a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Мастер - классы

Автор: Крюкова Ирина Юрьевна Опубликовано: 2021-11-29 14:53:51

МАСТЕР – КЛАСС Автор: Крюкова Ирина Юрьевна ТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА » Цель мастер – класса: расширить представления педагогов о приёмах работы по формированию элементарных математических представлений через использование в образовательной деятельности занимательного материала З. А. Михайловой. ПРОГРАММА МАСТЕР- КЛАССА 1 шаг. П РЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ( АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ) Актуальность. В познавательном развитии дошкольников ФЭМП является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Математические представления служат необходимой основой дальнейшего обогащения и расширения кругозора детей, основой усп ешного овладения системой общих и математических понятий в школе[ 2, с. 5] . Для выработки определённых математических учений и навыков необходимо развивать математическую функциональную грамотность дошкольника. Математическое развитие ребенка в детском саду не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще развитие способности видеть, открывать в окружающем мир е свойства, отношения, умение «конструировать» предметами, знаками, символами. Занимаясь математикой, ребенок всесторонне развивается как личность. Ребенок познает окружающий мир эмоционально – практическим путем[ 4, с. 18] . На данный момент существует множество современных технологий, методик развития математических представлений у детей дошкольного возраста, в которы х использ уются математические тетради. От ребенка требуется только соединить или обвести. Бесспорно, это экономит время и силы педагога, которому не надо подготавливать и выставлять демонстрационный материал. Повальное увлечение такими методиками, на наш взгляд, такое бумажное замещение реального действия с предметом, его количеством и свойствами, его объемом, протяженностью, весом, не должно использоваться педагогом как единственное. Вариантом изучения и подкрепления пройденного материала в образовательной деятельности по математическому развитию и будет являться занимательный материал. Педагог, готов ясь к занятию, раскладывает на тарелочки раздаточный материал: геометрич еские фигурки, матрешек и ёлочек для сосчитывания и т. д. Д ети самостоятельно или с помощью педагога учатся манипулировать и выполнять математические действия, показыва я разделение на группы, состав числа, суть сложения, и прокатывание фигуры. Ребенок руками выполняет математические действия, постигая математические категории. Вслед за классиками отечественной психологии заметим, что это самый эффективный путь формирования всех пред математических понятий. Игровая форма с применением занимательного материала при ФЭМП понятна и интересна детям. С каждым разом дети всё больше втягиваются в обучающий процесс. При этом об разовательная деятельность остае тся игрой, сохраняя свою притягательность. Применение занимательного материала в образовательной деятельности как метода математического обучения допустимо и эффективно в детском саду. Это связывается, в первую очередь, с тем, что мышление детей во многом стимулируется развитием сенсорного аппарата ребенка. Первоначально источником знаний детей о действительности является восприятие предметов и явлений окружающего мира через ощущения[ 5, с. 28] . Новизна опыта: опираясь на работу З. А. Михайловой, мы апробировали использование занимательного материала, с детьми средней групп, который направлен на формирование таких математиче ских представлений как поняти я величины, формы, цвета, количества; формирования умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать; развивают навыки порядкового и количественного счета; развити е ориентировки в пространстве, на листе бумаги; Цель: Формирование элементарных математических представлений через использование в образовательной деятельности занимательного материала. Для дости жения цели перед собой поставили следующие задачи: - Развиват ь познавательные процессы дошкольников: вним ание, мышление, творческое воображение, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять. - Совершенствовать базисные математические п редставления, речевые умения- С пособствовать развитию мелкой моторики рук. - Воспитывать сам остоятельность и самоконтроль. 2 шаг. О СНОВН Ы Е ПРИЁМЫ РАБОТ( ОПИСАНИЕ ОПЫТА С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ НЕКОТОРЫХ ПРИЁМОВ) Применение занимательного материала – это один из нетрадиционных приемов развития, интересный для детей. В ходе упражнений с ним предусмотрено формирование сенсорных эталонов с учетом различных умений и навыков детей, а так же приобретение детьми новых представлений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности, в том числе и в математическом развитии. Все игры и упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре[ 1, с. 15] Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деят ельностью[ 1, с. 11] . Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе раб оты с занимательным материалом. Занимательный материал, применяемый в формировании элементар ных математических представлений разнообразен: это и различные математические сказки, задачи- шутки, математические ребусы и загадки, а также математически е игры и дидактические пособия. На наш взгляд, наиболее подробную классификацию занимательного математического материала предложила З. А. Михайлова, которая выделяет три основные группы: развлечения; математические( логические) игры, задачи, упражнения; дидактические игры и упражнения. В нашей работе с дошкольниками мы по льзуемся таким материалом, который одновременно способствует и развитию математических представлений, и развитию мелкой моторики рук дошкольников. Игра «Геометрик »( математический планшет) предназначена для развития пространственного и ассоциативного мышления, воображения, способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, умения действовать по заданному образцу, а так же поспособствует развитию таких качес тв, как внимание и усидчивость. Это пособие было изобретено М. Монтессори. Данная игра подойдет для развития детей разного возраста в зависимости от сложности задания. С помощью данного планшета можно учить цифры,   буквы, геометрические фигуры, «рисовать» различные предметы, узоры, стоить лабиринты, знакомиться с понятиями большой- маленький, научить ребенка ориентироваться в пространстве и выполнять задания по образцу  и т. п. Также можно использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия». Занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета;   сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. Дидактические игры по ФЭМП с исп ользованием прищепок. Математ ические игры, изготовленные нами с применением прищепок, мы и спользуем на занятиях ФЭМП и в индивидуальной работе с детьми. Рекомендуемые игры, игровые упражнения помогают осуществлять общие программные задачи: - формирование представлений о числе и количестве; - развитие представлений о величине; - развитие представлений о форме; - развитие пространственной ориентировки; - развитие ориентировки во времени. Развитие пространственной ориентировки Это могут быть такие игры, как «Подбери по цвету», «Найди половинку», «Занимательные прищепки» и т. д. Применение камешков" Марблс" – это один из нетрадиционных приемов развития, интересный для детей. В ходе упражнений с ними предусмотрено формирование сенсорных эталонов с учетом различных умений и навыков детей, а так же приобретение детьми новых представлений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности, в том числе и в математическом развитии. Эти необыкновенные материалы- наборы стеклянных или пластмассовых шариков, камешков разного цвета, формы, размера с которыми можно играть, выполнять различные упражнения и задания. Несмотря на внешнюю простоту и доступность, только в области математического и познавательного развития Марблс способствует решению целого ряда задач: - развивают сенсорику, обследовательские действия; - способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества; - развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать; - развивают навыки порядкового и количественного счета; - способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги; - развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений; - способствуют развитию воображения и творчества; - с пособствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка. Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию отвечает современной логике и методологии ФГОС ДО, потому что: - с Марблс ребенок именно играет, манипулирует с привлекательными объектами, осваивая в игровой деятельности математические категории и отношения, получая практику счета, группировки, осваивая фигуры и пространство. - ребенок с высокой степени самореализуется в деятельности с камешками, получает удовольствие от работы с ними и с заданиями на их основе. Сама деятельность привлекательна, ребенок ищет варианты работы с материалом. - Марблс вызывает у ребенка эмоции, интерес. Согласно теории развития субъектности, именно они дают инициативу и активность ребенка, которая потом и выливается в самостоятельную деятельность. Блестящие, гладкие и привлекательные камешки будят желание работать – дети самостоятельно возвращаются к материалу, просят новые задания на его основе. Все эти пособия многофункциональны и многовариантны, дают возможность организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования. Сочетание дидактических игр с двигательными упражнениями, вызывают живой интерес у дошкольников и поддерживают эмоциональный фон деятельности на занятиях. Важным условием реализации образовательной программы является открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями воспитанников. Проводились консультации, беседы, собрания для родителей по повышению уровня компетентности родителей в рамках вопроса ФЭМП у дошкольников их детей. Также были предоставлены памятки, методические рекомендации для  дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях. В течение года систематично оформлялись и обновлялись стенды и уголки для родителей. Предоставляя  родителям теоретический и практический материал по формированию математических представлений и мелкой моторики рук дошкольников, у нас получилось повысить их заинтересованность и активность по данной теме, что способствовало плодотворной работе в данном направлении. Благодаря родител ям обогатилась игровая среда и сейчас можно говорить, что они являются активными помощниками. 3 шаг. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА Сегодня мы приглашаем Вас принять участие в игре «Где логика? », и для начала вашему вниманию предоставляются серии картинок, где вам необходимо объединить их одним словом( 4- 6 слайдов, педагоги, правильно давшие ответ, занимают места за игровым столом) . Поздравляем участников, прошедших отборочный тур и занявших свои места за игровым столом. И для разминки предлагаем вам первое задание, которое заключается в следующем: 1. Вам предлагаются волшебные мешочки( на каждого) . В них находятся камешки. Но также в них находится и какой- то посторонний предмет. Вам нужно не глядя, нащупать его и определить, что же это? ( участники по очереди называют предмет и выставляют на столе) . А теперь вопрос на логику, что объединяет все эти предметы? - Правильно, эти все предметы геометрические фигуры( участники, которые первые правильно ответили на вопрос, получают жетончики) Пояснение: игра «Волшебный мешочек» способствует развитию тактильных ощущений; развитию умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков- А мы переходим к следующему заданию. 2. следующее задание: из геометрических фигур на основе блоков Дьенеша составить ответ к загадке Залюбуешься невольно: Он без паруса и вёсел По морским просторам вольным Целый дом с собою носит. У него отличный ход. Это? Это. . . ( пароход) , проверить на слайде А теперь вопрос: Посмотрите внимательно на геометрические фигуры, ч то их объединяет? ( у них у всех есть углы- участники, правильно ответившие на вопрос получают жетончики) - Далее нас ожидает следующее задание, в котором мы проверим «Кто самый внимательный? ». ( Эта игра развивает память, сенсорные навыки, координацию движений) . Нужно выложить этот же вид транспорта, но уже из счетных палочек. Мы предлагаем вам посмотреть на образец в течение 10 секунд, а потом по памяти выложить его. Вернуться на слайд назад( проверить) ( участники, правильно выполнившие задание получают жетончики) 4. Переходим к следующему заданию с использованием камешк ов и прищеп ок: «Рыбки в аквариуме» игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве. Вам необходимо расположить рыбок в заданном направлении: красная рыбка находится в верхнем правом углу, она плывет налево, в нижнем левом углу находится синяя рыбка, она плывет направо, между ними – зеленая рыбка, она плывет вверх, над зеленой рыбкой – оранжевая, она плывет в сторону красной рыбки, желтая рыбка находится в верхнем левом углу, плывет вниз, а фиолетовая рыбка в нижнем правом углу, уплывает от синей. А т еперь проверим ответ на слайде. - А теперь по традиции вопрос на логику, внимание на экран: «Что объединяет эти предметы в игре( участники, правильно ответившие на вопрос получают жетончики) 5. А теперь предлагаем вам немного подвигаться и поиграть в игру «Найди свою пару». Нужно встать у стола, под музыку вы начинаете двигаться вокруг стола. Как только музыка закончится, необходимо взять ближайшую к вам картинку и найти к ней пару в центре. Выиграет тот, кто сделает это быстрее других. 6. – Вот мы немного и отдохнули, и теперь мы предлагаем взять коробочку с той геометрической фигурой, которую вы достали из мешочка в начале нашей игры. В ней находится математическая загадка и определенный занимательный материал( камешки, прищепки, палочки, пробки) . Нужно с помощью вашего материала выложить ответ на вашу задачку. Можно выложить цифру или количество предметов. Куб Есть у бабушки Маруси Кот, коза, щенок и гуси. Кот мурлычет на крылечке. Шесть гусей плывут по речке. Где коза лозу грызет, Щиплет гусь траву осот. Из тарелочки Трезорки Два гуся щипают корки.   Посчитайте поскорей, Сколько вместе всех гусей? 9 Шар Собралась к обеду Вся семья: Папа, мама, Бабушка и я, И еще сестренка Со щенком, И с котенком Маленький Пахом. А теперь скажите мне, Кто может, - Сколько на столе Должно быть ложек? 6 Конус Над рекой летали птицы: Голубь, щука, две синицы, Два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. 5 Призма На тарелке восемь слив, Два огурца и груша. Сколько фруктов, сосчитай, Съест сейчас Андрюша. 9 Параллелепипед Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Рыбак Сергей поймал двух окуней. Рыбак Андрей – четырех карасей. А рыбак Михаил две калоши словил. Сколько рыбок рыбаки выловили из реки? 6 Яблоки Таня в корзинку рвала, В подарок друзьям их своим принесла. Два Сережке, три Антошке, Катерине и Марине, Оле, Свете и Оксане, Самое большое – маме. Расскажи нам поскорей, Сколько Таниных друзей? 7( участники, правильно ответившие на вопрос получают жетончики) Подводим итоги, ведётся подсчёт жетончиков, педагоги набравшие наибольшее количество жетончиков получают сладкий приз, остальные участники получают утешительные призы. РЕФЛЕКСИЯ В заключительной части нашего мастер – класса, где с помощью математического планшета и резинок, мы предлагаем вам отобразить ваши эмоции, после участия в нашем мастер- классе, образцы вы можете увидеть на экране, но можно проявить свои творческие способности и самим придумать рисунок( участники выполняют задание, после чего объясняют, почему они выбрали именно эту картинку) . Итог: Проделав данную работу, можно сделать вывод, что применение занимательного материала в работе с детьми дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Поэтому можно сказать, что применение занимательного материала в образовательной деятельности по ФЭМП способствует развитию функциональной грамотности дошкольников. Многообразие форм и оттенков, яркость материала способствует привлечению детей к ним, а, следовательно, повышается концентрация внимания, развиваются волевые качества, терпение, усидчивость. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анник Г. , Большая книга математических упражнений для дошкольников/ Анник Габийе. - М. : Эксмо, 2016. – 499 c. 2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. , Большая книга подготовки к школе для детей 5- 6 лет. Обучение грамоте, счет, лог ика, речь, мелкая моторика руки/ / Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. – М. Академия развития, 2015. - 240 c. 3. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. Большая книга развития ме лкой моторики для детей 3- 6 лет/ / Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. , - М. Академия развития, 2013. - 176 c. 4. Клини С. , Математическая логика/ С. Клини. - М. : [ не указано] , 2011. – 826 c. 5. Колесникова Е. В. , Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников/ Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2015. - 112 c. 6. Маврина Л. , Математические игры для дошкольников/ Л. М аврина. - М. : Стрекоза, 2012. – 665 c. 7. Пономарева И. , Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада/ Пономарева И. - М. : Мозаика- Синтез, 2011. – 911 c. 8. Прохорова Г. А. Путешествие на яхте. Комплекс сюжетных игр по развитию графических навыков у детей 5- 7 лет; ГНОМ и Дети/ / Прохорова Г. А. - М. , 2012. - 16 c. 9. Солнцева В. А. , Белова Т. В. 200 упражнений для р азвития общей и мелкой моторики/ / Солнцева В. А. , Белова Т. В. АСТ, - М. Астрель, 2015. - 96 c. 10. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражне ний на развитие мелкой моторики/ / Ткаченко Т. А. - М. Эксмо, 2015. - 120 c.

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности» Автор: воспитатель Крюкова Ирина Юрьевна Цель мастер- класса: представить наиболее эффективные направления в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной обла сти «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие». Актуальность: в условиях экологического кризиса становится актуальным вопрос развития и совершенствования экологического воспитания детей в соответствии с потребностями личности и общества, которые отражаются ФГОС ДО[ 5] . Цель экологического воспитания- формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последст вия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой[ 1, с. 34] . Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира[ 2, с. 23] . Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы[ 3, с. 5] . Изобразительная деятельность способствует решению важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающе го мира. В своей изобразительной деятельности, ребенок формир ует, созда ёт объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в сознании детей происходи ло превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение[ 3, с. 5] . Опыт моей работы показывает, что детям очень сложно выразить своё понимание происходящего в природном мире словами, они затрудняются подобрать правильное определение и не могут чётко выразить свою позицию действиями. Используя изобразительную деятельность как средство в экологическом воспитании дошкольников, позволяет ребенку осознанно выражать свое понимание окружающего. Учитывая значимость изобразительной деятельности в процессе экологического воспитания, то есть на пробуждении в ребенке художественно- эстетического начала через использование впечатлений и ощущений, проявляющихся в отношении к миру и имеющих свое выражение в конкретн ой изобразительной деятельности, считаю работу по данной теме актуальной. Новизна опыта. Опираясь на работу О. А. Куревин ой, которая предполагает интеграцию изобразительной деятельности в области эстетическо го освоения мира, я определила, систематизировала и апробировала на практике интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие », которые направлены на целевые ориентиры ФГОС ДО[ 5] . Целью моей работы является: п робуждение в ребенке экологической культуры через использование впечатлений и ощущений, проявляющихся в отношении к миру и имеющих свое выражение в конкретной изобразительной деятельности. Для достижения цели перед собой поставила следующие задачи: Систематизировать содержание и организационные формы работы по экологическому воспитанию в художественно- творческой деятельн ости детей дошкольного возраста; Способствовать развитию интереса к окружающему миру через художественно- эстетическую продуктивную деятельность; Осуществлять взаимодействие с семьей в работе по формированию экологической культуры ребенка; Апробировать систему методик( традиционных и нетрадиционных) по изобразительной деятельности, направленную на развитие экологической культуры личности дошкольников. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ( подходы, технологии, принципы) Мало познакомить детей с окружающим природным миром, важно научить детей осознанно выражать свое понимание его, жить в относительной гармонии с ним – пробудить в детях умения проявлять свою позицию. В своей работе стремлюсь к тесному взаимодействию между педагогами, детьми и родителями. В осн ову организации экологического воспитания был определен комплексно- тематический принцип с ве дущей игровой деятельностью, а решение поставленных задач осуществлялось в разных формах совместной деятельн ости взрослых и детей, сам остоятельной деятельности детей и взаимодейств и и с семьёй. Направление работы по экологическому воспитанию: 1. Ознакомление детей с природой и закрепление материалов экологических знаний в процессе изобразительной деятельности; 2. Создание выставочных уголков в группе; 3. Создание условий для работы по экологическому воспитанию( оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями) ; 5. Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы, целевые прогулки, экскурсии, работа с календарём природы, зарисовки в дневнике наблюдений; 6. Создание фонда методического и наглядно – иллюстрированного материала( наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов, к эколог ическим праздникам, постановкам) , п одбор художественных произведен ий по экологическому воспитанию, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей; 7. Создание взаимосвязи с воспитательно –образовательным процессом. Методические приёмы: Традиционные: - словесный( беседа, рассказ, художественное слово) ; - игровой( дидактические игры, игры малой подвижности, игровые упражнения, пальчиковые игры, экологические минутки) ; - наглядный( рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, книг) ; - практический; - рефлексия. Нетрадиционные: - природоохранные акции( субботник на территории ДОУ, каждому скворцу по дворцу, накормим птиц зимой) ; - просмотр видеофильмов, мультфильмов, презентаций; - разработка семейных проектов «Спасем природу от фантиков»; - экологические досуги( музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику) ; - использование элементов фольклора в целях экологического воспитания( народная живопись, глинные игрушки и т. д. ) . Достижения Наблюдения за деятельностью дошкольников показывают: у детей появился устойчивый интерес к окружающей природе; дети умеют наблюдать, делать выводы, обобщать; эмоционально отзывчивы на красоту окружающего мира; умеют применять в изобразительной деятельности как традиционные, так и нетрадиционные техники изобразительной деятельности в самостоятельной деятельности для отображения своих впечатлений об окружающем природном мире. Дети проявляют свое отношение к окружающему в различны х конкурсах, выставках: Участие детей в Международном конкурсе детского рисунка « Нарисуем Новый год »- Диплом III степени. Участие детей в « Акция – Мы за чистую планету » на уровне ДОУ. Выставки: « Альтернативная ель », « Каждому скворцу по дворцу». П роект «Спасем природу от фантиков». В перспективе планирую: с оздание адаптированной программы дополнительного образования по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА А сейчас я приглашаю вас окунуться в мир природы и отправиться в путешествие по временам года. Предлагаю всем встать со стульев и немношко подвигаться: Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса( каждый произносит пение птицы, которая ему нравится) . А Лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот( кладем ягодки в рот) Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады. ( передаем плоды соседу справа, а потом соседу слева) Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля. ( взмахи руками, потянулись и присели на свои места) Вот мы немного и размялись. Можем продолжать нашу работу. Самую большую радость доставляет детям общение с живой природой в разные времена года. Давайте и мы с вами сегодня побудем немного детьми и окунемся в мир природы. И сейчас я предлагаю вам взять из моего волшебного сундучка по 1 картинке. Сейчас с помощью картинок мы разделимся на 4 группы. 1 группа с желтыми листочками, 2 группа со снежинками, 3 группа с подснежниками, 4 группа с ягодками, каждая группа займет свой стол. У каждой группы на столе лежит лист А4 с изображением дерева, материалы для изобразительной деятельности: вам необходимо отобразить дерево в разные времена года: 1 группе – лето, 2 группе – осень, 3 группе – зима, 4 группе- весна. Задание понятно? ( выполнение работы) . Молодцы! Справились с заданием. А теперь задание немгого усложняется мы меняемся временами года по последовательности и теперь необходимо с помощью средств изобразительной деятельности исправить дерево так, чтобы оно стало соответствовать новому времени года. Справились, теперь снова меняемся по последовательности временами года. Молодцы, и последний раз меняемся временами года. Вот мы и совершили небольшое путешествие по временам года. Так же дети во время изобразительной деятельности отслеживают изменения в природе с приходом каждого времени года. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Материал, который был предложен вашему вниманию и апробирован на практике, направлен на усвоение ц елевы х ориентир ов: - Р ебенок овладевает основными культурными способами деятельности в природе; - Ребенок п роявляет и нициативу и самостоятельность в познавательно- исследовательской деяте льности; - Р ебенок обладает установкой п оложительного отношения к природному миру, к разным видам труда в природе; - Р ебенок обладает развитым воображением, которое реализуется в изобразительной деятельности; - Р ебенок достаточно хорошо может выраж ать свои мысли, чувств а по отношению к окружающему миру; - Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения в природе; - Р ебенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, эксперимен тировать; - Обл адает элементарными представлениями из области живой природы, - Р ебенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умени я. Так же предложенный материал будет полезен педагогам дошкольного образования, родителям и всем тем, кого интересует проблема экологического воспитания. Таким образом, можно подвести итог, что изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого м ира. Чтобы подвести итог нашей совместной деятельности, прошу ответить на вопросы: - Какое чувство у вас вызвала работа в группах? - Возник ли у вас интерес к использованию изобразительной деятельности в экологическом воспитании? - Пригодится ли вам практическая часть нашего мастер класса? Опираясь на ваши ответы можно сделать вывод, что выбранная тема является актуальной. А сейчас у меня просьба оценить мастер – класс. У вас на столе лежит по 2 полоски( желтая и зеленая) . Если вам понравился мастер- класс: это было актуально, полезно и вы будете это использовать в своей работе, выберите- желтую полоску. А если это вас совсем не тронуло – то зеленую. А теперь давайте приклеим желтые полоски к кругу, у нас получилось солнышко, а зеленые мы приклеим снизу, у нас получится травка. Все живое тянется к солнышку, значит и мне есть к чему стремиться, ведь человек може т многое, все в его руках. В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками. Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан – Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу ума. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Антипина Г. , Чупрова Л. , Калараш Е. Войди в лес другом! / Г. Антипина, Л. Чупрова, Е. Калараш/ / Дошкольное воспитание. –2011. – № 8. –С. 34–39. 2. Воронкевич О. А. Д обро пожаловать в экологию – современная технология экологического образования дошкольников/ О. А. Воронкевич/ / Дошкольная педагогика. –2006. –№ 3. –С. 23–27. 3. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности/ Т. Н. Доронова/ / Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. - С. 5. 4. Исаева Н. Н. Организация и содержание педагогического процес са по экологическому воспитанию/ Н. Н. Исаева/ / Методист. - 2005. –№ 2. –С. 64–66. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

МАСТЕР – КЛАСС п о использованием метода моделирования в ФЭМП у детей дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мас тер- класса « В кладовой царицы Математики ». С егодня я хочу поделиться с вами своими наработками по использованию метода моделирования при формировани и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Цели и задачи вы можете наблюдать на экране. Цель мастер- класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по использованию метода моделирования по ФЭМП. Задачи: Познакомить педагогов с опытом работы метода моделирования в процессе ФЭМП в работе с детьми дошкольного возраста. Обучить участников мастер – класса изготовлению схем и моделей из подручных материалов и использованию его в педагогическом процессе. Развивать интерес к оригинальному образовательному методу, инициативу, желание применять на практике данный метод. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию. Актуальность: Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс. Основная его цель – всестороннее развитие детей, развитие у дошкольников мыслительных способностей. Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование. Это использования наглядных моделей в виде планов, схем, чертежей, графиков, карт. Модели могут выполнять р азную роль: - одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, - другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей. Сегодня я приглашаю вас в гости к царице Математике, сегодня ею буду я. Я открываю свою математическую кладовую, здесь хранятся мои сокровища. Вот волшебная страна, всем известна нам она. Цифры, числа тут живут, чудеса нас скоро ждут. В моей стране живут гномы – мастера «Неделька». Я предлагаю ва м, окунуться в детство и на некоторое время превратиться в гномов – мастеров. Согласны? спасибо. Приглашаю семь педагогов. В ыберите себе по одной ленточке и оденьте себе на шею. А отправимся мы в мастерскую на карусели. Прошу занять места. С танов итесь по кругу, друг за другом. Ножкой топнем, по плечу соседу хлопнем. За ленточки возьмёмся, кружок прок а тнёмся. В мастерскую мы ворвемся. Готовясь к приему гостей я изготовила игровое многофункциональное дидактическое пособие математическое панно, которое разделено на следующие модели: Модель 1. Знакомство с « Величиной», Модель 2. Знакомство с часами. Модель 3. Знакомство с частями суток. Модель 4. Знакомство с днями недели, Модель 6 «Посчитай- ка ». К пособию сделала памятку в которой коротко прописаны д/ игры в которые можно играть, используя панно. А сейчас предлагаю занять рабочие места в мастерск ой. Первое сокровище в моем математическом арсенале есть, а что – отгадайте загадку: Маленький, круглый, в компьютер вставляется, тут же музыка появляется. Гномы любят слушать его, т огда работа ладится у них лучше всего! Музыкальный диск. Предлагаю разд ели ть диск на 4 части двумя ленточками крест – накрест, по середине приклеить липучку, теперь поймайте рыбку с цифрой и положить по середине диска. А теперь предл агаю поиграть в игру «Состав числа». На 2 кружочках пишем 2 меньших числа из которых получится ваше пойманное, и так как у нас 4 отделения, делаем 4 варианта, так же можно цифры писать на самом диске, использу я маркер, фломастер и влажную салфетку для удаления надписи, прищепки с цифрами. Для игр ы мо ж но использовать так же фасоль, семечки и т. д. Вторая «Сокровищница волшебных палочек» Игра « Посчитай » Берем 10 палочек для мороженого, внизу каждой палочки в кругляшке пишем цифру, а вверху наклеиваем предметы, количество которых соответствует написанной цифре на палочке. И гра: «Счетный тренажер» Это деревянная палочка с прик леенной на неё магнитной полоской. Благодаря такой конструкции скрепки не падают. А задания могут быть разные. Можно с помощью такого тренажера моделировать задачи, решать примеры, закреплять счетные навыки. И моторика развивается, и математические знания! Третья сокровищница « В олшебны е прищеп ки » Отгадайте загадку: Утром гномы постирали, И бельё на верёвку повесили сами. Б ельё прижали отдельными зубами, Они наверное, встречались уже с вами? Игры: «Составь пример», « Больше- меньше ». Для игры потребуются деревянные, пластмассовые прищепки с цифрами и деревянные палочки со знаками. Цифры и знаки наносим маркером. Варианты игры разнообразны. Можно взрослому составить примеры, а дети решают и ставят прищепку – ответ или наоборот. И моторика развивается, и математические знания! Четвертая сокровищница « Фигурный- конструктор» Можно использовать коктейльные трубочки, счетные палочки, деревянные цветные палочки и бусы. Дет ям предлагается составить разные фигуры. Для детей постарше – конструирование трапеций, многоугольников. Можно выкладывать цифры, рисунки по образцу. « Варианты игр с фигурами». с хемы- Сделайте из полочек 2 треугольника. Сложите их так, чтобы получился квадрат. - Сделайте квадрат. Пристройте к треугольникам, чтобы получился прямоугольник. - Сделайте квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек нужно. - Сделайте круг так, чтобы он находился внутри прямоугольника. - Сделай круг и прямоугольник так, чтобы круг находился в прямоугольнике. - Дети выкладывают палочки по инструкции ведущего. Например, положите желтую палочку между красной и синей; над синей положите 5 зеленых палочек; под желтой – 4 красных и т. п. Игра «Кто самый внимательный» Понадобятся разноцветные палочки и карточки образцы. Ведущий предъявляет детям карточку в течени и 1- 2 минут, потом убирает и дети воспроизводят узор на столе. Стаканчики – это следующая моя математическая сокровищница. Игра: « Гусеничка » Понадобятся стаканчики с цифрами( цифры или арифметическое действие можно написать маркером или приклеить цифры) . Задание: - поставь стаканчики по порядку, в обратном порядке. Игра «Прятки» Цель: развивать внимание, память, закрепить состав числа в пределах десяти. Для игры ставим стаканчик по кругу, под один из них прячем камешек, цифру. Камешек находиться под стаканчиком с числом- ответом 8. Задача детей найти спрятанный предмет. А для того, что бы его найти, нужно решить примеры. Кто нашел – забирает себе. У кого больше – тот и победил! А еще, стаканчики очень удобны в хранении, так как штабелируются и занимают очень мало места и в них можно вставить ложечки! Спасибо нашим педагогам – гномам за умелое мастерство. Сделанные игры вашими руками можете принесут удовольствие от работы с детьми. И мне пора прощаться с вами, а вам возвращаться домой. Занимайте свои места. Ножкой топнем, в ладоши хлопнем. Вокруг себя повернёмся. Закроем глаза и в садик вернёмся. Рефлексия. Сейчас я предлагаю подойти к тому столу, где вам больше всего понравилось и вы взяли для себя что- то новое. А теперь подойдите к тому столу, где вам было не столь интересно и возникли затруднения, вопросы по работе с материалом. А теперь подойдите все ко мне в круг. Хочется сказать Спасибо, вы все с честью выдержали испытание. Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Упражнение «Дружественная ладошка». Выберите себе ладошку. Пусть это будет дружеская ладошка. Пусть она несут тепло и радость наш ей встреч и, напоминают о ней, а может быть, и помогают в какой- то сложный момент. Помните все в наших руках. Благодарю вас за активное участие и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма!

Коментарии
Зоя Александровна написано 2021-12-22 17:34:10
Хороший материал.
Ответить
Крюкова Ирина Юрьевна написано 2021-12-22 17:35:04
Зоя Александровна, спасибо за ваш комментарий!
Ответить
Татьяна Сергеевна написано 2021-12-22 17:36:38
Интересные мастер - классы.
Ответить
Крюкова Ирина Юрьевна написано 2021-12-22 17:37:42
Татьяна Сергеевна, благодарю за ваш комментарий.
Ответить
Дарья Сергеевна написано 2021-12-22 17:46:25
Ирина Юрьевна, спасибо вам за представленный мастер - класс по ФЭМП с использованием метода моделирования!
Ответить
Крюкова Ирина Юрьевна написано 2021-12-22 17:48:15
Дарья Сергеевна, благодарю за ваш комментарий.
Ответить
Надежда Геннадьевна написано 2022-01-13 03:33:10
Отличные идеи, удачи в дальнейших разработках!
Ответить
Крюкова Ирина Юрьевна написано 2022-01-15 15:26:36
Надежда Геннадьевна, благодарю за ваш отзыв!
Ответить

Оставить комментарий: