Рабочие программы
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №29 «Ёлочка» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете № 1 протокол от 31. 08. 2022 г. № 1 Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Т. М. Корнеенко Приказ от 31. 08. 2022 г. № 378 Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию «Тропинки творчества» в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста для детей от 5 до 6 лет №2 Воспитатели: Гатиятуллина З. Р. , Емельянова И. П. Нижневартовск- 2022 Содержание № Наименование Страницы 1. Содержание 2 2. Паспорт программы 3 3. Пояснительная записка 4 3. 1. Цель и задачи программы 6 3. 2. Планируемые результаты 7 3. 3. Объем образовательной нагрузки 7 4. Содержание программы « Тропинки творчества » 7 5. Организационно- педагогические условия 15 5. 1. Учебный план 15 5. 2. Расписание занятий 15 5. 3. Календарный учебный график 15 5. 4. Программно методическое обеспечение 17 5. 5. Материально- техническое обеспечение 19 6. Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития воспитанников 19 7. Список литературы 19 Паспорт программы Наименование программы Программа дополнительных образовательных услуг художественно- эстетического развития « Тропинки творчества » для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет Основание для разработки программы- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации №273- ФЗ от 29. 12. 2012 года- Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2. 4. 3648- 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Методических пособий: . «Школа оригами» С. Соколова. «Театр оригами» С Соколова, М. : Изд- во Эксмо; 2003г. «Оригами» С. В. Кирсанова Детство- пресс Санкт- Петербург, 365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова. , Чудесные поделки из бумаги З. Богатырева. М. Просвещение 1992г. Заказчики программы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Елочка», родители( законные представители) Цель программы В сестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Составител и программы Гатиятуллина З. Р. , Емельянова И. П. - воспитател и группы старшего дошкольного возраста для детей от 5 до 6 лет №2 Задачи программы знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. обучать различным приемам работы с бумагой; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; развивать пространственное воображение; воспитывать интерес к искусству оригами. Срок реализации 1 год Пояснительная записка. Программа дополнительного образования « Тропинки творчества » является программой художественно- эстетической направленности, созданной на основе методических пособий: «Школа оригами» С. Соколова. «Театр оригами» С Соколова, М. : Изд- во Эксмо; 2003г. «Оригами» С. В. Кирсанова Детство- пресс Санкт- Петербург, 365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова. , Чудесные поделки из бумаги З. Богатырева. М. Просвещение 1992г. В основе программы заложены следующие основные принципы: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства- понимание( рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых( родителей( законных представителей) , педагогических и иных работников детского сада) и детей; уважение личности ребенка; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка. Основным направлением Программы « Тропинки творчества » является художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС оно ориентировано на развитие предпосылок восприятия и понимания ребенком произведений искусства и мира природы, а также на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной музыкальной и др. ) . Занимаясь по программе « Тропинки творчества », дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор. Чем бы ни занимался впоследствии ребенок, увлеченный оригами, это будет интересный человек, принимающий нестандартные решения. Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами для детей старшего дошкольного возраста( 5- 6 лет) . Актуальность дополнительной образовательной программы « Тропинки творчества » заключается в том, что творческий процесс в оригами не долог, за небольшой промежуток времени дети могут увидеть результаты своего труда. И это особенно привлекательно для дошкольников. А бумага для детей – это доступный и универсальный материал. Главной отличительной чертой дополнительной образовательной программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по оригами с другими традиционными дисциплинами дошкольного учреждения, объединяя их одним сюжетом, одной темой. Это делает занятия оригами более интересными и содержательными. Практическую значимость дополнительной образовательной программы определяет деятельность, на которой чаще используется репродуктивный метод обучения, т. е. подробный показ детям способов действия, работа по образцу педагога. Деятельность оригами благоприятно воздействуют на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. У дошкольников развивается координация движений пальцев и кистей рук, что позволяет им быстрее овладеть письмом. Такая форма работы с детьми помогает развивать у детей абстрактное и образное мышление, логику, воображение, улучшает глазомер, умение действовать по правилам точно и аккуратно. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. В изобразительной деятельности( по рисованию, лепке, аппликации) у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, можно отметить, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. Образовательная деятельность оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей, и подготовке руки к обучению навыкам письма в школе. Практика убедительно доказывает, что графический навык у ребенка при поступлении в школу не достаточно сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Принципы и подходы к формированию Программы. Программа предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков. Принцип повторения умений и навыков- один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Принцип индивидуально- личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, . Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок. Принцип успешности заключается в том, что воспитанник получает задания, которые он способен успешно выполнить. Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества( игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др. ) . Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется творческая личность Принцип взаимодействия детского сада и семьи преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации творческих способностей ребенка Принцип результативности предполагает получение положительного результата развития творческих способностей ребенка Принципы взаимодействия с детьми: Ребенок сам- молодец, у него- все получается, возникающие трудности- преодолимы; Постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что- то новое и научиться новому; Исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; Сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результата других детей; Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом. Формы обучения Программа предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми. Методы, используемые в деятельности оригами словесные( устное изложение, беседа, рассказ и т. д. ) наглядные( показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др. ) объяснительно- иллюстративный( дети воспринимают и усваивают готовую информацию) . репродуктивный –( дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) . частично – поисковый( участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом) . исследовательский( экспериментальный) ( самостоятельная творческая работа детей) . практические( выполнение работ по картам и схемам и др. ) В основе которых лежит способ организации занятий: Индивидуально- фронтальный( чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) . Групповой( организация работы в подгруппах, парах) . Индивидуальный( индивидуальное выполнение заданий) . Цель и задачи программы Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. обучать различным приемам работы с бумагой; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; развивать пространственное воображение; воспитывать интерес к искусству оригами. Обучающие Формировать умения следовать устным инструкциям. Обучать различным приемам работы с бумагой. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие: Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Развивать пространственное воображение. Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству оригами. Расширять коммуникативные способностей детей. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Планируемые результаты. В результате проведения дополнительной образовательной программы « Тропинки творчества » будет реализована Образовательная программа учреждения, воспитанник овладеет комплексом определенных знаний и умений, приобретут навыки изготовления предметов техникой оригами. Ожидаемые результаты. У детей будут: сформированы умения использования различных приемов работы с бумагой сформированы основные геометрические понятия и базовые формы оригами; сформированы умения создавать изделия оригами; сформированы умения создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы составление альбома лучших работ, создание театра оригами и проведение выставок детских работ. Объем образовательной нагрузки. Срок реализации программы – 1 год. Реализация программы осуществляется в соответствии с целями и задачами в дополнительной образовательной программе «Тропинки творчества» Программа рассчитана на одно занятие в неделю продолжительностью 25 минут. Всего 36 занятий. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 21 человек. 4. Содержание программы Содержание дополнительной образовательной программы « Тропинки творчества » рассчитано на один год обучения( с сентября по май) . На каждом виде деятельности используется дополнительный материал: аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном, подводном мире, птицах, насекомых, цветах, дидактические игры и т. д. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми. подготовка к деятельности введение в тему занятия( загадки, стихи…) показ образца; рассматривание образца и анализ; практическая часть показ педагогом процесса изготовления работы; самостоятельное изготовление детьми работы; оформление образца анализ работ детей. Обучение искусству оригами начинается со «школы оригами» – с базовых форм. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок, как плоских, так и объемных. Для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста искусства оригами необходимо познакомить их с основными базовыми формами – «треугольником», «дверь», «книжка», «воздушный змей». Изучив технику складывания данной базовой формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Занимаясь по программе « Тропинки творчества », дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может выраст и скульптор, архитектор, инженер – конструктор. Чем бы ни занимался впоследствии ребенок, увлеченный оригами, это будет интересный человек, принимающий нестандартные решения. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т. п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона( ближе, выше, ниже, рядом) . Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию Содержание программы предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Дополнительная платная образовательная услуга предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы ПДОУ используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми. Методы, используемые в образовательной деятельности оригами словесные( устное изложение, беседа, рассказ и т. д. ) наглядные( показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др. ) объяснительно- иллюстративные( дети воспринимают и усваивают готовую информацию) . репродуктивные –( дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) . частично – поисковые( участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом) . исследовательские( экспериментальный) ( самостоятельная творческая работа детей) . практические( выполнение работ по картам и схемам и др. ) В основе которых лежит способ организации занятий: Индивидуально- фронтальный( чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) . Групповой( организация работы в подгруппах, парах) . Перспективный план «Тропики творчества» № недели Содержание, тема Задачи Сентябрь 1 Путешествие в бумажную страну. С. Кирсанова « Оригами », с тр. 34 Познакомить с новым свойством бумаги – сминаемостью. Развивать конструктивное мышление, сообразительность. Заинтересовать детей работой с бумагой. Познакомить детей с новым видом искусства «оригами»; с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. 2 Знакомство с оригами. С. Кирсанова « Оригами », с тр. 3 6 Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали Закреплять умение сминать бумагу. Развивать мелкую моторику. Расширять коммуникативные способности детей. Учить детей создавать образ из базовых заготовок «Воздушный змей», используя складку «молния» 3 Воздушный змей С. Кирсанова « Оригами », с тр. 49 Выявить умение распознавать геометрические предметы. Обогащать словарь детей( диагональ, вертикаль, горизонталь) Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник» 4 Фруктовый сад С. Кирсанова « Оригами », с тр. 3 8 Закреплять знания о технике оригами, учить делать правильные, четкие сгибы. Расширять знания о деревьях. Учить складывать грибы по пооперационным картам, сгибать квадратный лист в разных направлениях. Продолжать учить делать правильные, четкие сгибы. Развивать творческие способности уверенность в своих силах. Октябрь 5 Рыбки в аквариуме С. Кирсанова « Оригами », с тр. 64 Познакомить с новым свойством бумаги – сминаемостью. Развивать конструктивное мышление, сообразительность. Заинтересовать детей работой с бумагой. Познакомить детей с новым видом искусства «оригами»; с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. 6 Деревья осенью С. Кирсанова « Оригами », с тр. 78 Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали Закреплять умение сминать бумагу. Развивать мелкую моторику. Расширять коммуникативные способности детей. Учить детей создавать образ из базовых заготовок «Воздушный змей», используя складку «молния» 7 Грибная пора. С. Кирсанова « Оригами », с тр. 78 Выявить умение распознавать геометрические предметы. Обогащать словарь детей( диагональ, вертикаль, горизонталь) Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник» 8 Ёлочка С. Соколова « Школа оригами », стр. 10 С. Кирсанова « Оригами », с тр. 50 Закреплять знания о технике оригами, учить делать правильные, четкие сгибы. Расширять знания о деревьях. Учить складывать грибы по пооперационным картам, сгибать квадратный лист в разных направлениях. Продолжать учить делать правильные, четкие сгибы. Развивать творческие способности уверенность в своих силах. Ноябрь 9 Веселые зверюшки. С. Кирсанова « Оригами », с тр. 52 Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник» продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы. Складывать квадрат по диагонали. 10 Щенок. С. Соколова «Школа оригами», стр. 29 Создавать работу из двух базовых форм «треугольник» и «воздушный змей». Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. 11 Котёнок С. Соколова «Школа оригами», стр. 31 Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Учи ть складывать бумагу, используя базовую форму треугольник, создавать морскую композицию. Учить детей создавать образ из базовых заготовок «Воздушный змей», используя складку «молния». Создавать композицию из деталей, изготовленных из квадратов со сложенными вершинами боковых углов к середине 12 Лягушка С Соколова « Театр оригами », стр. 198 Создавать композицию из деталей, изготовленных из квадратов со сложенными вершинами боковых углов к середине Закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях, хорошо проглаживая линии сгиба Декабрь 13 Краб « Чудеса из бумаги », стр. 42 Создать из базовой формы «треугольник» путем составления целого из частей. 14 Бабочки С. Соколова «Школа оригами», стр. 133 Учить изготавливать динамическую модель по типу оригами «кузнечик», закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях. 15 Петух « Театр оригами », стр. 37 Учить складывать динамическую модель – птиц у. Продолжать учить делать четкие правильные сгибы, выполнять внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали. 16 Новогодняя открытка С. Соколова «Школа оригами» стр. 84, стр. 128 Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Развивать навык точных аккуратных сгибов. Развивать творческие способности, воображение, память. Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей снегурочки и клоуна соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, следуя словесному указанию воспитателя. Учить складывать из базовой формы «треугольник», отогнув стороны к средней линии и краям заготовки. Соединять детали в единое целое( ветка ели) , мастерить Новогоднюю открытку. 17 Новогодняя елочка С. Соколова «Школа оригами», стр. 13 Создавать композицию из нескольких базовых форм «воздушный змей» Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай». Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Развивать навык точных аккуратных сгибов. Развивать творческие способности, воображение, память. Январь 18 Девочка и мальчик С. Соколова «Школа оригами», стр. 84, 88 Учить детей создавать из базовой формы «книжечка» Учить детей складывать из знакомых базовых форм фигуры человека, следуя словесному указанию воспитателя. Закреплять умение детей сгибать бумагу в разных направлениях. Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. 19 Снежинка Закреплять умение детей сгибать бумагу в разных направлениях. Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. Учить детей создавать композицию из квадратов с отогнутыми уголками к центру и базовой формы «воздушный змей» 20 Елочка и домик, собачка и щенок Упражнять в создании маски из базовой формы «воздушный змей», умении складывать «долиной». Развивать умение складывать из квадрата елочку, путем загибания двух боковых углов к середине и разгибая их приклеивать нижний угол. Упражнять в создании маски из базовой формы «воздушный змей», умении складывать «долиной» Февраль 21 Голубь « Чудеса из бумаги », стр. 60. С. Соколова «Школа оригами», стр. 131 Создавать работу из двух базовых форм «треугольник» и «воздушный змей» Учить складывать динамическую модель – птицу Продолжать учить делать четкие правильные сгибы, выполнять внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали. Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. 22 Подарок папе С. Кирсанова « Оригами », с тр. 78 Учить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники. 23 Два весёлых гуся С. Соколова «Школа оригами», стр. 57 Используя новую базовую форму»треугольник», учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности. Учить детей складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей животных сказки. 24 Сова «Чудеса из бумаги» Учить складывать динамическую модель – птицу Продолжать учить делать четкие правильные сгибы, выполнять внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали. Март 25 Избушка на курьих ножках С. Соколова «Школа оригами», стр. 52 Учить детей складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей животных сказки. Из квадрата сложенного по вертикали и горизонтали, учить детей изготавливать детали модели избушки 26 По сказке «Колобок» « Чудеса из бумаги » Учить детей складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей животных сказки. Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей снеговика соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, следуя словесному указанию воспитателя 27 Кораблик Учить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники. 28 Белка С. Соколова «Школа оригами», стр. 78 Учить детей складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей животных сказки. Апрель 29 Цветик семицветик для мамы С. Соколова «Школа оригами», стр. 65 Учить детей составлять цветок из сложенных листов способом «книжечка», и опущенных углов прямоугольника по диагонали Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель ра спустившегося цветка, создавать общую композицию. 30 Дом. С. Соколова «Школа оригами», стр. 21 Учить по словесному объяснению сгибать лист квадрата углами к центру. Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя, делать ровные сгибы. 31 Тюльпан С. Соколова «Школа оригами», стр. 145 Учить изготавливать объемные поделки – цветок тюльпана. Закреплять умения складывать базовую форму «двойной треугольник», следовать устным объяснениям. Развивать умение делать аккуратные сгибы. Воспитывать усидчивость, радость. 32 Кораблик С. Кирсанова « Оригами », с тр. 121 Закрепить умение делать поделку взяв за основу базовую форму «книжка», закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях. Развивать умение делать точные аккуратные сгибы. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность. Закреплять умение складывать бумагу гармошкой, перегибать заготовку пополам, склеивать спереди и сзади. Развивать умение делать точные и аккуратные сгибы, уверенность в своих силах и способностях. Учить складывать кораблик, используя пооперационную карту. Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник», точно совмещая углы и стороны. Развивать уверенность в своих силах. Май 33 Веточка в вазе С. Соколова «Школа оригами», стр. 104 Развивать умение делать точные и аккуратные сгибы, уверенность в своих силах и способностях. Создавать образ из базовой формы «треугольник» 34 Закладки для книг С. Соколова «Школа оригами», стр. 148 Учить складывать бумагу, используя базовую форму треугольник, дополнять образ различными деталями. 35 Аквариум Создавать композицию из базовой формы воздушный змей, используя сгиб «молния». 36 Поделки трансформеры С. Кирсанова « Оригами », с тр. 123 Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному объяснению, умение следить за показом. Организационно педагогические условия Учебный план Дополнительная программа «Тропинки творчества» Количество занятий в неделю/ месяц Количество часов в неделю/ месяц( мин) Форма проведения 1/ 4 25мин/ 1 00мин групповая Итого в год 36 5. 2 Расписание занятий День недели Время проведения Среда 1 5: 30 5. 3 Календарный учебный график № Месяц Тема Количество занятий 1 Сентябрь Путешествие в бумажную страну 1 2 Знакомство с оригами 1 3 Воздушный змей 1 4 Фруктовый сад 1 5 Октябрь Рыбки в аквариуме 1 6 Деревья осенью 1 7 Грибная пора 1 8 Ёлочка 1 9 Ноябрь Веселые зверюшки 1 10 Щенок 1 11 Котёнок 1 12 Репка 1 13 Декабрь Лягушка 1 14 Краб 1 15 Бабочки 1 16 Петух 1 17 Январь Новогодняя открытка. 1 18 Новогодняя елочка 1 19 Девочка и Мальчик 1 20 Снежинка 1 21 Февраль Елочка и домик, собачка и щенок 1 22 Голубь 1 23 Синичк а 1 24 Два весёлых гуся 1 25 Март Сова 1 26 Избушка на курьих ножках 1 27 По сказке «Колобок » 1 28 Кораблик 1 29 Апрель Белка 1 30 Цветик семицветик для мамы 1 31 Дом 1 32 Тюльпан 1 33 Май Гофрированное яблоко «Оригами» 1 34 Бабочка 1 35 Закладки для книг 1 36 Поделки трансформеры 1 Всего 36 Программно- методическое обеспечение № Наименование программы На основании какой программы разработана, утверждена и рекомендована 1 Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию « Тропинки творчества » Методических пособий: «Школа оригами» С. Соколова. «Театр оригами» С Соколова, М. : Изд- во Эксмо; 2003г. «Оригами» С. В. Кирсанова Детство- пресс Санкт- Петербург, 365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова. , Чудесные поделки из бумаги З. Богатырева. М. Просвещение 1992г. Педагогическая диагностика Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи: индивидуализации образования График проведения 1- 2 неделя сентября. 3- 4 неделя апреля Педагогическое обследование проводится с использованием методик Парамоной Я. Д. , Лиштван З. В. , Тарабариной Т. И. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трехбалльной шкале Инструментарий для обследования( Диагностические задания) Задание №1 Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Педагог предлагает ребенку сложить лист пополам. Задание №2 Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали. Педагог предлагает ребенку сложить лист по диагонали. Задание № 3 Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры( квадрат, треугольник, прямоугольник, круг) . Инструкция: «Назови( покажи) фигуры, которые ты видишь». Задание № 4 Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия( угол, сторона, линия сгиба) . Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, ( стороны, линию сгиба) . Задание № 5 Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по- прямой. Задание № 6 Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям. Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании( техника оригами) ФИО ребенка Складывает лист бумаги прямоугольный лист( пополам) квадратный лист( по диагонали) Знает геометрические фигуры, геометрические понятия Умеет резать ножницами по прямой линии Умеет следовать инструкции Общее количество баллов Уровень 22834600 Качественная характеристика формирования конструктивных умений и навыков в технике оригами у детей старшего дошкольного возраста Высокий уровень: ( от 16 до 18 баллов Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет( показывает) все геометрические фигуры( квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия( угол, сторона, линия сгиба) . Правильно держит ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям Средний уровень: ( от 10 до 15 баллов) Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании( показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям. Низкий уровень: ( ниже 9 баллов) Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает. Материально- техническое обеспечение Условия реализации программы Предметно- пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. В образовательной деятельности используются столы, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, карты – схемы, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека. Для художественно- творческой деятельности детей имеется: бумага цветная и обычная, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, клей. Список литературы С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб. ; Издательский дом «Литература, » 2001 – 208с. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М. : Издательство Эксмо; СПб. ; Валерии СПД, 2003. - 176 с. С. Соколова Театр оригами: Игрушки из бумаги. М. : Издательство Эксмо; СПб. : Валерии СПД; 2003. - 240 с. З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги» М. : Просвещение, 1992г 5. С. В. Кирсанова «Оригами» Детств о пресс Санкт- Петербург 2013 Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. – «Гном- Пресс», 2005. Мусиенко С. И. , Бутылкина Г. В. Оригами в детском саду. – «Линка- Пресс», 2010. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996. 9 Афонькин С. Ю. , Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. – СПб, «Литера» 1997. Афонькин С. Ю. , Афонькина Е. Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. – СПб, «Химия», 1994. Афонькин С. Ю. , Афонькина Е. Ю. Оригами в вашем доме. – М, «Легкая пром- ность», 1995. 12 Афонькин С. Ю. , Афонькина Е. Ю. Цветущий сад оригами. – СПб, «Химия», 1995. 10. Коротеев И. А. Оригами для малышей. – М, «Просвещение», 1996. 14 Сержантова Т. Б. 365 моделей оригами. – М, «Айрис Пресс», 2005. 11. Соколова С. В. Сказки из бумаги. – СПб, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998. 16 Соколова С. В. Игрушки- оригамушки. – СПб, «Химия», 1997. 12. 365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №29 «Ёлочка» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете № 1 протокол от 31. 08. 2022 г. № 1 Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Т. М. Корнеенко Приказ от 31. 08. 2022 г. № 378 Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию «Тропинки творчества» в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста для детей от 5 до 6 лет №2 Воспитатели: Гатиятуллина З. Р. , Емельянова И. П. Нижневартовск- 2022 Содержание № Наименование Страницы 1. Содержание 2 2. Паспорт программы 3 3. Пояснительная записка 4 3. 1. Цель и задачи программы 6 3. 2. Планируемые результаты 7 3. 3. Объем образовательной нагрузки 7 4. Содержание программы « Тропинки творчества » 7 5. Организационно- педагогические условия 15 5. 1. Учебный план 15 5. 2. Расписание занятий 15 5. 3. Календарный учебный график 15 5. 4. Программно методическое обеспечение 17 5. 5. Материально- техническое обеспечение 19 6. Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития воспитанников 19 7. Список литературы 19 Паспорт программы Наименование программы Программа дополнительных образовательных услуг художественно- эстетического развития « Тропинки творчества » для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет Основание для разработки программы- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации №273- ФЗ от 29. 12. 2012 года- Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2. 4. 3648- 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Методических пособий: . «Школа оригами» С. Соколова. «Театр оригами» С Соколова, М. : Изд- во Эксмо; 2003г. «Оригами» С. В. Кирсанова Детство- пресс Санкт- Петербург, 365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова. , Чудесные поделки из бумаги З. Богатырева. М. Просвещение 1992г. Заказчики программы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Елочка», родители( законные представители) Цель программы В сестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Составител и программы Гатиятуллина З. Р. , Емельянова И. П. - воспитател и группы старшего дошкольного возраста для детей от 5 до 6 лет №2 Задачи программы знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. обучать различным приемам работы с бумагой; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; развивать пространственное воображение; воспитывать интерес к искусству оригами. Срок реализации 1 год Пояснительная записка. Программа дополнительного образования « Тропинки творчества » является программой художественно- эстетической направленности, созданной на основе методических пособий: «Школа оригами» С. Соколова. «Театр оригами» С Соколова, М. : Изд- во Эксмо; 2003г. «Оригами» С. В. Кирсанова Детство- пресс Санкт- Петербург, 365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова. , Чудесные поделки из бумаги З. Богатырева. М. Просвещение 1992г. В основе программы заложены следующие основные принципы: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства- понимание( рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых( родителей( законных представителей) , педагогических и иных работников детского сада) и детей; уважение личности ребенка; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка. Основным направлением Программы « Тропинки творчества » является художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС оно ориентировано на развитие предпосылок восприятия и понимания ребенком произведений искусства и мира природы, а также на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной музыкальной и др. ) . Занимаясь по программе « Тропинки творчества », дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор. Чем бы ни занимался впоследствии ребенок, увлеченный оригами, это будет интересный человек, принимающий нестандартные решения. Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами для детей старшего дошкольного возраста( 5- 6 лет) . Актуальность дополнительной образовательной программы « Тропинки творчества » заключается в том, что творческий процесс в оригами не долог, за небольшой промежуток времени дети могут увидеть результаты своего труда. И это особенно привлекательно для дошкольников. А бумага для детей – это доступный и универсальный материал. Главной отличительной чертой дополнительной образовательной программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по оригами с другими традиционными дисциплинами дошкольного учреждения, объединяя их одним сюжетом, одной темой. Это делает занятия оригами более интересными и содержательными. Практическую значимость дополнительной образовательной программы определяет деятельность, на которой чаще используется репродуктивный метод обучения, т. е. подробный показ детям способов действия, работа по образцу педагога. Деятельность оригами благоприятно воздействуют на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. У дошкольников развивается координация движений пальцев и кистей рук, что позволяет им быстрее овладеть письмом. Такая форма работы с детьми помогает развивать у детей абстрактное и образное мышление, логику, воображение, улучшает глазомер, умение действовать по правилам точно и аккуратно. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. В изобразительной деятельности( по рисованию, лепке, аппликации) у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, можно отметить, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. Образовательная деятельность оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей, и подготовке руки к обучению навыкам письма в школе. Практика убедительно доказывает, что графический навык у ребенка при поступлении в школу не достаточно сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Принципы и подходы к формированию Программы. Программа предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков. Принцип повторения умений и навыков- один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Принцип индивидуально- личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, . Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок. Принцип успешности заключается в том, что воспитанник получает задания, которые он способен успешно выполнить. Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества( игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др. ) . Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется творческая личность Принцип взаимодействия детского сада и семьи преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации творческих способностей ребенка Принцип результативности предполагает получение положительного результата развития творческих способностей ребенка Принципы взаимодействия с детьми: Ребенок сам- молодец, у него- все получается, возникающие трудности- преодолимы; Постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что- то новое и научиться новому; Исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; Сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результата других детей; Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом. Формы обучения Программа предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми. Методы, используемые в деятельности оригами словесные( устное изложение, беседа, рассказ и т. д. ) наглядные( показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др. ) объяснительно- иллюстративный( дети воспринимают и усваивают готовую информацию) . репродуктивный –( дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) . частично – поисковый( участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом) . исследовательский( экспериментальный) ( самостоятельная творческая работа детей) . практические( выполнение работ по картам и схемам и др. ) В основе которых лежит способ организации занятий: Индивидуально- фронтальный( чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) . Групповой( организация работы в подгруппах, парах) . Индивидуальный( индивидуальное выполнение заданий) . Цель и задачи программы Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. обучать различным приемам работы с бумагой; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; развивать пространственное воображение; воспитывать интерес к искусству оригами. Обучающие Формировать умения следовать устным инструкциям. Обучать различным приемам работы с бумагой. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие: Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Развивать пространственное воображение. Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству оригами. Расширять коммуникативные способностей детей. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Планируемые результаты. В результате проведения дополнительной образовательной программы « Тропинки творчества » будет реализована Образовательная программа учреждения, воспитанник овладеет комплексом определенных знаний и умений, приобретут навыки изготовления предметов техникой оригами. Ожидаемые результаты. У детей будут: сформированы умения использования различных приемов работы с бумагой сформированы основные геометрические понятия и базовые формы оригами; сформированы умения создавать изделия оригами; сформированы умения создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы составление альбома лучших работ, создание театра оригами и проведение выставок детских работ. Объем образовательной нагрузки. Срок реализации программы – 1 год. Реализация программы осуществляется в соответствии с целями и задачами в дополнительной образовательной программе «Тропинки творчества» Программа рассчитана на одно занятие в неделю продолжительностью 25 минут. Всего 36 занятий. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 21 человек. 4. Содержание программы Содержание дополнительной образовательной программы « Тропинки творчества » рассчитано на один год обучения( с сентября по май) . На каждом виде деятельности используется дополнительный материал: аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном, подводном мире, птицах, насекомых, цветах, дидактические игры и т. д. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми. подготовка к деятельности введение в тему занятия( загадки, стихи…) показ образца; рассматривание образца и анализ; практическая часть показ педагогом процесса изготовления работы; самостоятельное изготовление детьми работы; оформление образца анализ работ детей. Обучение искусству оригами начинается со «школы оригами» – с базовых форм. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок, как плоских, так и объемных. Для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста искусства оригами необходимо познакомить их с основными базовыми формами – «треугольником», «дверь», «книжка», «воздушный змей». Изучив технику складывания данной базовой формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Занимаясь по программе « Тропинки творчества », дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может выраст и скульптор, архитектор, инженер – конструктор. Чем бы ни занимался впоследствии ребенок, увлеченный оригами, это будет интересный человек, принимающий нестандартные решения. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т. п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона( ближе, выше, ниже, рядом) . Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию Содержание программы предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Дополнительная платная образовательная услуга предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы ПДОУ используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми. Методы, используемые в образовательной деятельности оригами словесные( устное изложение, беседа, рассказ и т. д. ) наглядные( показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др. ) объяснительно- иллюстративные( дети воспринимают и усваивают готовую информацию) . репродуктивные –( дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) . частично – поисковые( участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом) . исследовательские( экспериментальный) ( самостоятельная творческая работа детей) . практические( выполнение работ по картам и схемам и др. ) В основе которых лежит способ организации занятий: Индивидуально- фронтальный( чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) . Групповой( организация работы в подгруппах, парах) . Перспективный план «Тропики творчества» № недели Содержание, тема Задачи Сентябрь 1 Путешествие в бумажную страну. С. Кирсанова « Оригами », с тр. 34 Познакомить с новым свойством бумаги – сминаемостью. Развивать конструктивное мышление, сообразительность. Заинтересовать детей работой с бумагой. Познакомить детей с новым видом искусства «оригами»; с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. 2 Знакомство с оригами. С. Кирсанова « Оригами », с тр. 3 6 Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали Закреплять умение сминать бумагу. Развивать мелкую моторику. Расширять коммуникативные способности детей. Учить детей создавать образ из базовых заготовок «Воздушный змей», используя складку «молния» 3 Воздушный змей С. Кирсанова « Оригами », с тр. 49 Выявить умение распознавать геометрические предметы. Обогащать словарь детей( диагональ, вертикаль, горизонталь) Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник» 4 Фруктовый сад С. Кирсанова « Оригами », с тр. 3 8 Закреплять знания о технике оригами, учить делать правильные, четкие сгибы. Расширять знания о деревьях. Учить складывать грибы по пооперационным картам, сгибать квадратный лист в разных направлениях. Продолжать учить делать правильные, четкие сгибы. Развивать творческие способности уверенность в своих силах. Октябрь 5 Рыбки в аквариуме С. Кирсанова « Оригами », с тр. 64 Познакомить с новым свойством бумаги – сминаемостью. Развивать конструктивное мышление, сообразительность. Заинтересовать детей работой с бумагой. Познакомить детей с новым видом искусства «оригами»; с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. 6 Деревья осенью С. Кирсанова « Оригами », с тр. 78 Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали Закреплять умение сминать бумагу. Развивать мелкую моторику. Расширять коммуникативные способности детей. Учить детей создавать образ из базовых заготовок «Воздушный змей», используя складку «молния» 7 Грибная пора. С. Кирсанова « Оригами », с тр. 78 Выявить умение распознавать геометрические предметы. Обогащать словарь детей( диагональ, вертикаль, горизонталь) Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник» 8 Ёлочка С. Соколова « Школа оригами », стр. 10 С. Кирсанова « Оригами », с тр. 50 Закреплять знания о технике оригами, учить делать правильные, четкие сгибы. Расширять знания о деревьях. Учить складывать грибы по пооперационным картам, сгибать квадратный лист в разных направлениях. Продолжать учить делать правильные, четкие сгибы. Развивать творческие способности уверенность в своих силах. Ноябрь 9 Веселые зверюшки. С. Кирсанова « Оригами », с тр. 52 Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник» продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы. Складывать квадрат по диагонали. 10 Щенок. С. Соколова «Школа оригами», стр. 29 Создавать работу из двух базовых форм «треугольник» и «воздушный змей». Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. 11 Котёнок С. Соколова «Школа оригами», стр. 31 Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Учи ть складывать бумагу, используя базовую форму треугольник, создавать морскую композицию. Учить детей создавать образ из базовых заготовок «Воздушный змей», используя складку «молния». Создавать композицию из деталей, изготовленных из квадратов со сложенными вершинами боковых углов к середине 12 Лягушка С Соколова « Театр оригами », стр. 198 Создавать композицию из деталей, изготовленных из квадратов со сложенными вершинами боковых углов к середине Закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях, хорошо проглаживая линии сгиба Декабрь 13 Краб « Чудеса из бумаги », стр. 42 Создать из базовой формы «треугольник» путем составления целого из частей. 14 Бабочки С. Соколова «Школа оригами», стр. 133 Учить изготавливать динамическую модель по типу оригами «кузнечик», закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях. 15 Петух « Театр оригами », стр. 37 Учить складывать динамическую модель – птиц у. Продолжать учить делать четкие правильные сгибы, выполнять внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали. 16 Новогодняя открытка С. Соколова «Школа оригами» стр. 84, стр. 128 Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Развивать навык точных аккуратных сгибов. Развивать творческие способности, воображение, память. Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей снегурочки и клоуна соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, следуя словесному указанию воспитателя. Учить складывать из базовой формы «треугольник», отогнув стороны к средней линии и краям заготовки. Соединять детали в единое целое( ветка ели) , мастерить Новогоднюю открытку. 17 Новогодняя елочка С. Соколова «Школа оригами», стр. 13 Создавать композицию из нескольких базовых форм «воздушный змей» Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай». Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Развивать навык точных аккуратных сгибов. Развивать творческие способности, воображение, память. Январь 18 Девочка и мальчик С. Соколова «Школа оригами», стр. 84, 88 Учить детей создавать из базовой формы «книжечка» Учить детей складывать из знакомых базовых форм фигуры человека, следуя словесному указанию воспитателя. Закреплять умение детей сгибать бумагу в разных направлениях. Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. 19 Снежинка Закреплять умение детей сгибать бумагу в разных направлениях. Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. Учить детей создавать композицию из квадратов с отогнутыми уголками к центру и базовой формы «воздушный змей» 20 Елочка и домик, собачка и щенок Упражнять в создании маски из базовой формы «воздушный змей», умении складывать «долиной». Развивать умение складывать из квадрата елочку, путем загибания двух боковых углов к середине и разгибая их приклеивать нижний угол. Упражнять в создании маски из базовой формы «воздушный змей», умении складывать «долиной» Февраль 21 Голубь « Чудеса из бумаги », стр. 60. С. Соколова «Школа оригами», стр. 131 Создавать работу из двух базовых форм «треугольник» и «воздушный змей» Учить складывать динамическую модель – птицу Продолжать учить делать четкие правильные сгибы, выполнять внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали. Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. 22 Подарок папе С. Кирсанова « Оригами », с тр. 78 Учить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники. 23 Два весёлых гуся С. Соколова «Школа оригами», стр. 57 Используя новую базовую форму»треугольник», учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности. Учить детей складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей животных сказки. 24 Сова «Чудеса из бумаги» Учить складывать динамическую модель – птицу Продолжать учить делать четкие правильные сгибы, выполнять внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали. Март 25 Избушка на курьих ножках С. Соколова «Школа оригами», стр. 52 Учить детей складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей животных сказки. Из квадрата сложенного по вертикали и горизонтали, учить детей изготавливать детали модели избушки 26 По сказке «Колобок» « Чудеса из бумаги » Учить детей складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей животных сказки. Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей снеговика соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, следуя словесному указанию воспитателя 27 Кораблик Учить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники. 28 Белка С. Соколова «Школа оригами», стр. 78 Учить детей складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей животных сказки. Апрель 29 Цветик семицветик для мамы С. Соколова «Школа оригами», стр. 65 Учить детей составлять цветок из сложенных листов способом «книжечка», и опущенных углов прямоугольника по диагонали Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель ра спустившегося цветка, создавать общую композицию. 30 Дом. С. Соколова «Школа оригами», стр. 21 Учить по словесному объяснению сгибать лист квадрата углами к центру. Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя, делать ровные сгибы. 31 Тюльпан С. Соколова «Школа оригами», стр. 145 Учить изготавливать объемные поделки – цветок тюльпана. Закреплять умения складывать базовую форму «двойной треугольник», следовать устным объяснениям. Развивать умение делать аккуратные сгибы. Воспитывать усидчивость, радость. 32 Кораблик С. Кирсанова « Оригами », с тр. 121 Закрепить умение делать поделку взяв за основу базовую форму «книжка», закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях. Развивать умение делать точные аккуратные сгибы. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность. Закреплять умение складывать бумагу гармошкой, перегибать заготовку пополам, склеивать спереди и сзади. Развивать умение делать точные и аккуратные сгибы, уверенность в своих силах и способностях. Учить складывать кораблик, используя пооперационную карту. Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник», точно совмещая углы и стороны. Развивать уверенность в своих силах. Май 33 Веточка в вазе С. Соколова «Школа оригами», стр. 104 Развивать умение делать точные и аккуратные сгибы, уверенность в своих силах и способностях. Создавать образ из базовой формы «треугольник» 34 Закладки для книг С. Соколова «Школа оригами», стр. 148 Учить складывать бумагу, используя базовую форму треугольник, дополнять образ различными деталями. 35 Аквариум Создавать композицию из базовой формы воздушный змей, используя сгиб «молния». 36 Поделки трансформеры С. Кирсанова « Оригами », с тр. 123 Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному объяснению, умение следить за показом. Организационно педагогические условия Учебный план Дополнительная программа «Тропинки творчества» Количество занятий в неделю/ месяц Количество часов в неделю/ месяц( мин) Форма проведения 1/ 4 25мин/ 1 00мин групповая Итого в год 36 5. 2 Расписание занятий День недели Время проведения Среда 1 5: 30 5. 3 Календарный учебный график № Месяц Тема Количество занятий 1 Сентябрь Путешествие в бумажную страну 1 2 Знакомство с оригами 1 3 Воздушный змей 1 4 Фруктовый сад 1 5 Октябрь Рыбки в аквариуме 1 6 Деревья осенью 1 7 Грибная пора 1 8 Ёлочка 1 9 Ноябрь Веселые зверюшки 1 10 Щенок 1 11 Котёнок 1 12 Репка 1 13 Декабрь Лягушка 1 14 Краб 1 15 Бабочки 1 16 Петух 1 17 Январь Новогодняя открытка. 1 18 Новогодняя елочка 1 19 Девочка и Мальчик 1 20 Снежинка 1 21 Февраль Елочка и домик, собачка и щенок 1 22 Голубь 1 23 Синичк а 1 24 Два весёлых гуся 1 25 Март Сова 1 26 Избушка на курьих ножках 1 27 По сказке «Колобок » 1 28 Кораблик 1 29 Апрель Белка 1 30 Цветик семицветик для мамы 1 31 Дом 1 32 Тюльпан 1 33 Май Гофрированное яблоко «Оригами» 1 34 Бабочка 1 35 Закладки для книг 1 36 Поделки трансформеры 1 Всего 36 Программно- методическое обеспечение № Наименование программы На основании какой программы разработана, утверждена и рекомендована 1 Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию « Тропинки творчества » Методических пособий: «Школа оригами» С. Соколова. «Театр оригами» С Соколова, М. : Изд- во Эксмо; 2003г. «Оригами» С. В. Кирсанова Детство- пресс Санкт- Петербург, 365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова. , Чудесные поделки из бумаги З. Богатырева. М. Просвещение 1992г. Педагогическая диагностика Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи: индивидуализации образования График проведения 1- 2 неделя сентября. 3- 4 неделя апреля Педагогическое обследование проводится с использованием методик Парамоной Я. Д. , Лиштван З. В. , Тарабариной Т. И. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трехбалльной шкале Инструментарий для обследования( Диагностические задания) Задание №1 Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Педагог предлагает ребенку сложить лист пополам. Задание №2 Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали. Педагог предлагает ребенку сложить лист по диагонали. Задание № 3 Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры( квадрат, треугольник, прямоугольник, круг) . Инструкция: «Назови( покажи) фигуры, которые ты видишь». Задание № 4 Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия( угол, сторона, линия сгиба) . Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, ( стороны, линию сгиба) . Задание № 5 Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по- прямой. Задание № 6 Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям. Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании( техника оригами) ФИО ребенка Складывает лист бумаги прямоугольный лист( пополам) квадратный лист( по диагонали) Знает геометрические фигуры, геометрические понятия Умеет резать ножницами по прямой линии Умеет следовать инструкции Общее количество баллов Уровень 22834600 Качественная характеристика формирования конструктивных умений и навыков в технике оригами у детей старшего дошкольного возраста Высокий уровень: ( от 16 до 18 баллов Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет( показывает) все геометрические фигуры( квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия( угол, сторона, линия сгиба) . Правильно держит ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям Средний уровень: ( от 10 до 15 баллов) Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании( показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям. Низкий уровень: ( ниже 9 баллов) Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает. Материально- техническое обеспечение Условия реализации программы Предметно- пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. В образовательной деятельности используются столы, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, карты – схемы, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека. Для художественно- творческой деятельности детей имеется: бумага цветная и обычная, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, клей. Список литературы С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб. ; Издательский дом «Литература, » 2001 – 208с. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М. : Издательство Эксмо; СПб. ; Валерии СПД, 2003. - 176 с. С. Соколова Театр оригами: Игрушки из бумаги. М. : Издательство Эксмо; СПб. : Валерии СПД; 2003. - 240 с. З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги» М. : Просвещение, 1992г 5. С. В. Кирсанова «Оригами» Детств о пресс Санкт- Петербург 2013 Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. – «Гном- Пресс», 2005. Мусиенко С. И. , Бутылкина Г. В. Оригами в детском саду. – «Линка- Пресс», 2010. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996. 9 Афонькин С. Ю. , Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. – СПб, «Литера» 1997. Афонькин С. Ю. , Афонькина Е. Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. – СПб, «Химия», 1994. Афонькин С. Ю. , Афонькина Е. Ю. Оригами в вашем доме. – М, «Легкая пром- ность», 1995. 12 Афонькин С. Ю. , Афонькина Е. Ю. Цветущий сад оригами. – СПб, «Химия», 1995. 10. Коротеев И. А. Оригами для малышей. – М, «Просвещение», 1996. 14 Сержантова Т. Б. 365 моделей оригами. – М, «Айрис Пресс», 2005. 11. Соколова С. В. Сказки из бумаги. – СПб, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998. 16 Соколова С. В. Игрушки- оригамушки. – СПб, «Химия», 1997. 12. 365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова.