a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Из опыта работы

Автор: Крюкова Ирина Юрьевна Опубликовано: 2021-11-29 15:15:25

Документы для скачивания

« Э КОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ » Крюкова Ирина Юрьевна В оспитатель I квалификационной категории В условиях экологического кризиса становится актуальным вопрос развития и совершенствования экологического воспитания детей в соответствии с потребностями личности и общества, которые отражаются ФГОС ДО[ 10] . Цель экологического воспитания- формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последст вия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой[ 1, с. 34] . Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь в идеть красоту окружающего мира[ 2, с. 23] . Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы[ 3, с. 5] . Изобразительная деятельность способствует решению важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. В своей изобразительной деятельности, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его природного мира[ 3, с. 5] . Мы должны дать своим детям экологические знания, пробудить в них экологическое сознание. Выбор, какой должна быть наш а земля, будут делать наши дети[ 9, с. 30] . Опыт нашей работы показывает, что детям очень сложно выразить своё понимание окружающего природного мира словами, затрудняясь подобрать правильное определение и умение чётко выразить свою позицию действиями. Используя изобразительную деятельность как средство в экологическом воспитании дошкольников позволяет ребенку осознанно выражать свое понимание окружающего. Опираясь на работу О. А. Куревин ой, которая предполагает интеграцию изобразительной деятельности в области эстетическо го освоения мира, определила, систематизировала и апробировала на практике интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое раз витие», которые направлены на целевые ориентиры ФГОС ДО. Целью моей работы является: п робуждение в ребенке экологической культуры через использование впечатлений и ощущений, проявляющихся в отношении к миру и имеющих свое выражение в конкретной изобразительной деятельности. Для достижения цели перед собой поставила следующие задачи: Систематизировать содержание и организационные формы работы по экологическому воспитанию в художественно- творческой деятельности детей дошкольного возраста; Способствовать развитию интереса к окружающему миру через художественно- эстетическую продуктивную деятельность; Осуществлять взаимодействие с семьей в работе по формированию экологической культуры ребенка; Апробировать систему методик по изобр азительной деятельности, направленную на развитие экологической культуры личности дошкольников. Мало познакомить детей с окружающим природным миром, важно научить детей осознанно выражать свое понимание его, жить в относительной гармонии с ним – пробудить в детях умения проявлять свою позицию. В своей работе стремлюсь к тесному взаимодействию между педагогами, детьми и родителями. В осн ову организации экологического воспитания был определен комплексно- тематический принцип с ве дущей игровой деятельностью, а решение поставленных задач осуществлялось в разных формах совместной деятельн ости взрослых и детей, сам остоятельной деятельности детей и взаимодейств и и с семьёй. Направление работы по экологическому воспитанию: 1. Ознакомление детей с природой и закрепление материалов экологических знаний в процессе изобразительной деятельности; 2. Создание выставочных уголков в группе; 3. Создание условий для работы по экологическому воспитанию( оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями) ; 5. Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы, целевые прогулки, экскурсии, работа с календарём природы, зарисовки в дневнике наблюдений; 6. Создание фонда методического и наглядно – иллюстрированного материала( наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов, к эколог ическим праздникам, постановкам) , п одбор художественных произведен ий по экологическому воспитанию, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей; 7. Создание взаимосвязи с воспитательно –образовательным процессом. Методические приёмы: 1. Традиционные: словесный( беседа, рассказ, художественное слово) ; игровой( дидактические игры, игры малой подвижности, игровые упражнения, пальчиковые игры, экологические минутки) ; наглядный( рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, книг) ; практический; рефлексия. 2. Нетрадиционные: природоохранные акции( субботник на территории ДОУ, каждому скворцу по дворцу, накормим птиц зимой) ; просмотр видеофильмов, мультфильмов, презентаций, разработка семейных проектов «Спасем природу от фантиков», экологические досуги( музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику) , использование элементов фольклора в целях экологического воспитания. Наблюдения за деятельностью дошкольников показывают: у детей появился устойчивый интерес к окружающей природе; дети умеют наблюдать, делать выводы, обобщать; эмоционально отзывчивы на красоту окружающего мира; умеют применять в изобразительной деятельности как традиционные, так и нетрадиционные техники изобразительной деятельности в самостоятельной деятельности для отображения своих впечатлений об окружающем природном мире. Дети проявляют свое отношение к окружающему в различны х конкурсах, выставках: Участие детей в Международном конкурсе детского рисунка « Нарисуем Новый год »- Диплом III степени. Участие детей в « Акция – Мы за чистую планету » на уровне ДОУ. Выставки: « Альтернативная ель », « Каждому скворцу по дворцу». П роект «Спасем природу от фантиков». Материал, который был апробирован на практике, направлен на усвоение ц елевы х ориентир ов: - Р ебенок овладевает основными культурными способами деятельности в природе; - Ребенок п роявляет и нициативу и самостоятельность в познавательно- исследовательской деяте льности; - Р ебенок обладает установкой п оложительного отношения к природному миру, к разным видам труда в природе; - Р ебенок обладает развитым воображением, которое реализуется в изобразительной деятельности; - Р ебенок достаточно хорошо может выраж ать свои мысли, чувств а по отношению к окружающему миру; - Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения в природе; - Р ебенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, эксперимен тировать; - Обл адает элементарными представлениями из области живой природы, - Р ебенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умени я. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Антипина Г. , Чупрова Л. , Калараш Е. Войди в лес другом! / Г. Антипина, Л. Чупрова, Е. Калараш/ / Дошкольное воспитание. –2011. – № 8. –С. 34–39. 2. Воронкевич О. А. Д обро пожаловать в экологию – современная технология экологического образования дошкольников/ О. А. Воронкевич/ / Дошкольная педагогика. –2006. –№ 3. –С. 23–27. 3. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности/ Т. Н. Доронова/ / Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. - С. 5. 4. Исаева Н. Н. Организация и содержание педагогического процес са по экологическому воспитанию/ Н. Н. Исаева/ / Методист. - 2005. –№ 2. –С. 64–66. 5. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства/ С. К. Кожохина/ / – СПб. : Речь, 2006. – 216 с. 6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность детей в детском саду/ Т. С. Комарова/ / – М. , 2006. С. 106. 7. Копцева Т. А. Природа и художник/ Т. А. Копцева/ / Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 39- 43, № 2. - С. 62- 66. 8. Королева А. Е. Иди за мной( экскурсии, занятия на природе и о природе) / А. Е. Королёва/ / Ребенок в детском саду. – 2005. –№ 1. –С. 51–55. 9. Потехина Л. Г. Наблюдения за природой в ра мках экологического воспитания дошкольников/ Л. Г. Потехина/ / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –2008. –№ 2. –С. 30–35. 1 0. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕТРАДИЦИОННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА», Крюкова Ирина Юрьевна, воспитатель первой квалификационн ой категори и Актуальность: В познавательном развитии дошкольников ФЭМП является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Математические представления служат необходим ой основой дальнейшего обогащения и расширения кругозора детей, основой усп ешного овладения системой общих и математических понятий в школе. Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Математическое развитие ребенка в детском саду не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще развитие способности видеть, открывать в окружающем мир е свойства, отношения, умение «конструировать» предметами, знаками, символами. Занимаясь математикой, ребенок всесторонне развивается как личность. Ребенок познает окружающий мир эмоционально – практическим путем. В свою очередь, ф ормирование элементарных математических представлений, невозможно без развития мелкой моторики рук дошкольника – которое также является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, анализировать, у него достаточно развиты мышление, память, внимание, связная речь[ 9, с. 6] . Вариантом изучения, подкрепления пройденного материала в образовательной деятельности по математическому развитию и будет являться нетрадиционный дидактический материал. В основе нетрадиционных дидактических игр лежит метод моделирования, который опирается на принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким- либо условным знаком. Игровая форма с применением нетрадиционного дидактического материала при ФЭМП понятна и интересна детям. С каждым разом дети всё больше втягиваются в обучающий процесс. При этом об разовательная деятельность остае тся игрой, сохраняя свою притягательность. Применение нетрадиционного дидактического материала в образовательной деятельности как метода математического обучения допустимо и эффективно в детском саду. Это связывается, в первую очередь, с тем, что мышление детей во многом стимулируется развитием сенсорного аппарата ребенка. Первоначально источником знаний детей о действительности является восприятие предметов и явлений окружающего мира через ощущения. Новизна опыта: опираясь на работу З. А. Михайловой, увидев эффективность занимательного материала, мы определили, систематизировали и апробировали на практике использование нетрадиционных дидактических средств, которые направлены на формирование математических представлений дошкольников. Цель: использовать в образовательной деятельности нетрадиционн ы й занимательный материал для формирования элементарных математических предс тавлений и мелкой моторики рук дошкольников. Для дости жения цели перед собой поставили следующие задачи: - Развивать познавательные процессы: вним ание, мышление, творческое воображение, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять. - Совершенствовать базисные математические п редставления, речевые умения- С пособствовать развитию мелкой моторики рук. - Воспитывать сам остоятельность и самоконтроль. О сновн ы е приёмы работ( описание опыта с демонстрацией некоторых приёмов) : Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деят ельностью. Нетрадиционный материал, применяемый в формировании элементар ных математических представлений разнообразен: это и различные математические сказки, задачи- шутки, математические ребусы и загадки, а также математические игры и дидактические пособия. В нашей работе с дошкольниками мы пользуемся таким материалом, который одновременно способствует и развитию математических представлений, и развитию мелкой моторики рук дошкольников. Игра « Геометрик »( математический планшет) предназначена для развития пространственного и ассоциативного мышления, воображения, способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, умения действовать по заданному образцу, а так же поспособствует развитию таких качес тв, как внимание и усидчивость. Это пособие было изобретено М. Монтессори. Данная игра подойдет для развития детей разного возраста в зависимости от сложности задания. Также можно использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия». Занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлени й у детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ФЭМП с использованием бросового материала – прищепок. Математ ические игры, изготовленные нами с применением прищепок, мы и спользуем на занятиях ФЭМП и в индивидуальной работе с детьми. Это могут быть такие игры, как «Подбери по цвету», «Найди половинку», «Занимательные прищепки» и т. д. Применение камешков" Марблс" – это один из нетрадиционных приемов развития, интересный для детей. В ходе упражнений с ними предусмотрено формирование сенсорных эталонов с учетом различных умений и навыков детей, а так же приобретение детьми новых представлений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности, в том числе и в математическом развитии. Эти необыкновенные материалы- наборы стеклянных или пластмассовых шариков, камешков разного цвета, формы, размера с которыми можно играть, выполнять различные упражнения и задания. Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию отвечает современной логике и методологии ФГОС ДО. Все эти пособия многофункциональны и многов ариантны, дают возможность организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования. Сочетание дидактических игр с двигательными упражнениями, вызывают живой интерес у дошкольников и поддерживают эмоциональный фон деятельности на занятиях. Важным условием реализации образовательной программы является открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями воспитанников. Проводились консультации, беседы, собрания для родителей по повышению уровня компетентности родителей в рамках вопроса ФЭМП у дошкольников их детей. Также были предоставлены памятки, методические рекомендации для  дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях. В течение года систематично оформлялись и обновлялись стенды и уголки для родителей. Предос тавляя родителям теоретический и практический материал по формированию математических представлений и мелкой моторики рук дошкольников, у нас получилось повысить их заинтересованность и активность по данной теме, что способствовало плодотворной работе в данном направлении. Благодаря родителям обогатилась игровая среда и, сейчас можно говорить, что они являются активными помощниками  и участниками образовательного процесса. Анализ опыта работы Проделав данную работу, можно сделать вывод, что применение нетрадиционного дидактического материала в работе с детьми дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в формировании элементарных математических представлений детей и развитии мелкой моторики. Поэтому можно сказать, что применение нетрадиционного материала в образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности способствует развитию интереса детей к математике. Многообразие форм и оттенков, яркость материала способствует привлечению детей к ним, а, следовательно, повышается концентрация внимания, развиваются волевые качества, терпение, усидчивость. С писок литературы 1. Анник Г. , Большая книга математических упражнений для дошкольников/ Анник Габийе. - М. : Эксмо, 2016. – 499 c. 2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. , Большая книга подготовки к школе для детей 5- 6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки/ / Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. – М. Академия развития, 2015. - 240 c. 3. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3- 6 лет/ / Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. , - М. Академия развития, 2013. - 176 c. 4. Клини С. , Математическая логика/ С. Клини. - М. : [ не указано] , 2011. – 826 c. 5. Колесникова Е. В. , Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников/ Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2015. - 112 c. 6. Маврина Л. , Математические игры для дошкольников/ Л. М аврина. - М. : Стрекоза, 2012. – 665 c. 7. Пономарева И. , Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада/ Пономарева И. - М. : Мозаика- Синтез, 2011. – 911 c. 8. Прохорова Г. А. Путешествие на яхте. Комплекс сюжетных игр по развитию графических навыков у детей 5- 7 лет; ГНОМ и Дети/ / Прохорова Г. А. - М. , 2012. - 16 c. 9. Солнцева В. А. , Белова Т. В. 200 упражнений для р азвития общей и мелкой моторики/ / Солнцева В. А. , Белова Т. В. АСТ, - М. Астрель, 2015. - 96 c. 10. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражне ний на развитие мелкой моторики/ / Ткаченко Т. А. - М. Эксмо, 2015. - 120 c.

Оставить комментарий: