Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста
"Мы с тобой идем за ручку"
Мы с тобой идём за ручку –
И не просто так совсем!
Мы с тобой соединились
Вот в такую букву "М"
Добрый день, дорогие коллеги!
Мы собрались сегодня с вами, для того чтобы поговорить о детях раннего возраста, самых маленьких участниках образовательного процесса, которые только-только пришли к нам в детский сад.
Одна из наиболее важных задач, которая решается в дошкольном учреждении – адаптация детей к условиям детского сада.
Перед педагогическим коллективом стоит задача выстроить работу так, чтобы помочь каждому ребенку адаптироваться к новым условиям, развить позитивное отношение к детскому саду, педагогам, сверстникам, а главное - сохранить психо-эмоциональное здоровье.
Особого внимания с этой точки зрения требуют малыши до трех лет. Стрессовые реакции, вызванные привыканием к новым условиям, надолго нарушают эмоциональное состояние детей, ведь в раннем возрасте адаптация протекает дольше и труднее.
А чтобы нам лучше понять наших детей, я хочу предложить вам самим стать детьми на некоторое время.
Нам нужно выбрать 3-4 человека, которые согласны стать маленькими детьми на 5 минут.
Придумайте, пожалуйста, себе имя, каким вы хотели бы называться сегодня.
А теперь поиграем.
Упражнение "Погружение в детство"
Цель: прочувствовать эмоциональное состояние ребенка в возрасте 2–3 лет.
Ведущий: Сядьте удобнее, Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное.Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый день. Вам два года. Вы идете по улице, Вам весело, рядом с вами близкий человек, вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку. Получается?Что вы почувствовали.
Предполагаемые ответы: тепло, доверие и т.д.
Давайте продолжим
Упражнение «Я иду в детский сад»
Цель: прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка, пришедшего в первый раз в детский сад.
Ведущий закройте глаза. Представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский сад. Вы входите в незнакомую комнату, видите незнакомую тётю, незнакомых мальчиков и девочек. В комнате шумно. Рядом с тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачивайтесь, чтобы взять маму за руку… а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?»
Предполагаемые ответы: страх, испуг, удивление
Страх. Чего бояться ребенок: незнакомой обстановки, новых людей – воспитателей, детей, а больше всего – того, что мама не придет за ним, и не заберет его обратно домой. И эти страхи служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций.
А теперь я предлагаю вам поэкспериментировать
Упражнение "Теннисные мячики»"
Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.
Ведущий: «Посмотрите на шарики в моей корзинке – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, придя в детский сад. Я раздам их вам (раздаются теннисные шарики по кругу каждому участнику упражнения):
Это шарик - ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение "бесконечно долгого времени", и "неизвестно, заберут ли меня домой";
Это шарик – много новых людей, детей
Это шарик - незнакомая обстановка, незнакомые взрослые, мальчики и девочки;
Это шарик - недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться и т. д.);
Это шарик - новый режим дня.
Теперь у каждого из вас в руках по 5 шариков. Удобно ли вам держать в руках столько шариков (отрицательных эмоций)? Что вам хочется сделать при таком количестве отрицательных эмоций?
Предполагаемые ответы– заплакать.
В период адаптации очень важно – сформировать эмоциональный контакт с ребенком, чувство доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Я хочу остановиться на одном из важных приемов установления эмоционального контакта с детьми – это игра, игровые упражнения.
Лучше, если первые игры будут фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый.
Игра "Пришел Зайка"
Цель: создание положительного эмоционального состояния каждого ребенка
Ведущий: "Ребята, к вам в гости пришли Зайка. Поиграем с ним. Посмотрите, какой Зайчишка веселый и смешной. На нем красная рубашечка и штанишкиЗайка принес с собой сундучок. А что там? Погремушка (гремит погремушкой). Ребята, у нашего Зайки полный сундучок погремушек. Возьмите погремушки себе. Давайте послушаем, как они звучат – бренчат. Каждый ребенок берет по погремушке.
Игра: «Угостим Мишку яблочком»
Цель:снятие эмоционального напряжения
Ведущий:На тарелочке у каждого ребенка лежит порезанное яблочко. Воспитатель берет мишку (лучше игрушку из пальчикового театра т.к. она более подвижна). Мишка здоровается с ребятами и говорит, что он пришел в гости. Далее мишка подходит к каждому ребенку, и воспитатель предлагает угостить мишку яблочком. Каждый ребенок берет дольку яблочка и протягивает мишке (при этом на лице детей появляется улыбка). Мишка пробует яблочки.
Игра «Мыльные пузыри»
Цельсоздание положительного эмоционального климата в группе;
Материал: мыльные пузыри.
Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:
Осторожно, пузыри!Ой, какие!Посмотри! Раздуваются! Блестят! Отрываются!
Летят! А вот этот не лопнул дольше всех!
Дети ловят мыльные пузыри.
Успокоить плачущего ребенка, развеселить его, наладить с ним доверительные отношения, помогут игры с телесным взаимодействием. Важно, чтобы ваши руки при этом были теплыми, нежными, движения не резкими, речь эмоциональная.
Игры на тактильный контакт помогают повышению уровень доверия детей не только к взрослому, но ик другим детям находящимся рядом с ним.Дети должны почувствовать себя в безопасности.
Игра «Передай улыбку»
Цель: Обратить внимание ребенка, что вокруг него такие же, как он дети, и они ему улыбаются.
Ход игры:Дети сидят на стульчиках.Воспитатель говорит, что сейчас мы будем дарить друг другу радость. Воспитатель показывает, что нужно повернуться к ребеночку, положить ему на ладошку свою ладошку и улыбнуться. И так далее по цепочке.
Релаксационный эффект дают игры с песком. В теплую погоду их лучше устраивать на участке в песочнице. Причем хорошо, если есть возможность играть и с сухим, и с влажным песком. Сухой песок теплый, ласкает руки, снимая напряжение. Можно предложить ребенку отыскивать, спрятанные предметы и игрушки в песочнице.
Из влажного песка хорошо лепить куличики, домики для зверушек, рисовать палочками. Хорошо если маленькая песочница имеется в группе. Её роль может выполнять ящик или ванночка с песком. Песок, в крайнем случае, можно заменить крупой.
Если нам удалось установить и удержать с ребенком эмоциональный, телесный и зрительный контакт, то можно считать, что первый этап установления отношений взрослого с ребенком пройден.
Большое спасибо вам, коллеги! Надеюсь, что вам было интересным мое выступление.