План по самообразованию.

Опубликовано: 18:21:58 24-11-2021

Автор: Швец Алла Александровна

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности.

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: - Улучшить координацию и точность движений, и гибкость рук;

- Улучшить мелкую моторику пальцев и кистей рук;

- Улучшить общую двигательную активность;

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,

зрительное и слуховое восприятие.

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика.

- Игры с мелкими предметами (камешки, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).

- Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание замков.

- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность сами

Документы для скачивания:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности.
Формат: .docx

Содержимое файтов:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности.

План по самообразованию на тему: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности" . Подготовила воспитатель: Швец А. А. Воронеж 2021 г. Актуальность  выбранной темы: На начальном этапе жизни именно  мелкая моторика отражает то, как  развивается ребенок,   свидетельствует  о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо  развитой ручной моторикой  неловко держат ложку, карандаш, не могут расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности осво ения мира детьми оказываются обыденны ми. Дети часто чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка на его  самооценку. С течением времени уровень  развития  формирует школьные трудности. И, конечно, в  раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики  и координации движений руки должна стать важной частью  развития детской речи, формирования навыков  самообслуживания  и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее  развитие. Наряду с  развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной  деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует  развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон  развивают  умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша  развивается  воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями он сможет  «рассказывать руками»  целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Цель:   Развивать мелкую моторику  и координацию движений рук у  детей раннего возраста посредством различных видов деятельности. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи: - Улучшить координацию и точность движений, и гибкость рук; - Улучшить  мелкую моторику  пальцев и кистей рук; - Улучшить общую двигательную активность; -   Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие. - Создавать эмоционально- комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. Основные направления работы с детьми на занятиях. - Пальчиковая гимнастика. - Игры с  мелкими предметами ( камешки,   мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок) . - Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание замков. - Работа с бумагой ( складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров) . - Работа с карандашом ( обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий) . Формы работы: - совместная  деятельность  воспитателя с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная  самостоятельная деятельность самих детей. План  работы на 2021- 2022 учебный год: Октябрь. 1. Д/ и  «Цветные колечки»,   «Пирамидки». Упражнять  детей  в нанизывании колец на стержень.   Развивать глазомер, знакомить с цветом. 2.   Самомассаж рук. Упражнять  детей  в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2- 5 пальцев. 3. Пальчиковая гимнастика  «Сорока- сорока». Выполнять круговые движения по ладони левой руки указательным пальцем правой руки, по очереди загибая все пальчики, кроме большого. 4. Д/ и.   «Оденем куклу на прогулку». Упражнять  детей  в одевании и раздевании кукол. Ноябрь. 1. Пальчиковая гимнастика  «Семья». Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. 2. Подвижная игра  «Зарядка». Упражнять  детей  в выполнении движений согласно тексту. 3. Игра  «Художник».   Развивать  умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком. 4.   Самомассаж  «Ручки греем».   Развивать  умения выполнять движения по внешней стороне ладони. Декабрь. 1. Пальчиковая гимнастика  «Новогодние игрушки». Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. 2. Конструирование  «Башенка». Привлекать  детей  к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. 3. Настольная игра  «Мозаика».   Развивать  координацию движений пальцев ведущей руки. 4. Подвижная игра  «Лохматый пес». Упражнять в выполнении движений согласно тексту. Январь. 1. Игра  «Веселые игры с карандашом». Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, пальцев рук. 2. Игра  «Лепим снежки».   Развивать  умения скатывать шарики разного размера из салфеток. 3. Графическое упражнение  «Проведи дорожку». Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. Февраль. 1. Д/ и  «Массажный мячик».   Развивать   сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. 2. Пальчиковая гимнастика  «Пять пальцев». Упражнять  детей  в поочередном касании пальчиков, начиная с большего, запоминать названия каждого из них. 3.   Самомассаж  «Добываем огонь». Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. Д/ и  «Уложим куклу». Упражнять в закреплении навыков раздевания. Март. 1. Рисование пальчиками  «Букет для мамы».   Развивать умения детей рисовать пальчиками. 2. Пальчиковая гимнастика  «Этот пальчик. ». Формировать умения поочередно разгибать пальчики. 3.   Самомассаж  «Стряпаем».   Развивать  умения имитировать скатывание колобков. 4. Конструирование  «Машина».   Развивать  умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. Апрель. 1. Рисование  «Дорисуй ниточки к шарикам».   Развивать  умения правильно держать карандаш. 2. Игра  «Спрячь в ладошке». Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. 3. Игра  «Прищепки». 4. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.   Самостоятельная деятельность детей. Май. 1. Игра  «Собери бусы». Упражнять  детей  в нанизывании крупных деталей на шнурок. 2. Заучивание пальчиковой игры  «Как живешь»? повторение  «Капуста». 3. Складывание в бутылочку. Формировать умения бросать  мелкие  предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. 4. Учить  детей  изображать пальчиками  различные фигуры:   «Очки»,   «Флажок»,   «Крыша». Работа с родителями: Октябрь. Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста ». Ноябрь. Консультация  «Пальчиковые игры для малышей». Декабрь. Памятки для родителей « Развивая мелкую моторику,   развиваем навыки самообслуживания ». Январь. Рекомендации для родителей « Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома. » Февраль. Создание картотеки потешек для работы с детьми. Март. Совместное творчество  детей и родителей  «Книжка своими руками». Апрель. Папка- передвижка  «Рисуем без кисточки. » Май. Пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок. План самообразования на тему: «Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста» П одготовила воспитатель: Ищенко О. В. Воронеж 2021 г. Пояснительная записка Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:   «Ум ребенка находится на кончиках его  пальцев ». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет  самое большое  «представительство»  в коре головного мозга. Поэтому  пальчиковые игры развивают  не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.   Пальчиковые игры  - хорошие помощники и в подготовке руки ребенка к письму. В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно  развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников »; Е. А. Янушко « Развитие  мелкой моторики рук у  детей раннего возраста »; С. О. Ермаковой  « Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет ». Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я хочу заняться ее изучением через  самообразование, выбрав тему « Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста ». Хочу создать картотеку  пальчиковых игр, которые будут направлены на устранение имеющихся проблем речевого  развития детей,   развитие мелкой моторики рук. На начало года выстроила систему работы в данн ом направлении. Цель: формировать у  детей  основы речевой моторики на основе  пальчиковых игр. Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач: - сочетать  игры  и упражнения для тренировки  пальцев  с речевой деятельностью  детей; - совершенствовать мелкую моторику через  пальчиковые игры; - повысить компетентность родителей, педагогов в значимости  пальчиковых игр детей раннего возраста. Для достижения хороших результатов буду использовать разнообразные формы работы с родителями: - индивидуальные беседы; - консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков- машинки, конструкторы, у девочек- куклы. Рекомендации родителям определю в виде памяток, в которых буду убеждать их давать больше  самостоятельности детям при одевании:   самостоятельно  застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. Консультации: « Развитие  мелкой моторики рук у  детей раннего возраста »,   « Пальчиковая гимнастика ». Книжка- передвижка  « Пальчиковые игры », которые буду обновлять по мере разучивания. Памятка для родителей « Пальчиковая гимнастика- для развития речи дошкольников ». Работу по  развитию движений пальцев и всей кисти планирую  проводить во время утренней стимулирующей гимнастик, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения буду подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений  пальцам Перспективный  план образовательной деятельности по теме: « Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста ». Сентябрь 1.   «Ладушки – ладушки». Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу,   развивать  ощущение собственных движений. 2. «Сорока – сорока». Активизировать движения  пальцев рук. 3. «Как у нашего кота». Учить выполнять игровые задания,   развивать мелкую моторику рук. 4. «Этот  пальчик – бабушка ». Активизировать движения  пальцев рук. 5. «Где же ручки? ». Активизировать движения  пальцев рук. Октябрь 6. «Бумажный мячик». Развивать моторику обеих рук. 7. «Водичка, водичка…». Развивать моторику обеих рук. 8. « Пальчик о пальчик ». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. 9. «Волк раскроет свою пасть». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ноябрь 10. «Сидит белка на тележке». Развивать моторику обеих рук. 11. «Капуста». Развивать моторику обеих рук. 12. « Пальчики ». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. 13. «Перчатка». Активизировать движения  пальцев рук. Декабрь 14. «Дом». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. 15. «Два маленьких кузнечика». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. 16. «Маленькая мышка». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. 17. «Паучок». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Январь 18. «Червячки». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. 19. «Шалун». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. 20. «Лягушка – попрыгушка ». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. 21. «На лесной лужайке». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Февраль 22. «В домике живёт волчок». Активизировать движения  пальцев рук. 23. «Избушка на лужочке ». Активизировать движения  пальцев рук. 24. «Встали  пальчики ». Активизировать движения  пальцев рук. 25. « Пальчики здороваются ». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Март 26. «Кольцо». Активизировать движения  пальцев рук. 27. «Вымыли мы ручки». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. 28. «Крылья нашей мельницы». Активизировать движения  пальцев рук. 29. «Пляшут в кухне на стене». Активизировать движения  пальцев рук. Апрель 30. «Мои веселые  пальчики ». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. 31. «Повстречались». Активизировать движения  пальцев рук. 32. «Идет коза рогатая». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. 33. «Котятки». Развивать моторику обеих рук. Май 34. «Дарики- комарики». Развивать движения кистей и пальцев рук,   развивать  умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы 35. «Два медведя». Развивать моторику обеих рук. 36. «Помощник». Активизировать движения  пальцев рук.

Оставить комментарий: