a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа кружка по робототехнике для детей 4-6 лет в ДОУ.

Автор: Ершова Ольга Александровна Опубликовано: 2021-12-02 13:10:35

Документы для скачивания

- 375285- 19621500 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Шахты Ростовской области «Детский сад комбинированного вида №28» 346537 г. Шахты, Ростовской обл. , ул. Ландау, 5 т. 26- 00- 31e- mail dou28@ shakhty- edy. ru. «Согласовано» Утверждаю: на педагогическом совет е: заведую щий МБДОУ №28 Шахты протокол № от «_ _ _ » 2021 г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Е. А. Марченко( приказ№_ _ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ г. ) Рабочая программа кружка «Робототехника и лего- конструирование в ДОУ» С рок реализации- 1 год В озраст детей- 4- 6 лет Составитель: Ершова О. А. г. Шахты 2021- 2022 уч. г. Содержание Пояснительная записка……………………………………………. . ………. . 3 Содержание образовательной программы………………………… ……. . . . 10 Учебно- тематический план……………………………………… …………39 Методическое обеспечение рабочей программы………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Условия реализации рабочей программы…………………………………. 52 Список используемой литературы…………………………………. . . . . . . . . . . . . 53 Приложени я ……………………………………………………………. . . …. . 54 Приложение 1. Диагностические карты…………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Приложение 2. Календарный учебный график …………………………… …. 62 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника и лего- конструирование в ДОУ» отнесена к программам технической направленн ости и ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, мо делирования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Ее цель и задачи направлены на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, конструкторских способностей обучающихся. Курс программы предназначен для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников ДОУ целостного представления о мире техники, устройстве конструкц ий, механизмов в окружающем мире. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способност ь в решении проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планирова ть решения и реализовывать их, а также помогает развитию коммуникативных навыков детей за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой деятельности, самостоятельно открыть для себя волшебный мир констру ктора. Содержание программы реализуется в р азличных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно- исследовательской, продуктивной, на основе моделир ования образовательных ситуаций, посредством интеграции все х образовательных областей. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО- технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Совместная деятельность педагога и детей по LEGO- конструированию направлена в первую очер едь на развитие личности ребе нка, его творческого потенциала. З анятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Лего- конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые реб ёнок решает с помощью деталей конструктора.   М оделирование из лего- конструкторов   позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро- группы. Актуальность введения лего- конструирования и робототехни ки в образовательный процесс ДОУ обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию развивающей предметно- пространственной среде, востребованностью разв ития широкого кругозора дошкольников. Актуальность л его- технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как: - определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовы вать новые идеи. - являе тся великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образ овательных областей; - позволяе т педагогу сочетать образование, воспитание и развит ие дошкольников в режиме игры( учиться и обучаться в игре) ; - формируе т познав ательную активность, способствую т воспитанию социа льно- активной личности, формирую т навыки общения и сотворчества; - объединяе т игру с исследоват ельской и экспериментально- проектной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Новизна программы. Новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков детей через такие формы работы как проектную деятельность с использованием конструкторов LEGO. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. В ходе образовательной деятельности дети становятся строи телями, архитекторами и, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.   Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться ин струкциями и чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление. Принципы   Лего- конструирования: - личностно- ориентированный подход( обращение к опыту ребенка) ; - природосообразности( учитывается возраст в оспитанников) ; - сотрудничества( работа в командах, работа в паре, работ а сотворчестве с педагогом) ; - систематичности, последовательности, повторяем ости и наглядности обучения; - от простого – к сложному( одна тема подается с возрастанием степени сложности) ;    - учёт индивидуальных возможностей де тей в освоении конструктивных навыков; - активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; - комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой, проектной; - результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей. Цель программы: Создание благоприятных условий для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создани и действующих моделей на основе LEGO– конструирования. Задачи: Образовательные: 1. Обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности. 2. Обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта. 3. Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструкторов. Развивающие: 1. Развивать наглядно- действенное, наглядно- образное мышление, воображение, память. 2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения детей. 3. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. 4. Сформировать интерес изготавливать несложные конструкции и простые механизмы по образцу, черт ежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели. Воспитательные: 1. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремл енность, усидчивость, организационно- волевые качеств а личности: терпение, волю, самоконтроль. 2. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. Возраст детей: программа адресована для детей 4- 6 лет. Воспитанники проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к данной деятельности. На весь период обучения за планировано 36 учебных часов в год: Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения с учето м возрастных особенностей детей. Формы и режим занятий. Формы организации деятельности направлены на решение конкретных задач и стимулируют развитие потенциального творчества и способностей каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию. Формы проведения занятий: вводны е, традиционны е, практически е, занятия ознакомления, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, компле ксные, интегрированные, диагностические, не традиционные( з анятия- КВН, з аняти я- сюжетно- ролевые игры, т еатрализованные занятия, з анятия- консультации, з анятия- взаимообучения, з анятия- аукционы, занятия- путешествия, з анятия- диалоги, з анятия типа «Следствие ведут знатоки» и др. ) . Режим занятий: Занятия проводятся в рамках проектной деятельности один раз в неделю во второй половине дня в соответствии с са нитарно- гигиеническими требованиями, возрастом воспитанников, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, утвержд ё нных руководите лем образовательной организации 30 минут одно занятие. Совместная деятельность педагога и детей по LEGO- конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребе нка, его творческого потенциала. З анятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом, открывают большие возможности для развития инициативы, будят по ложительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. По итогам работы каждого раздела оформляется выставка детских работ, которую могут посетить дошкольники, родители и педагоги. Ожидаемые результаты. 1. Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, развита познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива. 2. Сформированы конструкторские умения и навыки различать виды к онструкций и соединений деталей, изготавливать несложные конструкции и простые механизмы, анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. 3. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно- исследовательской и технической деятельности. 4. С формированы основы безопасности собственно й жизнедеятельности в окружающем мире. 5. С формированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, работать в команде, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. 6. Повысится качество образовательного процесса при подготовке детей к школе через образовательную робототехнику и лего- конструирование. 7. Ребенок овладеет разными формами и видами творческо- техни ческой деятельности, знаком с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. 8. Выявлены дети с признаками одаренности и будет продолжена работа с ними в процессе обучения конструированию и образовательной робототехнике. 9. Развита мелкая моторика рук, эстетический вкус. 10. Выражена активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приоб щению к техническому творчеству. Формы контроля и подведения итогов реализации результатов: - наблюдение; - тематические выставки; - создание коллективного выставочного проекта; - создание индивидуальных конструкторских проектов; - представление моделей, сделанных совместно с родителями; - открытые мероприятия, презентации детских работ родителям, сотрудникам, воспитанникам ДОУ; - мониторинг степени удовлетворённости родителей работой объедине ний дополнительного образования; - мониторинг участия в смотрах, различных конкурсах совместно с родителями; - творческий отчёт воспитат еля о работе кружка на педсовете. Оценка освоения программы «Робототехника и лего- конструирование в ДОУ» проводится в форме педагогической диагностики в начале и в конце учебного года. ( Приложение 1) .   2. Содержание программы «Робототехника и лего- конструирование в ДОУ» Календарно- тематический план занятий для детей 4- 6 лет. № п/ п Месяц, раздел Тема Задачи Содержание Сентябрь 1 Вводное занятие. Правила ТБ. Введение в робототехнику Формировать у детей пра вила поведения, безопасности во время занятий Беседа, знакомство детей с техникой безопасности работы и правилами поведения. Беседа «Б езопасность при работе и сборке» 2 Вертушка. Знакомство с понятиями энергия, сила, трение, вращение; изучение свойств материалов и возможностей их сочетания; формирование навыков сборки деталей; изучение название деталей из набора « LEGOEDUCATION » Теоретическая часть: беседа с детьми об отдыхе летом. Практическая часть: с амостоятельное выполнение построек, рассказ о своей постройке 3 Волчок. Закрепление понятия энергия, введение понятия чистый эксперимент, знакомство с методами измерения, изучение вращения. Теоретическая часть: беседа, показ, прослушивание инструкции воспитателя для соединений постройки. Практическая часть: работа с мелкими деталями. Со единение по схеме работы. Индивидуальная работа с детьми 4 Перекидные качели. Введение понятий равновесие, точка опоры; закрепление понятия энергия; изучение рычагов. Теоретическая часть: беседа, показ, прослушивание инструкции для соединений постройки. Практическая часть: работа с мелкими деталями. Соединен ие по схеме работы. Октябрь 5 Плот. Закрепление понятия равновесие; введение понятий выталкивающая сила, тяга и толчок, энергия ветра; тренировка навыка сборки деталей. Теоретическая часть: беседа, показ иллюстраций, прослушивание инструкции воспитателя для соединений постройки. Практическая часть: работа с мелкими и крупными деталями. Соединение по схеме работы, следить за последовательностью работы. Индивидуальная работа с детьми 6 Пусковая установка для машинок. Закрепление понятий энергия, трение, тяга и толчок; изучение работы колеса. Теоретическая часть: расс матривание иллюстраций, рассматривание схем, сравнение и различие между иллюстрацией и схемой. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Самостоятельное выполнение построек, рассказ о своей постройке 7 Измерительная машина. Закрепление понятий энергия, трение, тяга и толчок; изучение работы колеса; изучение методов стандартных и нестандартных измерений. Теоретическая часть: беседа по плану работы. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор к е 8 Хоккеист. Закрепление понятий энергия, сила; изучение основы законов движения механизмов; изучение методов стандартных и нестандартных измерений. Теоретическая часть: беседа по сборке. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор ке Ноябрь 9 Новая собака Димы. Закрепление понятия трения; знакомство с ременной передачей; тренировка навыка сборки деталей. Теоретическая часть: Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор к е 10 Переправа через реку. Научиться применять на практике знания и навыки, касающиеся особенностей конструкций, вопросов прочности, методов измерений. Теоретическая часть: рассматри вание иллюстраций переправ, выделение характерных особенностей переправы, и зучение послед овательности соединений деталей Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор ке 1 1 Жаркий день. Научиться применять на практике ЗУН, касающиеся использования энергии ветра, применения шестерен и блоков, использования вращательного движения. Теоретическая часть: беседа о том, как можно спастись в жаркий день от солнца. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. И ндивидуальная работа, помощь при сбор ке 12 Пугало. Научиться применять на практике ЗУН, касающиеся применения шестерен и блоков, вопросов устойчивости. Теоретическая часть: рассматривание иллюстраций, выделени е характерных особенностей пугало, и зучение послед овательности соединений деталей Практическая часть: ра бота с мелкими деталями. Индивидуальная работа, помощь при сбор ке Декабрь 13 Качели. Научиться применять на практике ЗУН, касающиеся вопросов устойчивости, условий равновесия, особенностей конструкций. Теоретическая часть: беседа о том, что такое качели и какие качели бывают. Практическая часть: обыгрывание, по своему сюжету. Индивидуальная работа, помощь при сбор ке 14 Игрушка- каталка. Развивать умения следовать устным инструкциям педагога. Закреплять полученные навыки и умения, работу парами Теоретическая часть: б еседа о предстоящей постройке, последовательности работы. Практическая часть: самостоятельное выполнение пост роек, рассказ о своей постройке 15 Птица. Учить делать постройку из цветных блоков, разбирать схем ы, работать парами, планировать свою работу. Развивать чувство цвета и симметрии Теоретическая часть: Объяснение подготовки материала для изготовления поделок, разбор схем. Запоминание последовательности работы. Практическая часть: создание модели. Индивидуальная работа, помощь при сбор ке. Рассказ о своей постройке 16 Дрель. Развивать фантазию и конструктивное воображение. Учить собирать постройки по схеме. Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор к е. 17 Карусель. Закрепить конструкторские навыки. Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Повторение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор к е Январь 18 Аттракцион. Развивать фантазию и конструктивное воображение. Развивать умения следовать устным инструкциям педагога. Закреплять полученные навыки и умения, работу парами. Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: рассматривание картин, сх ем, словарная работа. Б еседа и об суждение по сборке. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: раб ота с мелкими деталями по схеме. Рассказ о своей постройке Индивидуальная работа, помощь пр и сборке 19 Бульдозер. Закрепить умение работать по группам, создавая в целом единую работу. Умение соединять детали по схеме( образцу) . Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Распределение обязанностей в подгруппе. Б еседа и обсуждение по сборке. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборе. 20 Самолёт. Закрепить полученные знание, умение фантазировать, развивать чувство ритма и цвета, работать в подгруппе Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Бесед а и обсуждение по сборке. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь п ри сборке Февраль 21 Миксер. Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора. Закреплять умение следовать инструкций. Знакомство с деталями для крепления винтов. Теоретическая часть: беседа, обсуждение предыдущих построек, закрепление правил построек. Практическая часть: работа парами в создании постройки. Индивидуальная работа, помощь при сбор к е. Рассказ о своей постройке 22 Спасательная лодка. Закреплять умения работать по ин струкции. Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке машин. Изучение сходства и различия между техникой. Закрепление последовательности работы. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор ке 23 Строительный ковш. Учить заран е е обдумывать содержание буду щей постройки, называть тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор ке. Рассказ о своей постройке. 24 Мотоцикл. Учить детей самостоятельно выбирать тему постройки, находить нужные детали будущей постройки, самостоятельно объединяться в подгруппы. Закреплять полученные навыки Теоретическая часть: рассматривание предыдущих работ, компьютерная презентация, словарная работа. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: самостоятельная работа детей. Рассказ о своей работе. Индивидуальная работа, помощь при сбор к е Март 25 Заводная машинка. Учить создавать объёмную постройку, передавая характерные особенности постройки. Развивать навыки анализа постройки. Закреплять умение следовать инструкции Теоретическая часть: обсуждение, п редыдущих построек, правил постройки. Практическая часть: работа парами в создании постройки. Индивидуальная работа, помощь при сбор к е. Анализ своей работы 26 Подъёмный кран. Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора. Закреплять умение следовать инструкции. Воспитывать усидчивость, работать сообща в команде Теоретическая часть: словарная работа. Беседа и об суждение по сборке постройки. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор к е. Рассказ о своей постройке 27 Погрузчик. Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора. Закреплять умение следовать инструкции. Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборе. Рассказ о своей постройке 28 Мусоровоз. Учить работать согласованно, распределяя обязанности в подгруппах Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Знакомство с видами специальной техники. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор к е. Рассказ о своей постройке Апрель 29 Молот. Развивать навыки анализа объекта, его формы средствами конструктора. Закреплять умение следовать инструкции. Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: беседа, словарная работа, обсуждение правил постройки. Практическая часть: работа парами в создании постройки. Индивидуальная работа, помощь при сборке. Рассказ о своей постройке 30 Механическая хлопушка. Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора. Закреплять умение следовать инструкции Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборе. Рассказ о своей постройке 31 Вертолёт. Закрепить полученные навыки постройки. Учить заран е е обдум ывать последовательность сборки, при соединять двигатель к постройке. Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа Беседа и обсуждение по сборке церкви. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор к е. Рассказ о своей постройке 32 Самосвал. Закрепить навыки, полученные на занятиях. Учить самостоятельно объединяться в группы, подгруппы, о бсуждая совместно план действий. Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: беседа, обсуждение, предыдущих построек, правил постройк и. Практическая часть: работа парами в создании постройки. Рассказ о своей постройке Май 33 Самолёт с ременной передачей. Развивать фантазию, самостоятельность при замысле. Закрепить полученные навыки, у мение самостоятельно строить в группе, подгруппе. Воспитывать внимательность, усидчивость Теоретическая часть: беседа, обсуж дение предыдущих построек, правил построек. Практическая часть: работа парами в создании постройки. Рассказ о своей постройке 34 Механическая машинка. Учить строить объемные конструкции различными способами. Развивать мелкую и крупную моторику рук, умение работать в коллективе. Развивать фантазию, творчество. Способствовать развитию мышления, связной речи Теоретическая часть: обсуждение предыдущих построек, правил построек. Практическая часть: работа в подгруппах создании постройки. 35 Тепловоз. Учить строить различные конструкции различными способами. Развивать мелкую и крупную моторику рук, умение работать в коллективе. Развивать мышление, память. Воспитывать патриотизм к малой родине. Способствовать развитию мышления, связной речи Теоретическая часть: беседа, обсуждение, предыдущих построек, правил построек. Практическая часть: работа в подгруппах создании постройки. 36 Свободное творчество. Закреплять полученные навыки. Развивать творческую иници ативу и самостоятельность. Закреплять умение работать группами и подгруппами. Развивать фантазию и конструктивное воображение Теоретическая часть: рассматривание схем, словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке работы. Изучение последовательности соединений деталей. Практическая часть: работа с мелкими деталями по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сбор ке. Оформление выставки «Моё творчество» 3. Методическое обеспечение программы Особенности реализации программы предполагают соче тание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работ ы в группе. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей и возрастных особенностей обучающихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы путем активного включения в творческую деятельность. Технология проектной деятельности поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи так как: - помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов; - возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах и основывается на оригинальности мышления, - позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно- значимого продукта. Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Методы и приёмы обучения Методы Приёмы Наглядный Рассматривание на занятиях готовых п о строек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Информационно- рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов( зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними( на, под, слева, справа) . Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, по схеме, по условиям, беседа, упражнения по аналогу) Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Проблемн ый Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий( предметов) , самостоятельное проектирование для закрепления те оретических знаний и осуществления соб ственных незабываемых открытий. Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Частично- поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога. Программное обеспечение программы включает в себя 2 вида конструкторов: « LEGODACTA », « LEGODUPLO », как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сдела нную своими руками модель. Дидактические материалы: - схемы построек; - модели; - техноло гические таблицы; - альбомы с фо тографиями объектов архитектуры; - альбомы с фотографиями построек; - картотека иг р; - цветные иллюстрации, картинки; - фотографии; - образцы; - игрушки; - материалы для оформления родительских уголков( в соответствии с комплексно- тематическим планированием) ; - лег о- конструкторы. 4. Условия реализации п рограммы 4. 1. Организация развивающей предметно- пространственной среды Важную роль в реализации программы «Робототехника и лего- конструирование в ДОУ» играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно- пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществ лять на практике цели и задачи п рограммы и применять личностно- ориентированные технологии обучения. Создание развивающей предметно- пространственной среды происходит с учетом принципа интеграции образовательных областей и является: - содержат ельно- насыщенной; - развивающей; - трансформируемой; - полифункциональной; - вариативной; - доступной; - безопасной; - здоровьесберегающей; - эстетически- привлекательной. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. Среда  не ограничивает детскую инициативу,  а наоборот, предоставляет возможности для проявления развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге- учит учиться. 4. 2. Взаимодействие с родителями. Методические рекомендации « Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором». Мастер- класс « Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами ». Размещение в группах папок- раскладушек с консультациями. Выступления на родительских собраниях. Открытые занятия. Семинар- практикум. Фотовыставки. Памятки. Выставки детских работ. Участие в районных выставках детского творчества. 5. Список литературы 1. Комарова Л. Е «Строим из Lego »( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego) . - М. ; Линка Прес, 2001г. 2. Куцакова Л. В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика- Синтез 2010г. 3.  Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М. ; Академия, 2002г. - 192с. 4. ФешинаЕ. В. « Лего- конструирование в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 114с. Список сайтов http: / / www. int- edu. ru/ http: / / www. lego. com/ ru- ru/ http: / / education. lego. com/ ru- ru/ preschool- and- school Диагностика уровня знаний и умений по LEGO- конструированию и робототехнике у детей 4- 7 лет по методике Т. В. Фёдоровой Уровень развития ребенка Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме Умение правильно конструировать поделку по замыслу Высокий Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях( название предмета, его назначение, особенности строения) . Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. Самостоятельно работает над постройкой. Средний Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. Низкий Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

Оставить комментарий: