Картотеки
Документы для скачивания
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам Тема: «Все о детском саде. Моя группа. Мои друзья. Игрушки». «ДЕТСКИЙ САД» ( пальчиковая гимнастика) Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. ( хлопки на каждое слово) Буду в садике играть ( показ жеста «ку- ку»- спрятаться) И конструктор собирать, ( пальцы кистей соприкасаются) И игрушки за собой убирать. ( руки движутся вправо- влево) Буду бойко танцевать ( приседание) И лепить, и рисовать, ( имитировать лепку, рисование) Буду песни каждый день напевать. ( руки сложить" замком" перед собой) «МОИ ИГРУШКИ»( пальчиковая гимнастика) Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, ( Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками( клюв) , остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть( гребешок) . Это зайка, ( Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх( ушки зайца) , остальные прижать к ладони) . Это пёс. ( Ладонь правой руки стоит на ребре( мордочка пса) , большой палец направлен вверх( ушко) . Вот машинка без колёс. ( Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки) . Это книжки- раскладушки. Вот и все мои игрушки. ( Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. ) «ЮЛА»( пальчиковая гимнастика) Я юлу кручу, верчу, И тебя я научу. ( Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой) . Тема: «Осень. Осенние признаки. Деревья осенью». «Осень, осень» ( пальчиковая гимнастика) Осень, осень, трем ладошки друг о друга Приходи! зажимаем кулаки по очереди Осень, осень, трем ладошки друг о друга Погляди! ладони на щеки Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами по ладоням Шапки, куртки надеваем имитируем И ботинки обуваем. топаем ногами Знаем месяцы: ладони стучат по коленям Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь «ОСЕНЬЮ»( пальчиковая гимнастика) Ветры яблони качают. ( Руки стоят на столе, опираясь на локти( стволы) , пальцы разведены в стороны( кроны яблонь) . Покачивать руками. ) Листья с веток облетают. ( Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола( листья опадают) . Листья падают в саду, Их граблями я гребу. ( Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола( грабли) . Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями. ) «ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»( пальчиковая гимнастика) Друг от друга деревья росли далеко Показать дерево обеими кистями Человеку пройти этот путь нелегко, Шагать указательным и средним пальцами Только корни деревьев Приложить кисти друг к другу тыльными Однажды сплелись, сторонами, пальцы вниз Будто дерева два навсегда обнялись. «ОСЕННИЙ БУКЕТ»( пальчиковая гимнастика) Раз, два, три, четыре, пять Поочерёдно загибают пальчики на руке, начиная с большого. Будем листья собирать Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальчики на руке, листики тополя, листья осины, начиная с большого. Листики дуба мы соберём Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками. «ЛИСТОПАД»( пальчиковая гимнастика) Листопад, листопад! Листья по ветру летят: Руки поднять вверх. ( Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки( листья опадают) . С клёна – кленовый, ( Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны) . С дуба – дубовый, ( Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу) . С осины – осиновый, ( Указательный и большой соединить в виде колечка) . С рябины- рябиновый. ( Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны) . Полны листьев лес и сад То- то радость для ребят! ( Хлопки в ладоши) . Тема: «Овощи. Огород. Труд взрослых на полях и огородах». «У ЛАРИСКИ – ДВЕ РЕДИСКИ»( пальчиковая гимнастика) У Лариски- По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с Две редиски. большого, на одной или обеих руках. У Алёшки- Две картошки. У Серёжки – сорванца_ Два зелёных огурца. А у Вовки- Две морковки. Да ещё у Петьки Две хвостатых редьки. « ОВОЩИ »( пальчиковая гимнастика) В огород пойдем, маршировать на месте Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают И картошки накопаем, копают Срежем мы кочан капусты срезают Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками Щавеля нарвем немножко « рвут» И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки «ОДНАЖДЫ ХОЗЯЙКА С БАЗАРА ПРИШЛА»( пальчиковая гимнастика) Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу. Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику. Картошку, капусту, морковку, горох Петрушку и свеклу. Ох! . . Хлопок. Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками. Кто лучше, вкусней И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох! . . Хлопок. Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони. Ножик взяла. И ножиком этим Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке. Картошку, капусту Морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! . . Хлопок. Накрытые крышкою, Складывают руки накрест. В душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке. Морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох! Хлопок. И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп. Тема: «Фрукты. Труд взрослых в садах». «КОМПОТ»( пальчиковая гимнастика) Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание. Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого. Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают». Угостим честной народ. Развести руки в стороны. «СЛИВЫ»( пальчиковая гимнастика) Кисти сжаты в кулак. Большой пальчик сливы трясёт. Разгибаем большой палец. Второй их собирает. Разгибаем указательный палец. Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец. Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный. Самый маленький – «шалун» Всё, всё съедает. Разгибаем мизинец. «НА БАЗАР ХОДИЛИ»( игра с пальчиками) Соединяют подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга. На базар ходили мы, ( Мизинцы. ) Много груш там и хурмы, ( Безымяннные. ) Есть лимоны, апельсины, ( Средние. ) Дыни, сливы, мандарины, ( Указательные. ) Но купили мы арбуз- ( Большие. ) Это самый вкусный груз! ( Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх. ) «СЛИВЫ»( пальчиковая гимнастика) Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл, Указательный с порога указал ему дорогу. Средний палец- самый меткий, он сбивает сливы с ветки. Безымянный собирает, а мизинчик- господинчик В землю косточки бросает. ( Поочерёдно загибать пальцы правой, а затем левой руки) «ЯБЛОКИ»( пальчиковая гимнастика) Большой пальчик яблоки трясёт. Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик. Второй их собирает. Разгибаем указательный палец. Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный. Самый маленький – шалун. Разгибаем мизинец Всё, всё, всё съедает. Тема: «Грибы. Ягоды» «ЗА ЯГОДАМИ» ( пальчиковая гимнастика) Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших В лес идём мы погулять. Обе руки « идут» указательными и средними пальцами по столу За черникой, Загибают пальчики, начиная с большого. За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём. Тема: «Хлеб» « ПЛЮШКИ» ( пальчиковая гимнастика) Муку в тесто замесили, ( Сжимают и разжимают кулачки) А из теста мы слепили: ( Прихлопывают ладошками, «лепят») Пирожки и плюшки, ( Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца) Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. ( Обе ладошки разворачивают вверх) Очень вкусно! ( Гладят живот) «ХЛЕБ»( пальчиковая гимнастика) Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками, Летом цвел и колосился, поднятыми вверх. А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга. Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение « Пальчики здороваются Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки. В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх. Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх. А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх Тема: «Одежда и обувь». «НАША ОБУВЬ» ( пальчиковая гимнастика) Посчитаем первый раз, Попеременные хлопки ладонями и удары Сколько обуви у нас. кулачками по столу Туфли, тапочки. Сапожки На каждое название обуви загибают по одному Для Наташки и Серёжки, пальчику, начиная с большого Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. «Я ПЕРЧАТКУ НАДЕВАЮ»( пальчиковая гимнастика) Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки. Сосчитайте- ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики. Тема: «Перелётные птицы». «ЖУРАВЛИ» ( пальчиковая гимнастика) " До свиданья, до свиданья, Возвращайтесь поскорей! " - Провожаем, провожаем В путь- дорогу журавлей. Машем ручкой вслед птицам. Крылышками машем: " До свиданья, Маша! Полетели мы на юг, Вспоминай нас, добрый друг! " Ладошками изображаются крылья птиц. «ПТИЧКА» ( пальчиковая гимнастика) Птичка летала, ( скрестить ладони рук) Птичка устала. Птичка крылышки сложила, ( сделать замок) Птичка пёрышки помыла. ( вращение замком) Птичка клювом повела ( выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв Птичка зёрнышки нашла. Птичка зёрнышки поела, ( соединённые мизинцы стучат по столу) Снова крылышки раскрыла, Полетела. ( скрещенные ладони делают взмахи) . " ПТИЧКИ И ВЕТЕР" ( пальчиковая гимнастика) Маленькие птички, ( сжимаем и разжимаем кулачки) Птички- невелички, По лесу летают, Песни распевают. ( машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, ( руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло ( соединили пальцы в" замок" ) Там не тронет их никто. Тема: « Дикие животные и их детёныши». « ЗВЕРИ» ( пальчиковая гимнастика) Зайцы спрятались от волка. Чья- то им досталась норка… ( Прячут по одному пальцы одной руки в «норку»- колечко, сделанную другой рукой) Серый волк зубами щёлк- ( Соединяют по очереди большой палец с другими) Ах, какой зубастый волк! ( Руки к щекам, качают головой) Белочка в своём дупле Орешки щёлкает в тепле. ( Щелчки пальцами) Пересчитала мама медвежат- В берлоге все послушные лежат. ( Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок ») «БЕЛОЧКА»( пальчиковая гимнастика) Прыгает по веточкам Невеличка белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней? Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой. Тема: «Домашние птицы». « ДВЕ КУРИЦЫ » ( пальчиковая гимнастика) В сарае две курицы жили( Большие пальцы поднимаем, сгибаем- разгибаем в ритме текста) Цыплят на прогулку водили Цыплят на прогулку водили ( Постепенно разгибаем остальные пальцы) За каждой ходили четыре ребёнка, Четыре красивых послушных цыплёнка. Четыре красивых цыплёнка ( Дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста) Цыплята любили все вместе гулять, Толкаться, пищать, червячков искать. Толкаться, пищать, червячков искать ( Пальцы переплетаем, быстро ими шевелим) Как только стемнеет – все к мамам бегут, ( Пальцы сгибаем, прижимаем к ладони) Прижмутся друг к другу и сразу заснут. «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»( пальчиковая гимнастика) Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца. У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! Показать все пальчики, «играя» ими. «ПЕТУШОК»( пальчиковая гимнастика) Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки. Кверху поднял гребешок. Разжать ладони. Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе. На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу. Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения. Тема: «Домашние животные и их детёныши». « БУРЁНУШКА» ( пальчиковая гимнастика) Дай молочка, Бурёнушка, Показывают, как доят корову Хоть капельку – на донышке. Ждут меня котятки, Делают «мордочки» из пальчиков Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на обеих руках Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем даёт здоровье Снова «доят» Молоко коровье. «КОТЯТА» ( пальчиковая гимнастика) ( Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. ) У кошечки нашей есть десять котят, ( Покачиваем руками, не разъединяя их. ) Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга( от большого к мизинцу) . « ПОВСТРЕЧАЛИСЬ» ( пальчиковая гимнастика) На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы. Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу». Два щенка: « Ав – ав ». Два жеребёнка: «И- го- го» Два телёнка, два быка: «Му- у». Смотри, какие рога! « КОТ НА ПЕЧКУ ПОШЁЛ»( пальчиковая гимнастика) Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают». Горшок каши нашёл Горшок из ладошек На печи калачи, Ладошки «лепят калачи» Как огонь горячи. Подуть на ладошки. Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком. «СОБАКА»( пальчиковая игра) У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается( «лает собака») . Тема: «Продукты питания». «ПИРОЖКИ»( пальчиковая гимнастика) Я купила масло, Загибаем поочередно пальчики, перечисляя продукты Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. Пирожки пеку, пеку, Имитируем лепку пирожков. Всех друзей я в гости жду! Ладони вперед, имитируем движения, подзывающие гостей. Тема: «Зима. Зимние забавы». «СНЕЖОК» ( пальчиковая гимнастика) Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони Вместе, гладят одной ладонью другую И совсем – совсем не сладкий. Грозят пальчиком Раз – подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок Два – поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок И… сломаем. Топают «НА ДВОРЕ У НАС МОРОЗ»( пальчиковая гимнастика) На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. ( Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами. ) А теперь представим лето. Речка солнышком согрета. Мы плывём, плывём, плывём, Дно ногами достаём. ( Плавательные движения руками. ) Мы выходим из речушки Направляемся к опушке. ( Ходьба на месте. ) «СНЕГОВИК» ( пальчиковая гимнастика) Давай, дружок, смелей, дружок Хлопки Кати по снегу свой снежок- Показать руками, как лепим снежок. Он превратится в толстый ком Сомкнуть и округлить кисти рук И станет ком снеговиком. Обвести руками в воздухе две окружности Его улыбка так светла! Хлопки Два глаза… шляпа…нос…метла… Показывать по тексту Но солнце припечет слегка- Ладонь правой руки приложить к левой, пальцы растопырить( солнце) Увы! – и нет снеговика. Развести руками. « СНЕЖИНКИ »( пальчиковая гимнастика) Ла- ла- ла, ла- ла- ла, Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара( туча) . Вдруг из тучи над землёй Полетел снежинок рой. Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки( снежинки летят) . Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук ( губы округлить и слегка вытянуть вперёд) . Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими( снежинки летят) . Ветер с ними кружится, Может быть подружится. Вращать кистями, попеременно скрещивая руки. Тема: «Зимующие птицы». «КОРМУШКА» ( пальчиковая гимнастика) Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают по Шесть щеглов и голубей, одному пальчику Дятел в пёстрых пёрышках. Всем хватило зёрнышек. Опять сжимают и разжимают кулачки Тема: « Новый год». «НА ЁЛКЕ» ( пальчиковая гимнастика) Мы на ёлке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками После добрый Дед Мороз « Шагают» средним и указательным Нам подарки преподнёс. Пальцами обеих рук по столу Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг В них же – вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики, начиная с Орешки рядом с ними, большого Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин. Тема: »Посуда ». « ПОМОЩНИКИ » ( пальчиковая гимнастика) Раз, два, три, четыре, ( Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) Мы посуду перемыли: ( Одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ( Загибают пальчики по одному, начиная с ложку большого) И большую поварешку. Мы посуду перемыли, ( Опять трут ладошкой ладошку. ) Только чашку мы разбили. ( Загибают пальчики. ) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть- чуть сломали. Так мы маме помогали. ( Сжимают и разжимают кулачки. ) Тема: » Комнатные растения». « КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» ( пальчиковая гимнастика) На окно скорее глянь: ( показывают обе ладошки) Здесь у нас цветёт герань. ( сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца) А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония – Мы все названья помним! ( раскрывают ладошку) Мы взрыхлим цветы, польём, ( пошевеливают опущенными вниз пальцами) Пусть подрастают день за днём! ( обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком») «БЕГОНИЯ» ( пальчиковая гимнастика) Какое красивое имя – бегония! Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук Как будто все время куда- то бежит. Указательными и средними пальцами «бежим» по столу Живет на окошке красавица скромная Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца И убегать никуда не спешит. Хлопки «ФИКУС» ( пальчиковая гимнастика) Ну- ка, фикус, похвались- Хлопки Вот какой огромный лист! Растопырить пальцы рук Сделан будто бы из кожи, Потереть ладони Фикус, мы тебе поможем: Сжимать и разжимать кисти рук Каждый толстенький твой лист Прижать ладони друг к другу Вымоем старательно. Поглаживаем кисти( «моем») Зеленей ты становись Хлопки Ростом- с воспитателя! Потянуться, руки поднять вверх «КАКТУС» ( пальчиковая гимнастика) Я с виду колючий, но добрый внутри, Растопырить пальцы, затем сжать кисти рук( «рукопожатие») Не бойся, дружок, на меня посмотри. Погрозить пальцем Хоть я и погладить себя не даю, Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного Зато всех на свете я очень люблю. То же, начиная с мизинца Тема: «Инструменты». «НОВЫЙ ДОМ» ( пальчиковая гимнастика) Тук- тук- тук, тук- тук- тук! ( ударяют, чередуя, кулачком о кулачок) Молоток бери, мой друг! Мы построим новый дом, ( ставят рядом ладошки «стены») Есть окошко в доме том, ( складывают указательные пальцы палочкой, остальные соединяют «крышей») Есть ещё одно повыше, Есть труба вверху на крыше. ( мизинец отставляют в сторону – труба) Дом готов, зовём гостей: ( показывают оба указательных пальца) «Проходите поскорей! » ( делают приглашающий жест рукой) «МЫ РЕБЯТА- МАСТЕРА»( пальчиковая гимнастика) Стул сломали мы вчера пальцы одной руки приставить к локтю другой руки Мы – ребята – мастера указать на себя Молотком тук- тук стучали постучать кулак об кулак Гвозди долго забивали- стучать кулаком об указательный палец Получилось как- то криво рука по диагонали Отпилили мы красиво имитировать движения Зачищали шкуркой долго тереть ладонь о ладонь Покрывали лаком стойким имитировать движения Верх узором украшали, рисуем в воздухе Папу посмотреть позвали приложить ладонь ко лбу « СТРОИМ ДОМ» ( пальчиковая гимнастика) Целый день тук да тук- Раздаётся звонкий стук. ( Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам) Молоточки стучат, ( Стучать кулаком о кулак) Строим домик для ребят( зайчат, бельчат) . ( Пальцы соединить, показать «крышу») Вот какой хороший дом, ( Сжимать- разжимать пальцы. ) Как мы славно заживём. ( Вращать кисти рук) . Тема: «Профессии». «ПОВАР» ( пальчиковая игра) Повар готовил обед, А тут отключили свет. ( ребром ладони стучат по столу) Повар леща берёт И опускает в компот. Бросает в котёл поленья, В печку кладёт варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьёт поварёшкой. Сахар сыплет в бульон. ( загибают пальчики, начиная с большого) И очень доволен он! ( разводят руками) «ПОМОЩНИК» ( пальчиковая игра) Посуду моет наш Антошка, Моет вилку, чашку, ложку, Потирать ладошки друг об друга( «мыть посуду») . Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран. Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения. " ТОЧИЛЬЩИКИ" ( пальчиковая игра) Точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы. Угощайтесь, молодцы! ( проводят ладонью то одной, то другой руки с переворотом, на последнюю строку 4 хлопка) . Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения». «ТРАНСПОРТ» ( пальчиковая гимнастика) Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: Сжимать и разжимать пальчики. Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого. «ТРАНСПОРТ»( пальчиковая гимнастика) Будем ручками играть И про транспорт вспоминать. ( Соединяют пальцы с большим пальцем) Полетим на самолёте, Облака, вы как живёте? ( Изображают крылья самолёта) В лодочке качаемся И волнам улыбаемся ( Ладошки « в лодочку», изображают волны) Мотоцикл мы разгоняем, Наперегонки играем ( Сжимают пальцы в кулак, расслабляют) С ветром, солнцем и друзьями. ( Руки в трубочку- дуют « ветерком »; руки вверх- это лучи солнца. Руки показывают на друзей) Называйте транспорт с нами. ( Надавливают подушечками пальцев друг на друга на соответствующих руках) Тема: « Человек». « ГРЯЗНУЛИ»( пальчиковая гимнастика) Кто зубы не чистит, Не моется с мылом Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами Тот вырасти может Болезненным, хилым. Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка. Дружат с грязнулями Только грязнули Пальцы рук соединить в замок Которые сами В грязи утонули Движение имитирующее пловца У них вырастают Противные бяки, Руки сгибаем в локтях, ладони друг за другом около носа, «дразнимся» За ними гоняются Злые собаки Руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуты, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой, «пасть» Грязнули боятся Воды и простуд, А иногда и вообще не растут! Руки скрещены на груди, затем волнообразные движения рукой, касаемся указательным и большим пальцем носа, а на последнюю строчку, совершаем отрицательные движения указательным пальцем.
1. «Мы ребята смелые» Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами – в прямом направлении, по доске, по наклонной доске. Развивать умение согласовывать движения со словами, ползти друг за другом не толкаясь. Формирование навыки безопасного поведения в подвижной игре. Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров. Оборудование: кубики, кирпичики, доски, шнуры. Описание. Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая разведчиков. Мы ребята смелые, Ловкие, умелые. Проползем здесь и там – по дорогам( в прямом направлении) По мостам( по доске) Влезем на гору высоко( по наклонной доске) Видно нам с нее далёко. А потом найдем дорожку И пройдем по ней немножко( ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами) . «Щенок» Цель. Воспитывать желание оказывать помощь. Упражнять в лазании по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой, быть внимательным, не топиться, действовать по сигналу. Формирование навыки безопасного поведения на гимнастической стенке. Формировать зрительное восприятие предметов окружающей действительности. Оборудование: гимнастическая стенка, игрушка – собачка. Описание. На забор залез щенок, А спуститься сам не смог. Высоты мы не боимся И помочь ему стремимся. Воспитатель предлагает детям помочь Щенку спуститься, но для этого надо залезть на гимнастическую стенку. Дети по очереди влезают и дотрагиваются до Щенка, таким образом спасая его. «Зайчата» Цель. Воспитывать умение подчиняться правилам игры. Развивать быстоту реакции, ловкость, скорость, внимание. Развивать ритмичной, выразительной речи и координации движений. Развивать ориентировку в пространстве. Описание. Воспитатель считалкой выбирает одного ребенка, который будет выполнять роль Волка. Остальные дети – Зайчата. Дети идут к логову Волка, произнося: Мы. Зайчата смелые, Не боимся волка. Спит зубастый серый волк Под высокой елкой. ( волк просыпается и старается поймать зайчат) Мы, зайчата, не просты: Разбежались под кусты. ( дети бегут за стулья) «Ручеек» Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Развивать умение ползать между предметами, пролезать под препятствиями( высота – 50см. ) , не задевая предметы. Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие предметов окружающей действительности. Описание. Дети строятся в колонну и имитируют ручеек и произносят слова: Ручеек течет, журча, Камни огибает Так водичка ключа В речку попадает. «Пастух и кровы» Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках. Развивать ориентировку в пространстве. Описание. Воспитатель – Пастух, дети – коровы. Дети на четвереньках ползут к Пастуху, который в это время произносит: Милые коровушки, Белые головушки! Злой колдун здесь побывал И коров заколдовал. На зеленом на лугу Я буренкам помогу. Будут все коровы Веселы, здоровы. Дети изображают коров, мычат. Они приближаются к Пастуху. Он касается их рукой, расколдовывая, после чего дети пляшут. «Лошадки» Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Развивать навыки бега в среднем темпе. Отрабатывать произношение звука – ц. Развивать ориентировку в пространстве. Описание: Дети бегают по площадке, изображая лошадей. Цок, цок, цок – Цокают копытца. Бегают лошадки, Им воды б напиться. Топ, топ, топ – Перешли они в галоп. К речке быстро прибежали, Весело заржали! Тпру! «Меткие стрелки » Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора. Оборудование: мячи по количеству детей. Описание. Детям раздают мячи. Воспитатель вместе с детьми произносит: Крепки руки, меток глаз. Трудно армии без нас. В цель мячи кидаем – Точно попадаем. «Салют» Цель. Воспитывать самостоятельность. Упражнять детей в подбрасывании мяча снизу вверх и умении ловить его двумя руками. Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора. Оборудование: мячи по количеству детей. Описание. Детям раздают мячи разных цветов. Воспитатель вместе с детьми произносит: Это не хлопушки: Выстрелили пушки. Люди пляшут и поют. В небе – праздничный салют! «Крокодилы» Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Развивать умение пролезать в обруч, лазать по наклонной лесенке, действовать в соответствии со словами текста. Оборудование: веревка, обруч, лесенка. Описание. Дети выполняют упражнения. Жили в долине Нила Три больших крокодила. Звали их так: Мик, Мок, мак. Мик ползать любил, как любой крокодил Любопытный Мок Пролезал куда мог А ловкий Мак По горам бродил Такой смельчак Этот был крокодил. 10. «Хитрый лис» Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Упражнять в лазании по гимнастической стенке. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Формирование осторожность и осмотрительность на гимнастической стенке. Оборудование: гимнастическая стенка, шапочки кур и лисицы. Описание. Дети выполняют движения проговаривая слова: В огороде, во дворе Курицы гуляли. Зёрнышки клевали, Червячка искали. ( дети ходят, имитируя движения кур) Вдруг откуда ни возьмись Появился хитрый лис. Куры быстро н насест! А не то всех вас он съест! ( дети бегают и забираются на гимнастическую стенку) . 11. «Собираем урожай» Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Упражнять в метании мяча в горизонтальную цель левой и правой руками. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора. Оборудование: корзинки, маленькие мячи двух цветов. Описание. На расстоянии 2 м. от детей стоят корзинки, рядом с детьми лежат маленькие мячи двух цветов. Воспитатель объясняет детям, что они – зайцы, а мячи – это овощи, которые нужно собрать в корзинки. Соберут зайчата ловко С грядок сочную морковку И хрустящую капусту. В огороде будет пусто. По очереди дети бросают мячи «овощи» в корзинку: левой рукой – «морковку», а правой – «капусту». 12. «Охотники и утки» Цель. Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора. Описание. Игроки одной команды «охотники» становятся за линией круга_ ( вокруг озера) , а игроки другой команды «утки», располагаются в круге( на озере) . Охотники стреляют в «уток»( кидают маленькие мячики) . Утки перемещаются в пределах круга. Подбитая «утка» покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все «утки» не будут подбиты. После этого команды меняются ролями. 13. «Найди свой цвет» Описание: Воспитатель делит детей на 4 группы и раздает им флажки разных цветов: желтые, красные, синие и зеленые. Каждая группа уходит на свое специально отведенное место. Затем воспитатель устанавливает по одному флажку тех же цветов, что и у детей, в противоположные углы. Дается сигнал «идите гулять», после которого дети расходятся по комнате и гуляют. Как только они услышат команду «найди свой цвет» сразу же подбегают каждый к своему флажку, по цвету совпадающему с флажком в их руке. В это время воспитатель внимательно наблюдает какая группа быстрее всех собралась возле соответствующего флажка. Самые первые – это и есть победители. Продолжительность игры должна быть не больше 5 минут. 14. «Птички и птенчики» Описание: Перед самым началом игры воспитатель рисует на полу круги. Это будут «гнезда» для птенчиков. Одно «гнездо» для одной только группы. Дети делятся на 3- 4 группы и расходятся по своим «гнездам». В каждой группе выбирается «птичка — мать». Воспитатель дает команду «полетели». «Птенчики» выходят из своих домиков и «летают»( машут руками, имитируя крылья, и ходят) . «Птички – матери» тоже «вылетают» из своих гнезд, но держаться подальше от остальных детей. Они изображают поиск корма, т. е. червячков. Звучит сигнал «домой». Птички- матери возвращаются в гнезда и зовут своих птенцов. Те вновь усаживаются в «гнезда» и птичка- мать начинает кормить своих детей. Игра повторяется заново и так 3- 4 раза. 15. «Цветные автомобили» Описание: Дети рассаживаются вдоль стены на стульчики. Их назначают «автомобилями». Каждому раздаются флажки разных цветов. Воспитатель встает перед детьми и держит в руке по одному флажку тех же цветов, что и у детей. Воспитатель поднимает вверх любой флажок, например, красный. Это сигнал для «автомобилей», что пора выезжать из своих «гаражей». Дети, у кого красный флажок встают и ходят по комнате, при этом гудят, изображая автомобиль. Воспитатель опускает флажок. «Автомобили» сразу же останавливаются и не двигаются с места. Звучит команда «пора домой». «Автомобили» разъезжаются каждый на свое место. Воспитатель опять поднимает флажок, но уже другого цвета и игра продолжается – выезжают другие «автомобили». В эту игру можно играть не более 6 минут! 16. «Трамвай» Описание: Дети встают вдоль стены парами в одну колонну и держатся за руки. Свободными руками( один ребенок левой рукой, другой ребенок правой) держаться за веревку, концы которой связаны. Получился «трамвай». Воспитатель отходит от детей и берет в руки три флажка красного, зеленого и желтого цветов. Воспитатель поднимает зеленый флаг и «трамвай» едет. Дети бегут и наблюдают за флажками у воспитателя. Как только зеленый флажок опускается, а вместо него поднимается желтый или красный «трамвай» останавливается и ждет сигнал к новому движению, т. е. пока не подымется зеленый флажок. 17. «Воробышки и кот» Описание: Дети – «воробышки», воспитатель – «кот». «Воробышки» сидят на «крыше»( на стульчиках или на скамеечке) . Дается команда «воробышки полетели». «Воробышки» спрыгивают с «крыши» и начинают «летать», т. е. бегать и махать руками, точно крыльями. Пока дети бегают «кот» спит. Затем она внезапно просыпается и мяукает «Мяу, мяу». Это сигнал, что кошка вышла на охоту. «Воробышки» сразу разбегаются по своим местам на «крышу», а «кот» их ловит и отводит в свой «домик». 18. «Поймай комара» Описание: Воспитатель стоит в центре круга, который образовали дети, и в руках держит прутик со шнуром на конце. К шнуру привязан игрушечный комар. Воспитатель кружит комара над детскими головками, а те подпрыгивают на обеих ногах и пытаются его поймать. Кому удастся поймать комара, кричит «я поймал». Затем игра продолжается заново пока не пройдет 5 минут. Рекомендации. Перед началом игры, желательно, чтобы дети потренировались в прыжках на двух ногах. 19. «Мыши в кладовой» Описание: Дети – это «мышки». Воспитатель рассаживает детей на скамейке, которая стоит вдоль стенки помещения. Скамейка играет роль «норки». На противоположной стороне от детей протягивается веревка так, чтобы детки смогли под нее пролезть. Пространство за веревкой – это «кладовая» для мышек. Недалеко от мышек спит «кошка», т. е. воспитатель. Пока кошка спит, мышки выбегают из своих норок и бегут в кладовую. Там они изображают, как будто что- то грызут, к примеру, сухарик. Вдруг, кошка просыпается и начинает ловить мышек. Мышки же, испугавшись, разбегаются по своим норкам. Никого не поймав, кошка возвращается на место и опять засыпает. Мышки вновь бегут в «кладовку». В эту подвижную игру можно играть не более 5 раз! 20. «Кролики» Описание: На одной стороне комнаты рисуются мелом кружки. Они будут «клетками для кроликов». Перед кружками ставятся стульчики с привязанными в вертикальном положении обручами. Вместо обручей можно просто протянуть веревку. У противоположной стены устанавливается стул – «дом для сторожа». На стул садиться воспитатель, играющий роль «сторожа». Промежуток между «клетками» и «домом сторожа» обозначается «лугом». После всех приготовлений воспитатель делить детей на небольшие группы по 3- 4 человека и рассаживает каждую группу- кроликов по своим «клеткам». По команде «кролики в клетке» дети садятся на корточки. Затем «сторож» выпускает «кроликов» из клетки( дети, пролезая через обруч, выходят из очерченного круга и начинают бегать и прыгать по комнате) . Дается команда « кролики домой» и дети бегут назад к своим «клеткам», опять пролезая через обручи. Через некоторое время игра начинается заново. 21. «Принеси мяч» Описание: Игроки садятся на стульчики, стоящие вдоль стены. Недалеко от них на расстоянии в 3- 4 шага чертится мелом линия. За эту линию встают 5- 6 детей и поворачиваются спиной к сидящим детям. Около стоящих детей встает воспитатель с ящиком небольших мячиков. Количество мячиков должно быть такое же, сколько стоят за линией детей. Воспитатель произносит «раз, два, три – беги! » и с этими словами выбрасывает из ящика все мячи. Дети, что стояли, бегут за мячами и пытаются их поймать, а поймав, приносят назад воспитателю и садятся на стульчики. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не принесут свои мячи. Затем группа меняется. Кто стоял садиться, а кто сидел – встает. 22. «Что спрятано? » Описание: Дети садятся на стульчики или на пол. Воспитатель перед ними раскладывает несколько предметов и просит детей постараться их запомнить. После чего дети встают и отворачиваются лицом к стене. Пока никто не видит, воспитатель прячет какой- нибудь предмет и разрешает детям повернуться. Игроки должны вспомнить чего не хватает, но вслух о своей догадке не говорят. Воспитатель к каждому подходит и те уже на ушко рассказывают, что пропало. Когда большинство детей ответят правильно, воспитатель громко говорит о пропаже и игра продолжается заново. 23. «Попади в круг» Описание: Дети встают в круг в центре которого очерчен мелом кружок диаметром не больше 2 метров. Каждому игроку раздают по мешочку с песком. Задача: нужно по команде «бросай» кинуть свой мешочек в нарисованный кружок. Когда все кинут, дается команда «забери мешочек». Дети собирают каждый свой мешочек и вновь встают на свои места. 24. «Возьми что хочешь» Описание: Дети садятся на стульчики или на скамейку. Воспитатель вызывает несколько детей и ставит их вплотную к очерченной линии на полу или земле. Каждому игроку раздается свой мешочек определенного цвета, например, одному синий мешочек, а другому красный. По сигналу «бросай» дети кидают мешочки вдаль. И по сигналу «собери мешочки» бегут за своими мешочками и приносят их воспитателю. Воспитатель обращает внимание кто дальше кинул свой мешочек. Затем дети меняются. Кто бросал, садятся на скамеечку, а на их место встают другие. Игра заканчивается только тогда, когда все дети бросят свои мешочки. 25. «Лисичка в избушке» Описание: С одной стороны площадки перед нарисованной линией ставят скамейки( высотой 20- 25 см) . Это избушка. На противоположной стороне площадки помечают норку для лисички. Середина площадки- двор. Среди детей выбирают" лисичку" , остальные дети- " куры" . Они ходят по двору, притворяются, что ищут себе покушать. На определенный сигнал воспитателя" лисица! " куры убегают в курятник, прячутся от лисы и взлетают( встают на скамейку) . Лиса ловит курочек. Игра заканчивается, когда лиса словит одну или две курочки( по договоренности) . При повторении игры выбирают другую лису. 26. «Через ручеек» Описание: В длину площадке положены две ленты на расстоянии 1, 5- 2 м одна от другой- это" ручеек" . В четырех местах ручейка положены квадратные доски на расстоянии 15- 25 см одна от другой. Это- " камушки" . Отмеченные воспитателем дети( 3- 4) подходят к ручейку и встают каждый напротив камушка. На сигнал воспитателя: " Переходите ручеек" дети перепрыгивают с досточки на доску. Остальные дети сидят на стульчиках и наблюдают. Кто оступился и" замочил ноги" , тот идет на свое место" сушится" . После того как все дети перейдут через ручеек, игра заканчивается. Выигрывает тот, Кто ни разу не попал ногой в ручеек. 27. «Кому катить мячик? » Описание: Дети делятся на четыре группы. Каждой группе выбирается определенный цвет: красный, зеленый, синий, желтый. По середине площадки начертана линия, на которой лежат мячики по два на каждого ребенка. На расстоянии одного метра от этой линии начерчена вторая, параллельная линия, на которой стоят кубики( на расстоянии 10- 20 см один от другого) . На поднятый воспитателем флаг, например, красного цвета, дети, которым определил воспитатель красный цвет, берут мячики в правую руку и встают напротив своих кубиков. На сигнал воспитателя" раз" дети катят мячики в направлении кубиков, на сигнал" два" катят левой рукой. Воспитатель отмечает детей, попали по кубику. Дети собирают мячики и кладут их на линию, затем садятся на свои места. На поднятый флаг другого цвета, например, зеленый, выходят дети, у которых зеленый цвет, и игра продолжается. Игра заканчивается, когда все группы детей прокатят мячики к кубикам. Воспитатель отмечает группу детей, у которой было больше попаданий и сбито кубиков. 28. «Маленький мяч доганяет большой» Описание: Дети встают в круг. Воспитатель стоит рядом с ними и подает большой мяч ребенку, который стоит с правой стороны. Дети передают мяч по кругу. Когда мяч будет приблизительно у пятого ребенка, воспитатель дает детям мяч, но уже маленький. Дети его тоже передают по кругу. Игра заканчивается только тогда, когда оба мяча будут у воспитателя. Воспитатель отмечает детей, которые правильно и быстро передавали мяч. При повторении игры воспитатель дает мячи с левой стороны. 29. «Два мяча» Описание: Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого. Воспитатель дает два мяча детям, которые стоят рядом. На команду" раз" дети начинают передавать мячи один с правой стороны от себя, а другой- с левой. Когда мячи встретятся у детей, которые стоят рядом, эти дети выходят на середину круга, подбрасывают мяч вверх 2- 3 раза, ловят его, а потом подходят к детям, которые стоят в кругу рядом, и дают им мяч, а сами встают на свои места. Игра продолжается. Воспитатель отмечает детей, у которых мяч при передачи другому ни разу не упал. 30. «Попади в предмет» Описание: Дети сидят вдоль комнаты. В центре комнаты нарисован круг( диаметром( 1, 5- 2 м) . В середину круга поставить ящик( высотой 40 см) . В ящик положить по два мяча или два мешочка( наполненных писком) на каждого ребенка. Воспитатель берет 4- 5 детей, которые подходят к ящику, берут по два мяча и встают на линию круга на расстоянии 1 м от ящика и на определенном расстоянии один от другого. На сигнал" раз" дети все вместе бросают мячи правой рукой в ящик( цель) . На сигнал" два" - бросают мячи левой рукой. Игра заканчивается, когда дети бросят по два мяча каждый. 31. Попади в обруч! Описание: Поделить детей на колоны и посадить на противоположных концах вдоль комнаты. Посередине комнаты поставить две цели( вертикальные) . Перед каждой целью положить на линию по два мешочка( весом 150 г) . Расстояние от цели до линии 1, 5- 2 м. К линии выходят дети с двух колонок, берут мешочки в правую руку и на определенный сигнал воспитателя" раз" бросают мешочки в цель. Затем берут мешочки в левую руку и на повторный сигнал" раз" бросают мешочки в цель левой рукой. Затем мешочки собирают и кладут на линию, садятся на свои места. Воспитатель отмечает, кто из детей попал в обруч. Дальше идут бросать остальные дети с обеих колон и т. д. Игра заканчивается, когда все дети бросят мячи в цель. Подвижные игры для детей в средней группе, где преобладает лазение 32. Возьми и поиграй! Описание: Не далеко от стульчиков, где сидят дети, натянута веревка( на высоте 60- 40 см) . За веревкой( на расстоянии 2- 3 м) Лежат 2- 3 игрушки( мяч, кукла, машинка или медведь) . Предложить 3- 4 ребятам встать возле натянутой веревки, на сигнал" раз" подлезть под веревку, выбрать себе любимую игрушку и поиграть с ней. Игра заканчивается, когда все дети поиграют с игрушками. 33. Не звони! Описание: Дети сидят на стульчиках. На некотором расстоянии натянут канат( на высоте 60- 40 см) , к которому привязаны звоночки. За канатом( на расстоянии 2- 3 м) положены разные игрушки по одной на ребенка. Дети по 3- 4 человека подходят к канату и пролазят под ним так, чтобы не задеть звоночки, каждый выбирает себе игрушку, чтобы потом поиграть с ней. 34. Поезд Описание: Дети встают в колонну по росту. Первый ребенок в колоне- " паровоз" , остальные- " вагончики" . Паровоз после сигнала воспитателя гудит: " у- у- у" , в это время дети сгибают руки в локтях. После гудка паровоза дети вытягивают руки вперед и говорят: " чу" , руками изображают движение колес. Они повторяют это 3- 4 раза. На слова воспитателя: " Колеса стучат" дети делают шаг на месте, на сигнал" поехали" - идут, постепенно ускоряя шаг, дальше- на бег. На слова воспитателя: " мост" , " тунель" или" под гору" поезд идет медлено, а" с горы" - снова идет быстрее. Когда воспитатель поднимает красный флажок, поезд останавливается; когда зеленый- двигается дальше. К станции поезд подходит медлено и останавливается. Паровоз выпускает пар: " пш- ш. . . " . 35. Найди себе пару! Описание: Дети становятся в пары, кто с кем хочет. На определенный сигнал воспитателя( например удары в бубен) дети расходятся или разбегаются по всей площадке. На другой сигнал- два удара в бубен или слова: " Найди себе пару! " снова спешат встать в пары с тем, с кем стояли раньше. Тому, кто долго ищет пару, дети говорят: " Галя, Галя( называют имя ребенка) , поспеши, быстрее пару выбирай! " Игра повторяется. 36. На прогулку Описание: Дети делятся на две одинаковые группы. Каждая группа садится на стульчики, которые расставлены на противоположных концах площадки перед нарисованными линиями. Воспитатель сначало подходит к одной группе детей и говорит: " Ну, ребята, на прогулку собирайтесь поскорей! " Дети встают и один за другим идут за воспитателем. Воспитатель вместе с детьми первой группе подходит ко второй группе, и все вместе этими же словами приглашают их на прогулку. Дети второй группы встают за детьми первой группы и идут вместе. Воспитатель отводит их как можно дальше от их мест. Неожиданно воспитатель говорит: " На места! " , и дети бегут на свои места. Чья группа быстрее справится с заданием считается победителем. 37. Чья колона быстрее соберется? Описание: Дети стоят в две колоны напротив воспитателя. На определенный сигнал дети ходят колонами один за другим или в своей колоне перестраиваются в пары и ходят парами. Затем разбегаются по всей площадке. На слово воспитателя: " Стой! " все останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель меняет место и говорит: " Раз, два, три, быстрее стройтесь в колоны возле меня! " Воспитатель отмечает, чья колона быстрее соберется. Затем игра повторяется. 38. Самолеты Описание: Дети- летчики стоят за линией, нарисованной на земле. На слова воспитателя: " Самолеты полетели" дети отводят руки в стороны и бегают в разных направлениях. На слова: " Самолеты присели" дети приседают, руки опускают вниз. На слова" Самолеты на места! " дети возвращаются за линию и стоят ровно. Выигрывает тот, кто первый прибежал на свое место. 39. Бабочки Описание: Дети- " бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: " бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого. Воспитатель продолжает: " на цветочек беленький все тихонько присели" . Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: " у- у- у" , который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: " бабочки, бабочки, в поле полетели" . Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. 40. Поменяй кубик! Описание: Дети, поделены на 2 равные группы, сидят на стульчиках, на противоположных концах площадки, лицом в центр. На расстоянии метра от стульчиков начертить линии и положить кубики на одной стороне площадки, а обручи на другой. Воспитатель выбирает группу детей( 4- 5) с одной стороны площадки, они встают перед кубиками. На сигнал воспитателя" раз" они нагибаются и берут кубики, а на" два" бегут с ними на противоположный конец площадки, там меняют кубики на обручи и возвращаются на места, поднимают их вверх. Воспитатель проверяет все ли дети правильно поменяли кубики, и хвалит тех, кто не ошибся и первым вернулся на свое место. То же самое проделывает вторая группа, а первая в это время наблюдает и отдыхает. 41. Медведь и дети Описание: Дети стоят за линией с одной стороны площадки. Среди детей выбирают медведя. Медведь сидит в своей берлоге на площадке, в стороне от детей. На слова воспитателя" дети в лесу гуляют" , дети разбегаются по площадке, бегают, прыгают. На слова воспитателя" медведь! " , дети неожиданно замирают на одном месте. Медведь подходит к тому, кто пошевелился, и забирает его. Игра повторяется уже с другим медведем. 42. Гуси- лебеди Описание: На одной стороне площадки определяют место для гусятника, где живут гуси, а на противоположной- поле, где они пасутся. Между полем и гусятником место для волка- волчье лежбище. Одного ребенка выбирают волком. Волк сидит в лежбище, а гуси- в гусятнике. Воспитатель начинает игру словами: " Гуси- лебеди, на поле! " . Гуси вылетают, размахивая крыльями. Через некоторое время воспитатель зовет гусей: " Гуси- гуси, гусенята! " или" Гуси- лебеди, домой, серый волк под горой! " . Дети останавливаются и вместе спрашивают: " Что он там делает? " - " Гусей щиплет" , отвечает воспитатель. - " Каких? " , опять спрашивают дети. - " Сереньких и беленьких. Прибегайте быстрее домой! " . Гуси бегут к себе в гусятник( за линию) , а волк выбегает и ловит их. Пойманных отводит в логово. После 2- х выходов гусей в поле выбирается новый волк. Игра повторяется. 43. Кот и мыши Описание: Из детей надо выбрать" кота" и посадить его сбоку площадки. Остальных детей- " мыши" , сидят в норках( на стульчиках, поставленных полукругом) . В каждой норке по 3- 5 мышей( за кол- вом стульев) . Когда на площадке тихо, нет кота, мыши выходят их своих норок, бегают, собираются в круг, танцуют. На слова воспитателя" кот" , мыши спешат в свои норки. Кот их ловит. Воспитатель отмечает самого ловкого. При повторении игры выбирается новый кот. 44. Кто быстрее? Описание: Дети сидят на стульчиках лицом в середину. Стульчики поставлены в круг, один от другого на расстоянии одного шага. Воспитатель вызывает двух детей, которые сидят рядом. Названные дети выходят за круг и стоят возле своих стульчиков, спиной один к другому. Остальные дети, вместе с воспитателем, громко говорят" раз, два, три, бегите! " . Пара, которая стоит за стульчиками бегут: один ребенок в одну сторону, другой- в другую. Выигрывает тот ребенок, который раньше добежит до своего стульчика. 45. Караси и щука Описание: На противоположных концах площадки чертят линиями две" затоки" , где живут караси. Расстояние между затоками приблизительно 10- 12 шагов. Среди детей выбирается" щука" , которая становится посередине площадки- речки. Все дети" караси" , становятся в шеренгу на одном конце площадки. На слова воспитателя" раз, два, три! " все караси переплывают на противоположный берег, в другую затоку. Щука их ловит. При повторении выбирают другого ребенка" щуку" . 46. Кто быстрее добежит до флажка? Описание: С одной стороны площадки на стульчиках сидят дети перед нарисованной линией. На линию выходят 3- 4 ребенка и встают напротив стульчиков. На другом конце площадки лежат флажки. На сигнал воспитателя" раз! " или" беги! " дети бегут к флажкам, берут их и поднимают вверх, затем кладут на место. Воспитатель отмечает, кто первый поднял флажки. Затем все дети, кто принимал участие, идут и садятся на свои места. На линию выходят следующая тройка или четверка детей. Игра заканчивается, когда все дети поднимут флажки вверх. Игру можно повторить 2- 3 раза. 47. Искатели Описание: Дети встают из своих мест и отворачиваются к стене, закрывают глаза. Воспитатель с другой стороны площадки раскладывает флажки так, чтобы их не было видно. На обговоренный сигнал дети раскрывают глаза и идут искать флажки. Кто нашел, тот садится на свой стульчик с найденным флажком. Когда все флажки будут найдены, дети встают и под песню воспитателя ходят с ними по площадке. Первым в колоне идет тот, кто раньше всех нашел флажок. Дети обходят один раз площадку и садятся на свои места. Игра повторяется. 48. Угадай по голосу! Описание: Дети сидят в кругу. Один ребенок встает или садится в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель не называя имени ребенка, показывает рукой на кого- либо из детей, которые сидят за спиной. Тот, на кого указали, встает и громко называет имя ребенка, который сидит в середине круга. Если ребенок угадал, кто его позвал, он открывает глаза, и они меняются местами с тем, кто назвал его имя. Если не отгадал воспитатель предлагает ему не раскрывать глаза, а еще раз послушать, кто его имя называет. Игра повторяется 2- 3 раза. 49. Передай обручи! Описание: Дети стоят в кругу лицом в центр. Воспитатель берет обручи и на слово" раз! " подает обруч ребенку справа, а на- " два" - ребенку слева. Дети берут обручи за свободные места и, поворачивая туловище, переносят обручи на вытянутые руки вперед, в другую сторону, передают его дальше. Ребенок, у которого окажутся два обруча, выходит на середину и выполняет разные движения с обручами. На слова воспитателя: " Толя, в круг вставай, обручи передавай! " Толя встает, где хочет и на обговоренный сигнал" раз" передает один обруч в правую сторону, на сигнал" два" передает обруч в левую сторону. Игра повторяется 3- 4 раза. 50. Поднеси руки! Описание: Дети стоят в кругу. Воспитатель предупреждает детей, что когда он будет называть птиц, то нужно поднимать руки вверх, а когда будет называть что то другое, то руки не поднимать. Кто ошибется, тот проиграл. 51. Лиса в курятнике Цель: Развивать, внимание, ловкость, выполнение движений по сигналу. Упражнять в беге. Описание: На одной стороне площадки очерчивается курятник. На противоположной стороне – нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – куры. По сигналу воспитателя куры ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «Лиса! »- куры убегают в курятник, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, в нору. Продолжительность игры 4 – 5 раз. 52. Кто бросит дальше мешочек Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета. Описание: Дети сидят вдоль стен или по сторонам площадки. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 – 4 разных цветов. По сигналу воспитателя « бросай » дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше, и говорит: «Поднимите мешочки». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей. Игра повторяется 3 – 4 раза. 53. Зайцы и волк Цель: Развивать у детей координацию движение, ориентировку в пространстве. Упражнять в беге и прыжках. Описание: Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев. На одной площадки зайцы стоят в своих домиках, волк – на другом конце площадки. Воспитатель говорит: Зайки скачут, скок, скок, скок, На зеленый на лужок, Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают – Не идет ли волк. Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают, то присаживаются и оглядываются. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать. Зайцы убегают. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Продолжительность игры 5 – 6 раз. 54. Перелет птиц Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании. Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5- 7 минут 55. Гори, гори ясно! Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге. Описание игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2- 3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо- Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги! После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны( один слева, другой – справа) , стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий. 56. Два мороза Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге Описание игры: играющие располагаются по две стороны площадки, двое водящих становятся по середине( Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос) и говорят: Мы два брата молодые, Два мороза удалые: Я мороз – Красный нос, Я Мороз – Синий нос, Кто из вас решится В путь – дороженьку пуститься? Все играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются их «заморозить»( коснуться рукой) . Продолжительность игры 5- 7 минут 57. Лягушки и цапля Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5- 7 минут 58. Волк во рву Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу. Описание игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается « дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать( коснуться) . Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 5- 7 минут 59. Бездомный заяц Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5- 7 минут 60. Пожарные на ученье Цель: развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну. Описание игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6- 8 раз. 61. Рыбаки и рыбки Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу. Упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле. Описание игры: площадка – «пруд». Вдоль площадки ходит рыбак, а на противоположной стороне – его помощник. В руках старшего рыбака «сеть»( веревка) , на конце – мешочек с песком. Старший рыбак говорит помощнику: «Лови! », и бросает ему конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают веревкой рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место( отчерченное место на площадке) . по сигналу «рыбки, плывите» рыбки снова выплывают из глубокого места. Продолжительность игры 6 – 8 минут. 62. Хромая лиса Количество участвующих детей может быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы. На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого- нибудь из бегущих, т. е. прикоснуться к нему рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы. Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления. Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составляют бег и прыжки. 63. Ястреб Дети собираются, количеством до 16 и больше, во дворе, в саду или в просторной комнате и бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов. Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого- нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями. Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок или свернутый жгут, — если они попадают в него, он считается убитым и из среды детей выбирается на его место другой. 64. Стрекоза Дети собираются во дворе, в саду или в просторной комнате, становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры. Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победителем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы. 65. Палочка- стукалочка С одной стороны площадки посадить детей, поделив их на одинаковые колоны. На расстоянии 1- 2 шагов от них начертить линию, от которой дети будут бегать на противоположный конец площадки, где стоит стул. Под стулом лежит палочка. На линию выходят по одному из каждой колоны и на слово" раз" или" беги" бугут. Кто быстрее вытянит палочку, тот стучит и говорит: " Раз, два, три, палочка- стукалочка, стучи! " , кладет палочку на место и садится на свое место. Колона, в которой ребенок выиграл, получает флажок. Затем выходит вторая, третья пара и т. д. В конце игры подсчитываются флажки. Выигрывает та колона, которая имеет больше флажков. Содержание Мы ребята смелые Щенок Зайчата Ручеек Пастух и коровы Лошадки Меткие стрелки Салют Крокодилы Хитрый лис Собираем урожай Охотники и утки Найди свой цвет Птички и птенчики Цветные автомобили Трамвай Воробышки и кот Поймай комара Мыши в кладовой Кролики Принеси мяч Что спрятано? Попади в круг Возьми что хочешь Лисичка в избушке Через ручеек Кому катить мячик? Маленький мяч догоняет большой Два мяча Попади в предмет Попади в обруч Возьми и поиграй Не звони! Поезд Найди себе пару На прогулку Чья колона быстрее соберется? Самолеты Бабочки Поменяй кубик! Медведь и дети Гуси- лебеди Кот и мыши Кто быстрее? Караси и щука Кто быстрее добежит до флажка? Искатели Угадай по голосу Передай обручи! Поднеси руки! Лиса в курятнике Кто бросит дальше мешочек Зайцы и волк Перелет птиц Гори, гори ясно! Два Мороза Лягушки и цапля Волк во рву Бездомный заяц Пожарные на ученье Рыбаки и рыбки Хромая лиса Ястреб Стрекоза Палочка- стукалочка