a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора»

Автор: Котоманова Екатерина Андреевна Опубликовано: 2021-11-28 16:35:01

Документы для скачивания

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогические (игровые).
Цели: познакомить педагогов с опытом работы по данной теме.
Задачи: обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов;
развитие творческой активности педагогического коллектива
Материалы к мастер-классу: соль, картон, бумага, кисти, краски, клей (клейстер)
1. Приветствие.
Настрой на занятие – педагоги приветствуют друг друга.
“С добрым утром!”
Педагоги встают в круг и повторяют слова и движения.
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживаем глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Ладошками поглаживаем ушки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Погладить ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Погладить ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Поднять ручки вверх и посмотреть глазками на верх.
Мы проснулись!
2. Тема нашей встречи «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора»
В своей работе я уделяю большое внимание сенсорному воспитанию ребенка, а также использую народный фольклор.
3. Видео- запись совместной деятельности педагога с детьми: игра-путешествие с детьми «В гостях у зверей»
4. Представление опыта работы педагога с детьми по данной теме с использованием призентации.
Народ - непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях кроме народных, не найти такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки). А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок - хорошее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Именно в раннем детстве происпроисходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Вопрос педагогам: «Что такое сенсорное развитие?». Ответы педагогов.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus - ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

Богатые возможности для сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в увлекательных, доступных малышу формах.
Ранний возраст характеризуется еще и тем, что ребенок начинает ходить, бегать, взбираться на горку, лесенку, овладевает простыми способами действия с предметами. Умение ходить, речевая деятельность расширяет связи ребенка с окружающим миром и оказывает существенное влияние на развитие его центральной нервной системы. Действуя с предметами, дети уже могут хорошо ориентироваться в таких свойствах, как форма, величина, избирательно относится к цвету. Происходит существенная перестройка в характере предметной деятельности ребенка. Он уже не только действует с предметами, но и использует их как средство достижения определенной цели (ложкой кормит куклу, из кубиков строит дом и т.д.). Под влиянием накопленного опыта предметной и игровой деятельности происходит расширение ориентировки ребенка в окружающей действительности, обогащение его сенсорного опыта, развиваются наглядно действительное мышление, речь.
Могучим средством воспитания детей раннего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства.
Значительное место в процессе обучения и воспитания в моей группе заняли игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которые я использую в обучении детей раннего возраста.
Мелкая моторика.
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).
Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского сада, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.
Вопрос педагогам: «Что такое мелкая моторика?». Ответы педагогов.
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Если не прибегать к пространным научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук.
Благотворное движение кистей и пальцев на развитие детей было отмечено давно. В фольклоре разных народов можно встретить игры и потешки для самых маленьких, которые сопровождаются движениями рук и пальцев (например, «Сорока-Белобока кашу варила…») Еще в древнем Китае было известно, что упражнения с участием кистей и пальцев рук гармонизирует тело и разум. Русский невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев в своих работах упоминал, что движения руками помогают снять умственную усталость, оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга. В исследования ученых Института физиологии детей и подростков АПН, проведенные под руководством М.М. Кольцовой, установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки, т.е. уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Вопрос педагогам: «Связан ли головной мозг с мелкой моторикой рук?».
Ответы педагогов.
Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга отвечает за двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга.
Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Вопрос педагогам: «Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?». Ответы педагогов.
Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?
Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с вашей помощью ребёнок быстро этому научится. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.
Пальчиковые игры
Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять. Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:
Здравствуй, пальчик, выходи,
На Юлю (называете имя ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка.
(Касаетесь пальчиком ладошки.)
Bоm твоя ладошка — поднимайся, крошка.
(Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью. (Педагоги вместе с ведущим выполняют пальчиковые упражнения)
Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.
Такие игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, когда станет скучно. Вместо уговоров и воспитательных мер мягко постучите по плечу или спинке малыша и спросите:

Тук – тук, тук – тук – тук,
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат
Поиграть они хотят
С Сашенькой
(назовите имя ребенка).

Это не просто развлечение, но и полезная зарядка
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Можно использовать следующие стихи:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише, не шумите.
Пальчики не разбудите!
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки.
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача воспитателей - превратить обучение в увлекательную игру!
Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев признана педагогами, практически в любом детском саду имеются шкафы и стеллажи с надписью "Пособия для развития мелкой моторики".
ПЕРВОЕ. Рассмотрим привычный набор занятий по развитию мелкой моторики. Это конечно же, плетение, лепка, нанизывание на нитку бусин и колец, шнуровка, конструкторы, мозаика. При выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту, и в общении. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле можно обозначить как социальную зону руки. Два последних пальца -безымянный и мизинец - находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность методики. Это особо значимо для детей 2-2,5 лет.
ВТОРОЕ. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех трех типов составляющих - сжатие, расжатие и расслабление.
По этим принципам построена программа "Пальчиковый игротренинг", Петербургских педагогов, основой которой стали пальчиковые игры различных времен и народов. Наиболее часты случаи, когда интересным, разнотипным движениям пальцев сопутствуют тексты типа:
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

Ранее существовало множество народных пальчиковых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются современными детьми.
С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, и на коленях у мамы, бабушки или няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки-забавы взрослого с ребенком. Нынче таких забав осталось совсем мало, мало кто знает, что любимая всеми "Сорока-ворона" не заканчивалась покачиванием бездельника мизинца:
"Ты дров не носил, воды не носил".
Игра имела продолжение. Взрослый говорил:
"Знай наперед: здесь водичка холодненька".
(и поглаживал ребенка у запястья).
"Здесь тепленька"
(поглаживал у локтя);
"Здесь горяченька"
(поглаживал у плеча);
"А здесь кипяток, кипяток!"
(щекотал ребенка под мышкой)
Ведь не только в развитии мелкой моторики смысл этой потешки. Она дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете -сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания.
Недаром игры, по типу движений аналогичные "Сороке-вороне", встречаются у очень многих народов. Еще в 1873 г. выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками подразделяются на два типа.
Первый - fendtnplay - собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action rhyme - игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. («Зайка серенький сидит», «Ветер дует нам в лицо»…) Классификация эта достаточно условна. Но, к какому бы типу не принадлежали игры, главное, что они нравятся детям.
Пальчиковые игры в быту
• Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»);
• Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает;
• Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;
• Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные

Правила проведения пальчиковых игр
•Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые).
•Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; расжатие; расслабление.
• Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично , особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми;
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;
• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи

Заключение
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

 

 

Оставить комментарий: