Кружок "Грамотейка"
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №9» Принята на педагогическом совете Протокол от 28. 08. 2021 № 1 УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАУДО «Детский сад №9» от 01. 09. 2021 № 42/ 4 Дополнительная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ общеразвивающая программа « Грамо тейка » направленность: социально- гуманитарная Уровень программы: стартовый Возраст обучающихся: 5- 6 лет Срок реализации: 1 год Автор- разработчик: Епанчинцева Ирина Святославна, воспитатель срок реализации: 1 год возраст детей: 5- 6 лет Ялуторовск 20 21 Содержание № Раздел программы Номер страницы 1 Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3 2 Пояснительная записка 3 3 Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 5 4 Планируемые результаты( целевые ориентиры) 5 5 Содержание программы. Учебный план 5 6 Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий 6 7 Календарный учебный график 6 8 Условия реализации программы 6 9 Формы аттестации и оценочные материалы 6 10 Методические материалы 7 11 Рабочая программа учебной дисциплины 7 12 Список литературы 18 Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовате льной общеразвивающей програм 1. 1 Пояснительная записка Нормативной базой для разработки дополнительной общеобразовательной общ еразвивающей программы «Грамотейка » являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273- ФЗ; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30. 09. 2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения российской Федерации от 09. 11. 2018 №196. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка» социально- гуманитарной направленности, стар тового уровня дает возможность создать условия для осмысленного, познавательног о интереса к обучению грамоте. Дети развивают навыки работы со звуками со значительно большим эффектом, так как появляется дополнительное время, которое позволяет оптимально д озировать нагрузку на каждого ре бенка в группе. На занятиях в процессе игр, детям даются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления. Таким образом, во время занятий у детей, кроме разв ития элементарных навыков обучения грамоте и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов. Актуальность программы обусловлена тем, что как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации. Новизна программы заключается в том, что ее содержание построено на основе использования бросового, природного материала в качестве дидактических средств для формирования образа буквы в практической деятельности. . Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям хорошую подготовку к обучению грамоте. Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста( 5- 6 лет) . Шестой год жизни характеризуется возрастными особенностями, учет которых будет способствовать успешному освоению программы детьми В этом возрасте идёт развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребёнка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребёнка, развития речи и подготовки к письму. В связи с тем, что ребенок осознал себя как личность, и это может выразить словами, владея почти в совершенстве речью, способность к творчеству заметно угасает. Ребенок способен сочинять не только сказки. Он пересказывает книги и фильмы, причем отражает все то, что видит и знает. Это является качественно иной ступенью в его развитии. К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Рассказывая, интонационно организует речь. Без труда находит в тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Ребенок способен оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи у других, чуть позже – у себя. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным. Желая чему- нибудь научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую крайне затруднена. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Категория обучающихся Работа осуществляется в старшей группе детей дошкольного возраста( 5- 6 лет) . Количество детей для обучения по программе соответствует списочному составу группы. Срок реализации программы Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов в год составляет 36 часов. Форма и режим занятий Форма обучения – очная. Режим з анятий: 1 занятие в неделю по 25 минут( в соответствии с Санитарными правила ми СП 2. 4. 3648- 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28) . Программа включает практические и теоретические занятия. Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности детей 5- 6 лет. Формы: познавательная деятельность Методы: наглядные, словесные, практические Формы контроля освоения программы: анализ выполнения заданий. 1. 2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Цель: развитие интереса к обучению грамоте. Задачи: 1. Формировать образ буквы в практической деятельности. 2. Развивать фонематический звук. 3. Р азвиват ь и укреплять мелкие мышцы руки. 4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. . 1. 3. Планируемые результаты освоения программы Планируемые результаты соответствуют задачам программы: Дети самостоятельно находят графическое изображение букв. Дети усвоили понятия единиц языка: звук, слово, предложение. Развиты элементарные правила письма. Умеет доводить начатое дело до конца. 1. 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание учебного курса реализуется в 36 занятиях. Каждое занятие посвящено одной теме. Занятия планируются с постепенным усложнением графического материала и степени самостоятельности детей. Программные задачи каждой темы раскрыты в календарно- тематическом планировании дополнительной общеобразов ательной общеразвивающей программы «Волшебные клеточки». Учебный план Дисциплины Разделы/ темы Трудоемкость кол- во академических часов Практическое занятие Теоретическое занятие Всего Обследование фонематического слуха. 1 1 2 Мир звуков. Звуки речи. 1 1 2 Гласные звуки. 1 0 1 Гласный звук[ а] , буква А, а. 2 0 2 Гласный звук[ о] , буква О, о Гласный звук[ Ы] , буква ы. . 1 1 1 1 1 1 Гласный звук[ У] , буква У Гласный звук[ Е] , буква Е 1 1 0 0 1 1 Гласный звук[ Ы] , буква, Ы 2 0 2 Гласный звук[ И] , буква И. 2 0 1 Согласные звуки. 1 0 1 Согласные звуки[ н] , [ н, ] , буква Н, н. 2 0 2 Согласные звуки[ м] , , буква м. 2 0 2 Согласные звуки[ к, , буква К 2 0 2 Согласные звуки[ н] , [ н, ] , буква Н, н. 2 0 2 Согласные звуки[ Р) буква Р 2 0 2 Согласные звуки[ Л] , , буква Л 2 0 2 1 Согласные звуки[ В] , буква В 2 0 2 Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. 1 1 2 Согласные звуки[ с] , [ с, ] , буква С, с. 2 0 2 Согласные звуки[ П] , буква П 2 0 2 Игра- викторина 1 0 1 итого 3 3 3 36 Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Продолжительность учебной недели: понедельник- пятница. Продолжительность учебного года: начало учебных занятий – с 1 сентября учебного года, окончание учебных занятий – 31 мая учебного года Праздничные нерабочие дни: общегосударственные праздничные дни Дополнительные дни отдыха- государственные праздники. Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей. Количество недель в учебном году: 36 недель. Занятия проводятся по вторникам во вторую половину дня с 16. 15- 16. 35. Режим занятий: 1 раз в неделю в о второй половине дня по 25 минут. Ф орма организации – групповая. Возрастная группа Сроки реализации Количество занятий в неделю Количество занятий в год Продолжительность занятия Время проведения Дни недели 5- 6лет Сентябрь- май 1 36 25 мин. 16. 15- 16. 35 Вторник УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально- технические условия реализации программы Занятия по программе проводятся в групповом помещении. Для реализации программы имеются демонстрационный и раздаточный материал. Демонстрационный материал – картинки, игрушки, рисунки. Раздаточный материал: крупа, счетные палочки, восковые мелки, трафареты. раскраски, Имеется необходимое методическое обеспечение- методическая литература для педагога: В. В. Волина «Учимся играя», «Игры с буквами и словами», «Занимательное азбуковедение», «Веселая грамматика» Формы аттестации и оценочные материалы Мониторинг по программе проводится в апреле на основе наблюдения. Критерии усвоения программыформулируются исходя из задач программы. Результаты диагностики заносятся в таблицу: № Показатели развития Ф. И. ребенка умеет определять количество слогов в слове Различает графическое изображение букв. Развита мелкая моторика рук. Уровень 1 Оценка результатов освоения программы Уровни сформированности показателей развития: Сформирован В стадии формирования Не сформирован Показатель сформирован( достаточный уровень) - наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка: самостоятель но находит графическое изображение букв, придумывает слова на заданный звук, определяет количество слогов в слове, самостоятельно изображает заданную букву, применяя различные методы: штриховку, дорисовку, прописывание, выкладывание из различных материалов Показатель в стадии формирования( уровень, близкий к достаточному) - находит с помощью педагога в окружающей обстановке графическое изображение букв, придумывает слова на заданный звук, определяет количество слогов в слове, изображает заданную букву, применяя различные методы: штриховку, дорисовку, прописывание, выкладывание из различных материалов Показатель не сформирован( недостаточный уровень) - не проявляется ни в одной из ситуаций, ребенок не может самостоятельно находит ь в окружающей его среде графическое изображение букв, не придумывает слова на заданный звук, определяет количество слогов в слове, изображает заданную букву, не применяет различные методы: штриховку, дорисовку, прописывание, выкладывание из различных материалов Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоен ия программы Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Радуга красок ». 2. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Методы обучения: словесный( рассказ, объяснение) наглядны й( показ техники выполнения, выставки готовых работ) практический( штриховкадорисовывание букв, раскрашивание, лепка, выкладывание из различных материалов) игровой( словесные, пальчиковые игры на расслабление и отдых) . Усвоение материала контролируется при помощи на блюдения за детской деятельностью, применением знаний, активностью и умением использовать в практической деятельности. 2. 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5- 7 лет, Ярославль: Академия Холдинг, 2002. 2. А. Цыбирева Л. В. Обучение грамоте детей 5—7 лет. Методическое посо бие. — 2- е изд. , испр. — М. : ТЦ Сфера, 2018. 3. Башаева Т. В. Развитие вос. , Гоголева приятия детей 3- 7 лет, Ярославль, 2001. 4. Бугременко Е. А. Чтение без принуждения. М. , 1993. 5. Л. С. Логопедия, М. , 1989. 6. В. И. Чтение и письмо, М. , 1995. 7 Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М. Преодоление общего недоразвития речи. М. , 1990. 8. Журова Е. Н. Обучение дошкольников грамоте. М. : Школа- Пресс, 1998. Приложение 1 Календарно- тематический план дополнительной …. программы «Грамотейка» № Тема занятия Задачи Ко- во часов сентябрь 1- 2 Обследование фонематического слуха. Проверить с умения определять количество с логов в слове, выделять слова с заданным звуком в определенном месте слова. 2 3. Мир звуков. Звуки речи. Повторить названия пальцев рук. Разучить пальчиковую игру «Гребешок». 1 4 Гласные звуки. Обогащать словарный запас. Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, отве ты товарищей и уважать их м 1 месяц октябрь 1 Гласный звук[ а] , буква А, а. Упражнять в обводке предметов по контуру, раскрашивании горизонтальными движениями. 1 2 Гласный звук[ а] , буква А, а( продолжение) . Познакомить с буквой А, а. Выяснить отличия буквы от звука. Упражнять выкладыванию из крупы и дорисовке печатной буквы А, а. 1 3 Гласный звук[ о] , буква О, о. Упражнять в выделении звука[ о] в слове. Тренировать в определении места звука[ о] в слове. Познакомить с буквой О, о. Упражнять в лепке печатной буквы О, о. 1 4 Гласный звук[ о] , буква О, о( продолжение) . Продолжать учить выделять звук[ о] и находить его место в слове. Упражнять в обводке предметов по контуру, раскрашивании горизонтальными движениями. 1 месяц ноябрь 1 Гласный звук[ ы] , буква ы. Познакомить со звуком[ ы] и буквой ы, У пражнять в лепке пластилинографией. 1 2 Гласный звук[ ы] , буква ы( продолжение) . Упражнять в определении количества звуков в слове. Упражнять в обводке предметов по контуру, раскрашив ании. 1 3 Гласный звук[ и] , буква И, и. Учить находить место звука[ и] в слове. Упражнять в обводке рисунка сверху вниз. Разучить пальчиковую игру «Шарик». 1 4 Гласный звук[ и] , буква И, и( продолжение) . Развивать фонематический слух. Упражнять выкладыванию из подручных средств печатной буквы И, и. Разучить пальчиковую игру «Домик». 1 месяц декабрь 1 Гласный звук[ у] , буква У, у. Учить узнавать буквы А, О, ы по словесному описанию. Упражнять в обводке предметов по контуру, выкладывании из счетных палочек. . 1 2 Гласный звук[ е] , буква е( продолжение) . Развивать умение узнавать слово по количеству букв. Познакомить с буквой Е Разучить пальчиковую гимнастику «Петушок». Упражнять рисованию буквы. Е 1 3 Согласные звуки. Закрепить понятие: гласный звук. Разви вать фонематический слух детей. Воспитывать любознательность, творческую активность, умения работать в коллективе. 1 4 Согласные звуки[ н] , [ н, ] , буква Н, н. Выделить артикуляционные признаки согласных звуков. Разучить игру «Камень – вата». Познакомить с буквой Н, н. Упражнять в лепке печатной буквы Н, н. 1 месяц январь 1 Согласные звуки[ н] , [ н, ] , буква Н, н( продолжение) . Упражнять умение соотносить слог и его звуковую модель. Упражнять в обводке предметов по контуру и их раскрашивании. 1 2 Согласные звуки[ м] , [ м, ] , буква М, м. Учить определять согласные и гласные звуки по артикуляции. Познакомить с буквой М, м. Упражнять в штриховке и письм е печатной буквы М, . 1 3 Согласные звуки[ м] , [ м, ] , буква М, м( продолжение) . Упражнять в обводке предметов по контуру и их раскрашивании. 1 4 Согласные звуки[ т] , [ т, ] , буква Т, т. Познакомить с буквой Т, т. Упражнять в нахождении буквы при раскрашивании. 1 месяц февраль 1 Согласные звуки[ т] , [ т, ] , буква Т, т( продолжение) . Тренировать в подборе картинки к заданной звуковой модели слова. Развивать внимание. 1 2 Согласные звуки[ к] , [ к, ] , буква К, к. Познакомить с буквой К, к. Упражнять в штриховке и дорисовке печатной буквы К, к. 1 3 Согласные звуки[ к] , [ к, ] , буква К, к( продолжение) . Упражнять в нахождении предметов, названия которых оканчиваются на звук[ к] . Упражнять в обводке предметов по контуру и их раскрашивании. 1 4 Согласные звуки[ н] , [ н, ] , буква Н, н. Вырабатывать умение самостоятельно делать выводы. Развивать фонематический слух, память, внимание. 1 месяц март 1 Согласные звуки[ р] , [ р, ] , буква Р, р. Развиватьумение выбирать слова с заданным звуком, определять место звука в Познакомить с буквой Р, р. Упражнять в дорисовке буквы Р. 1 2 Согласные звуки[ р] , [ р, ] , буква Р, р( продолжение) . Развивать слуховое внимание. Упражнять в обводке линий слева направо. 1 3 Согласные звуки[ л] , [ л, ] , буква Л, л. Познакомить с буквой Л, л. Упражнять рисованию буквы Л, л. 1 4 Согласные звуки[ л] , [ л, ] , буква Л, л( продолжение) . Развивать слуховое внимание. Упражнять в обводке линий слева направо. 1 месяц апрель 1 Согласные звуки[ в] , [ в, ] , буква В, в. Продолжать учить обозначать звуки буквами. Упражнять в д орисовке печатной буквы В. 1 2 Согласные звуки[ в] , [ в, ] , буква В, в( продолжение) . Упражнять в определении количества слогов в слове. 1 3 Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. 1 4 Согласные звуки[ с] , [ с, ] , буква С, с. Познакомить с буквой С, с. Упражнять в штриховке и письм е печатной буквы С, с. 1 месяц май 1 Согласные звуки[ с] , [ с, ] , буква С, с( продолжение) . Упражнять в построении звуковых моделей слов. Тренировать в штриховке рисунков изогнутыми линиями. 1 2 Согласные звуки[ п] , [ п, ] , буква П, п. Упражнять в определении места звуков[ п] , [ п, ] в словах. Познакомить с буквой П, п. Упражнять в раскрашивании печатной буквы П, п. 1 3 Согласные звуки[ п] , [ п, ] , буква П, п( продолжение) . Учить выбирать и дописывать пропущенную букву в словах. Развивать слуховое внимание, координацию движений кисти руки. 1 4 Игра- викторина. Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках. Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, память, мышление 1