, развитие алгоритмической культуры, физического мышления. Решение и анализ задач позволяет использовать долговременную память учащихся, способствует развитию межпредметных связей, создаёт у учащихся дополнительные представления о характерных особенностях законов и границах их применимости. Задачи развивают навык в использовании общих законов развития материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое значение. Умение решать разные типы задач- лучший критерий успешности и глубины изучения материала. Темы и формы организации занятий факультативного курса позволяют учащимся осуществить пробу своих сил, расширить кругозор, закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроках. В то же время, в содержание курса включены вопросы занимательного характера, тестовые задания, что делает данный факультативный курс полезным и привлекательным для учащихся. Основной формой проведения занятий является урок. Содержание курса предусматривает выполнение экспериментальных заданий, самостоятельную работу учащихся, написание рефератов. К концу изучения факультативного курса учащиеся должны знать: методы и приёмы решения физических задач; обозначение, единицы измерения физических величин и формулы для их определения; правильно оформлять решения задач. Учащиеся должны уметь: классифицировать задачи по тематике; решать расчётные задачи на нахождение силы тяжести, упругости, вес тела, плотности вещества, мощности, работы, архимедовой силы; выполнять рисунки, схемы для решения задач; выполнять тестовые задания, решать кроссворды; пользоваться дополнительной литературой и оформлять рефераты. Содержание курса Плотность вещества( 4 час а) Определение плотности вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Выполнение занимательных и тестовых заданий. Силы в природе. ( 6 часов) Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Составление кроссворда по теме «Силы», выполнение занимательных и тестовых заданий. Давление твердых тел, жидкостей и газов( 7 часов) Давление твердого тела. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Давление газа. Архимедова сила. Составление и заполнение кроссворда по теме «Давление», выполнение занимательных и тестовых заданий. Воздухоплавание- написание рефератов. Механическая работа и мощность( 9 час ов) Механическая работа. Мощность. Правило равновесия рычага. Правило моментов. Простые механизмы в технике- написание рефератов. Тепловые явления( 6 часов) Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Выполнение занимательных и тестовых заданий. Тематическое планирование Плотность вещества( 4 час а) Цель: формирование навыков решения расчетных задач среднего и повышенного уровня сложности, умение выражать физическую величину из формулы, пользоваться табличным материалом, дополнительной литературой. № п\ п Тема Знания, умения, навыки Оборудование Кол. час Дата Терминология Слуховой словарь 1. 2. I четверть( 8 часов) Плотность вещества. Знать формулу для определения плотности вещества, формировать и совершенствовать навыки решения задач. Таблица с формулами. 2 Плотность вещества, килограмм на кубический метр. Плотность вещества обозначается буквой ро. 3. 4. Расчет массы и объема тела по его плотности. Выполнение занимательных и тестовых заданий. Совершенствовать навыки решения задач на определение массы и объема тела. Таблица с формулами, учебник, задачник. 2 Чтобы определить, вычислить…, надо… Масса тела измеряется в килограммах. Силы в природе( 6 часов) Цель: формирова ние и совершенствова ние навык ов решения расчётных, графических задач на нахождение силы тяжести, веса тела, силы упругости, силы трения; умение составлять и отгадывать кроссворд. 5. 6 Сила тяжести. Вес тела. Формировать навыки решения задач, умение выражать величину из формулы, изображать силы графически. Динамометр, набор грузов, таблица с формулами. 2 F- сила тяжести, P- вес тела, g- постоянная величина, g= 9, 8 Нкг. Направлена вниз, приложена к телу. Сила тяжести направлена вертикально вниз. 7. 8. Сила упругости. Сила трения. Выполнение занимательных и тестовых заданий. Формировать навыки решения задач, умение выражать величину из формулы, изображать силы графически. Динамометр, силомер, набор грузов, пружины разной жёсткости, таблицы с правилами и формулами. 2 Роберт Гук, жёсткость пружины, удлинение пружины, деформация, шероховатость поверхности. Сила трения уменьшает скорость тела. 9. 10 II четверть( 8 часов) Силы природы( обобщение) . Составление кроссворда. Закрепить теоретические и практические навыки решения задач, умение составлять и разгадывать кроссворд. Таблицы с правилами и формулами. 2 Земля притягивает к себе тело, при деформации тел, действует на опору или подвес, при движении по поверхности. Я знаю силы тяжести, упругости, трения, вес тела. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов( 7 часов) Цель: формирование и совершенствование навыков решения задач на определение давления твёрдого тела, жидкости, нахождение Архимедовой силы. 11. 12. Давление твёрдого тела. Давление жидкости на дно и стенки сосуда Формировать навыки решения задач на нахождение давления твёрдого тела, жидкости на дно сосуда. Таблицы с правилами и формулами. 2 F- сила, S- площадь, p- давление; g- постоянная величина, h- высота, ρ- плотность жидкости. За единицу давления принят Паскаль. 13. 14. 15. Архимедова сила. Составление и заполнение кроссворда, выполнение занимательных и тестовых заданий. Формировать и совершенствовать навыки решения расчётных задач, тестовых заданий, заполнение кроссворда. Таблица с правилами. 3 Выталкивающая сила, направлена против силы тяжести. На тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила. 16. Воздухоплавание( подготовка к написанию реферата) Познакомить учащихся с историей воздухоплавания, подбор материала к написанию реферата. Учебники. Техническая энциклопедия. 1 Аэростат, для исследования верхних слоёв атмосферы- стратостат, дирижабль. 17. III четверть( 10 часов) Воздухоплавание( подготовка к написанию реферата) Подготовка и написание реферата. Учебники. Техническая энциклопедия 1 Аэростат, для исследования верхних слоёв атмосферы- стратостат, дирижабль. Механическая работа и мощность( 9 часов) Цель: формирование и совершенствование навыков решения задач обязательного и повышенного уровня сложности при решении задач; умение работать с тестовыми заданиями и занимательным материалом. 18. Механическая работа и мощность. Заполнение кроссворда Знать формулы для определения работы и мощности, уметь решать задачи первого и второго уровня сложности. Учебники, правила, формулы. 3 А- механическая работа, единица в системе СИ- Джоуль; N- мощность, Ватт= Вт, кВт- киловатт. За единицу работы в системе СИ принят Джоуль. 19. Простые механизмы. Правило равновесия рычага. Знать правило равновесия рычага и уметь применять его при решении задач обязательного и повышенного уровня сложности. Рычаг, набор грузов, учебники. 3 Рычаг представляет собой…М- момент силы; l- эль плечо силы, измеряется в метрах; отношение сил обратно отношению плеч. Рычаг, блок, клин, винт, ворот, наклонная плоскость- простые механизмы. 2 0. Выполнение тестовых и занимательных заданий. Уметь выполнять тестовые и занимательные задания по изученным темам. Книги, карточки. 3 IV четверть( 7 часов) Тепловые явления( 6 часов) Цель: формирование навыков решения задач обязательного и повышенного уровня сложности при решении задач; умение работать с тестовыми заданиями и занимательным материалом. 2 1. Виды теплопередач. Тестирование. Знать и уметь различать виды теплопередач, провести тестирование. Учебники, карточки для тестирования, презентация. 1 Теплопроводность, конвекция, излучение; тело поглощает или отражает тепло; Теплопроводность, конвекция, излучение- виды теплопередачи. 2 2. Количество теплоты. Знать формулу для определения количества теплоты, необходимой для нагревания тела, уметь выражать из формулы величины и вычислять их, уметь пользоваться справочным материалом. Учебники, справочник, задачник. 3 Q- ку- количество теплоты, с- удельная теплоёмкость вещества, t 2, t 1- температура, m- масса тела. ! кал= 4, 19 Дж Количество теплоты измеряется в Джоулях. 2 3. Заполнение кроссворд а. Итоговое тестирование. Заполнить кроссворд по теме «Количество теплоты», провести итоговое тестирование. Книги, видео фильм. 2 24. Резервное время 1 Примечание: Литература для учителя и учащихся Пёрышкин А. В. Физика 8 класс. М. , Дрофа, 2007 год. Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс. М. , ВАКО, 2004 год. Марон А. Е. , Марон Е. А. Дидактические материалы. 8 класс. М. , Дрофа, 2006 год Фадеева А. Тесты по физике. 7- 11 классы. М. , Олимп, 2002 год. Чеботарёва А. В. Тесты по физике 8 класс. УМК. М. , Экзамен, 2008 год. Горлова Л. А. Занимательные мероприятия по физике. М. , ВАКО. 2010 год. Гуревич А. Е. , Исаев Д. А, Понтак Л. С. Физика и химия. 5- 6 класс. М. , Дрофа. 2007 год. Дополнительная литература Золотов В. А. Вопросы и задачи по физике 6- 7 класс. М. , Просвещение. 1975 год Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М. , Просвещение. 1977 год. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике. М. , Просвещение. 1981 год. Ушаков М. А. Упражнения на составление электрических цепей. М. , Просвещение, 1978 год. Гальперштейн Л. Забавная физика. М. , Детская литература. 1993 год. Пёрышкин В. А. , Чемакин В. П. Факультатив по физике, 7 класс, М. , Просвещение, 1975 год. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6- 7 классах. М. , Просвещение, 1976 год.