Консультация для родителей "Играйте в математику".
Документы для скачивания
Консультация для родителей «Играйте в МАТЕМАТИКУ! » Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему- то учат. Детям кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого- поддерживать интерес ребенка Знакомство с числами Многие предметы имеют свою количественную характеристику: Один, два, десять. Важно, чтобы числа первого десятка предъявлялись ребенку с конкретными предметами: один стол, два дерева, десять стульев. Наряду с количественными числами есть порядковые. Дать детям понять необходимость порядковых числительных: первый дом, седьмой этаж, третий в очереди. Затем соотнести числительные с цифрами, специальными знаками, которые придумали, чтобы записывать числа. Как соотнести число и его цифру? Предлагаем ребенку поиграть: я покажу цифру, а ты покажи мне столько же пальчиков. Кроме того, манипулируя пальчиками, ребенок узнает состав чисел: 3 это 1, 1, 1, а 6 это 5 пальчиков одной руки и 1 другой. К тому же это прекрасная пальчиковая гимнастика! Ребенок должен знать, что число – это то, что мы произносим «в голос», а цифра – это то, что мы пишем на бумаге. Спрашивайте ребенка: " Чем отличаются число и цифра? " Например, мы произносим число «три», а записываем его цифрой 3. Число «пять» записывается цифрой 5. Учить детей писать цифры( и буквы) или нет? Если да, то важно научить писать правильно. Все цифры начинаем писать сверху, иногда отрываем ручку( 4, 5, 7) , иногда не отрываем ( 1, 2, 3, 6, 8, 9, 0) . Это позволит в школе писать быстро. Буквы лучше печатать. Маленькие и большие. Писать простой тонкой ручкой, так как у нее нажим отличный от карандаша и фломастера. Можно взять ручки разного цвета, это сделает работы детей красочными. Математические действия Не надо решать с детьми задачи! Просто просим у них помощи в разрешении ситуаций: Сорвали 2 цветка из 7, сколько еще осталось сорвать? На одной тарелке 8 яблок, на другой – 5 груш. Сколько груш надо добавить, чтобы их стало поровну? Настя угостила Катю одной конфетой. Сколько у нее осталось конфет, если было 6? В жизни много таких ситуаций, надо их видеть и даже создавать. Все знают, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких- либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам высокую вазу или тот стакан, который меньше. Наглядность - важный принцип обучения ребенка. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие- то определенные предметы, например цветные треугольники, квадратики, кружочки и т. п. Хорошо приобрести игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей. Знакомство с геометрическими фигурами Геометрические фигуры и формы тоже нужно увидеть в окружающих предметах: стол круглый и квадратный, салфетка овальная, а не круглая, мяч и обруч круглые, но не одинаковые. . . Наблюдаем за многоугольниками: прямоугольники, треугольники, квадраты. Считаем вершины и стороны и открываем: у треугольников три, у квадратов, прямоугольников – четыре! Значит, их можно назвать многоугольниками. Но квадрат особенный, его стороны равны, за это у него особенное имя среди всех многоугольников – квадрат. Проведем опыт: что будет, если у треугольника отрезать один угол? Если два? Если у квадрата? Открываем, что бывают пятиугольники, шестиугольники! Опыт можно продолжать и удивляться. Развиваем концентрацию внимания: фигурки спрятались, отыщи, обведи цветными линиями: Из геометрических фигур получается красивые узоры, составим их, раскрасим. Подарим. Сравниваем квадрат и куб. Новое открытие: почти родственники, но куб занимает место в пространстве, а квадрат плоский. Так же ведут себя прямоугольник и параллелепипед( кирпичик из строительного конструктора) , круг и мяч. Можно показать развертку куба, параллелепипеда: разрезать коробку и посмотреть, как она устроена. Из готовых геометрических фигур и форм можно построить город: один плоский на листе бумаги, а другой объемный на столе. Ориентировка во времени и пространстве К временным характеристикам – утро, день, вечер, ночь можно добавить и часы. Настоящие часы должны висеть на стене, а в игровом уголке – часы игрушечные. Утром происходит много событий: подъем, умывание, дорога в детский сад, завтрак, прогулка. … Чтобы ничего не перепутать и никуда не опоздать, недостаточно слова «утро», нужны часы. Взрослые умело ими пользуются, а детям достаточно познакомиться с ленивой часовой, шустрой минутной и стремительной секундной стрелкой. Привязать некоторые события из жизни к часовой стрелке и цифрам на циферблате. Например, когда будет завтрак или обед, когда дневной сон, когда придут вечером родители… Пространство вокруг нас тоже должно быть понятным. Слева или справа положить ложку у тарелки подскажут левая и правая рука. Правая рука много работает, а левая лишь помогает ей. ( У леворуких все наоборот) . Сыграть в игру «Найди клад» на участке во время прогулки. Руки подскажут, что значит свернуть направо или налево. Зачем это надо хорошо ориентироваться? Чтобы попасть в нужное место: домой, в магазин, на работу. Куда привезет водитель автобуса своих пассажиров, не научись он ориентироваться? Научимся ориентироваться в тетради, на листе в клетку или в линию. Найдем правый край, левый, верх, низ страницы. Усложняем: правый верхний, левый нижний, правый нижний, левый верхний, середину страницы. Поселим в клетки или в линии( их специально начертили в тетрадях, чтобы наша работа была аккуратной) точки, палочки, крючки… Не пишем буквы или цифры, а рисуем узоры, орнаменты, предметы… Начинать надо с увлекательной работы: вышиваем крестиком по клеточкам. Затем по линиям клеток можно нарисовать забор, кошку, человечка и многое другое. Графические работы могут стать интересным делом, важно сказать, что будем учиться рисовать по- взрослому. Кому не хочется стать поскорее взрослым! Сначала учим срисовывать с образца, потом на слух, а затем дети сами могут придумывать и рисовать фигуры по линиям клеток. Разнообразные формы взаимодействия помогают родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками развития у ребенка математических представлений.