a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер - класс

Автор: Абушахманова Ильмира Раисовна Опубликовано: 2021-12-07 16:53:47

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 города Кузнецка Мастер- класс «Использование наглядных пособий в подготовке дошкольников к обучению грамоте» Подготовила: воспитатель Абушахманова И. Р. Кузнецк. 2021г. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста  – довольно сложный процесс. Пяти- шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные понятия. На помощь приходит игра. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. 1 слайд Тема. Первое дидактическое пособие, которое я хочу представить – это «Звуковые и слоговые рамки». В сравнении с фишками, которые мы используем для звукового анализа слов, рамки более крупный дидактический материал, они многофункциональны и легко трансформируются. Это пособие универсально для обучения звуковому анализ у слова, при делению слова на слоги. Подготовит ь детей к обучению грамоте можно не только сидя за столом, но и в движении. Ребенок оказавшись внутри рамки, сам занимает позицию звука в слове, составляет слова и слоги, тем самым усваивает материал легче и быстрее. 2 слайд( звуковые и слоговые рамки) Данные многофункциональные рамки я использую в разных игровых заданиях: Игра. «Найди звуковую схему слова»( раздаю в зал 5 картинок с целью выбрать 1 участника к игре) П еред вами звуковая схема слова, я вам раздам картинки, а вы посмотрите и догадайтесь, чья картинка подходит под предложенную звуковую схему слова. ( Если дети испытывают затруднения, я загадываю загадку) О тгадайте загадку. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. ( Книга) Пройдите, пожалуйста, с картинкой к схеме( которая выложена на полу) Что у тебя изображено на картинке? ( Книга) Тебе нужно пройт и по дорожке, наступая в рамку и называть каждый звук по порядку. Назови первый звук в слове книга? Какой это звук? Шагни в первую рамку. ( Ребенок проходит все звуковые рамки, называя по порядку все звуки слова «книга». Сколько гласных звуков в слове книга? Назови их. Сколько твердых согласных звуков в слове книга? Назови их. Сколько мягких согласных в слове книга? Назови их. Сколько всего звуков в слове книга? ( было трудно, но ты справилась с заданием) 3 слайд( Звуковая схема слова « к нига ». 4, 5, 6 слайд З вук – мы слышим и произносим. Буквы видим, читаем и пишем. Звуки бывают гласными и согласными. Согласные звуки мягкими и твердыми. Твёрдые согласные звуки обозначаются на схемах  синим   цветом, мягкие –  зелёным, г ласные звуки красным цветом) 7слайд( звуковая схема слова книга) Одни дети самостоятельн о пройдут по звуковой дорожке, называя звуки данного слова, а другим, кто затрудняется я кладу подсказки буквы. Такие с хемы слов позволяют моделиро вать процесс звукового анализа слова, осуществляя его в движении. 8 слайд( Игра « Звуковая дорожка ») Второй вариант игры. «Определи позицию звука в слове» С помощью таких рамок можно определить позицию звука в слове. - Я назову слово, а ты встань в рамку, ко торая обозначает первый звук. «Луна», «р ека» А теперь выбери рамку, которая обозначает последний звук слова «луна», «дом» Также можно найти второй, третий звук в слове. 9 слайд( Игра «Определи первый звук в слове» Иногда эти рамки использую для разделения детей на 3 команды: на гласные и согласные- мягкие и твердые звуки. Раздаю детям картинки и предлагаю найти и встать в рамку, которая обозначает первый звук слова. Таким способом они делятся на 3 команды. 10 слайд( Р азделение на 3 команды) Слоговые рамки я использую, когда делим слова на слоги. ( рамки разложены в 3 дорожки( красная, синяя, зеленая) в конце дорожки подставки с играми) Загадываю загадки для выбора 3- х участников игры м астер- класса « Слоговые рамки» Отгадайте загадки: Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. ( Береза) Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. Но зато красавица – Всем ребятам нравится! ( Лиса) Хоть имеет много ножек, Все равно бежать не может. Вдоль по листику ползет, Бедный листик весь сгрызет. ( Гусеница) ( Участник и, отгадавшие зага дки, выходят для участия в игре) - Я предложу вам выбрать свою дорожку, ориентируйтесь на картинку в конце дорожки, согласно отгаданной з агадке. Занимайте свои места. - Сначала мы измери м длину слова хлопками в ладоши, стоя на месте. - Сколько раз ты хлопнул а в ладоши? - Значит твое слово длинное. - А сейчас мы измерим длину слова шагами? - Пройди по дорожк е, проговаривая слово по слогам, в слух. - Делаешь шаг, называешь слог. - Твое слово длинное, а твое слово самое длинное. - Переверните разрезные картинки- Какое задание тебе нужно выполнить? - А ты догадался, какое задание у тебя? ( Одному участнику н ужно собрать слово из букв, другому нужно сост авить звуковую схему слова, третьему нужно выбрать цифру, обозначающую количество слогов) Такие многофункциональные рамки являются универсальными средствами для успешного усвоения грамоты. Они обеспечивают восприятие – сочетание зрительных, слуховых, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Эти рамки я использую и в других видах деятельности: в изобразительной, двигательной, игровой. 1 1- 1 2 слайд( Слоговая дорожка) Второе пособие – это сенсомоторная игра «Веселые прыжки». Это пособие помогает закрепить навыки звукового, слогового анализа, развивает фонематический слух. Чтобы ребёнку было легче усвоить  структуру слова, нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал.   Пособие «Веселые прыжки» можно использовать не только в подготовке к обучению грамоте, но и в развитии математических представлений, в совершенствование координации движений, и для укрепления отдельных групп мышц. П риглашаю одного желающего на игру. - По этой дорожке мы будем прыгать на двух ногах, стараясь точно наступить на след. - Я буду называть слова, которые нужно разделить на слоги. ( Кубики, лимоны) ( В руках я держу цифровой веер) - Найди на веере цифру обозначающую, сколько раз ты прыгнула. - А теперь я буду называть звуки, прыгни только когда услышишь гласный звук. 13 слайд( Фотографии упражнений детей с пособием) Я приглашаю тебя в волшебный сад. - Что растет в саду на деревьях? - Буквы- Гласные и согласные- Вот какой необычный урожай в этом году, на деревьях в саду растут буквы. - А что мы будем собирать? - Выбери картинку. - М ы бу дем собирать «малину» в корзину из букв. - Какой первый звук в слове «малина»- Выбери букву. Расположи их в корзинке по порядку. В самом верхнем ряду собери слева направо слово «малина» Прочитай слово. Вот какой урожай мы собрали! Забери корзинку с собой. Это пособие можно использовать при изучении разных лексических тем. Подготовка к обучению грамоте- ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он о будет п роходить, во многом зависит от нас, н ашего терпения, доброжелательности. Представленные мною пособия, надеюсь вас заинтересовали и вдохновили на использование в работе с детьми. Спасибо за внимание! 1 4- 18 слайд( Фотографии игры «Волшебный сад » с детьми)

Оставить комментарий: