a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОУ "Использование сенсорной комнаты в работе с "агрессивными детьми"

Автор: Дудина Кира Владимировна Опубликовано: 2021-12-07 22:20:57

Документы для скачивания

Конспект мастер- класса « И спользовани е сенсорной комнаты в работе с «агрессивными детьми » Цель: совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов- психологов ДОУ для более успешного осуществления коррекционно- развивающей работы с «агрессивными» детьми с использованием ресурсов сенсорной комнаты. Задачи: ознакомление с методами и приемами профилактической и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, демонстрирующими агрессивное поведение; ознакомление с возможностями сенсорной комнаты для осуществления работы с «агрессивными» дошкольниками; о знаком ление участников мастер- класса с опытом работы в данном направлении; овладение приемам и работы с «агрессивными» дошкольниками в условиях сенсорной комнаты; развитие интереса к данному направлению деятельности педагога- психолога ДОУ. Оборудование: мультимедийная аппаратура, маты, подушечки с гранулами, пузырьков ые колонн ы, фибердуш «Солнышко», п роекционный дизайн «Виртуальная реальность»; настольная игра для психологической работы «Опасности волшебного леса»( автор: Хухлаева О. В. ) ( игровое поле, кубик, шкатулка с фишками, карточки с заданиями – по одной карточке с заданиями от каждого гнома) ; презентация «Волшебный лес»; музыкальное сопровождение – аудиозапись мелодии «Мистическая музыка для детей», аудиозапись мелодии «Музыка для релаксации. Звуки природы». План проведения мастер- класса: Приветствие. Теоретическая часть( психолого- педагогическое обоснование и актуальность проблемы) . Практическая часть( организация занятия в сенсорной комнате) . Подведение итогов. Рефлексия. Ход мероприятия: 1. Вступительное слово ведущего. « Сенсорная комната – один из инструментов психологического сопровождения образовательных отношений, важная составляющая формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об использовании ресурсов сенсорной комнаты для развития эмоционально- личностной и волевой сферы дошкольников, познакомимся с приемами работы в сенсорной комнате по профилактике и коррекции проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста». 2. Теоретическая часть. Л екция « Приемы работы в сенсорной комнате с агрессивными детьми ». « В Психологическом словаре приводится следующее определение агрессии: это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения( одушевленным и неодушевленным) , приносящее физический ущерб людям( отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д. ) . Агрессивное поведение может проявляться в разных видах: физическая и вербальная агрессия, раздражение, негативизм и косвенная агрессия. Все эти виды агрессии наблюдаются у людей всех возрастов, в том числе и у дошкольников, а иногда они проявляются с самого раннего детства. Но в каком бы виде ни проявлялась агрессия, она доставляет немало неприятностей как «жертве», так и самому «агрессору». Повышенная агрессивность отдельных детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Различные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Обычно, с развитием эмоционально- волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, проявления детской агрессивности в старшем дошкольном возрасте у большинства детей снижаются. Но у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности. В итоге теряются возможности полноценного общения агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное развитие, возникают трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации и успешности учебной деятельности. Поэтому своевременная профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день являются весьма актуальными. Целью работы с агрессивными дошкольниками является психологическая поддержка детей, имеющих повышенный уровень внутренней и внешней агрессии. Агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Поэтому задачами работы с агрессивными детьми могут б ыть следующие: – разви ва ть способность осознания и принятия детьми собственного чувства гнева; – обуч ать способам отреагирования гнева в приемлемой форме; – обуч ать приемам саморегул яции своего эмоционального состояния; – формирова ть произвольно е поведени е; – разви ва т ь коммуникативны е навык и; – стимул ировать проявление у детей гуманны х чувств по отношению к сверстникам; – формирова ть способност ь использовать агрессивные действия в социально желательных целях; – сни зить тревожность, формирова ть довери е к миру; – разви ва ть позитивны е эмоци и, положительн ую самооценк у, повыш ать самоуважени е. По мнению психологов Мониной Г. Б. и Лютовой Е. К. , авторов книги «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям, доброта, сочувствие, сопереживание и т. д. Одним из лучших способов выражения гнева считается прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева, причем, в вежливой форме. Но поскольку маленькие дети не всегда могут вербализовать свои мысли и чувства, то их следует учить переносить чувства на неопасные объекты. Если выстраивать работу целенаправленно и последовательно, постепенно ребенок научится направлять гнев не на людей, а на неодушевленные предметы, выплескивать его в игровой форме. Для этого целесообразно иметь резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д. Агрессивным детям часто свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей полезны любые релаксационные упражнения. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию только потому, что не знают других способов выражения своих чувств, поэтому задача взрослых – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Для этого подходят беседы и ролевые игры, которые помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события. Ведь иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а потому, что не знают, как можно сделать по- другому. Для развития эмпатии и формирования других положительных качеств личности полезно совместное чтение взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме того, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории. Известный практикующий психолог, автор книг по детской психологии Хухлаева О. В. считает, что часто, особенно если ребенок активен, за агрессивным поведением детей скрываются их страхи: защитную агрессию, которая выражается в стремлении драться, защищать свои границы, может вызвать страх смерти; деструктивная агрессивность, неорганизованность и забывчивость, стремление нарушать правила, действуя напрямую или исподтишка, вызывается социальными страхами; демонстративная агрессивность, стремление привлечь внимание любыми доступными способами, в том числе и нарушениями социальных норм, возникает из боязни самовыражения. Страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают им полноценно развиваться. Последствия детских страхов – это болезни, снижение учебной мотивации, плохая успеваемость, нарушения поведения, коммуникативные трудности. О. В Хухлаева предлагает разнообразные формы работы с детскими страхами: упражнения, направленные на снижение у детей агрессивности и страхов, терапевтические сказки- метафоры, а также настольную игр у- « ходилку » «Опасности волшебного леса», в которой нужно не просто бросать кубик и передвигать фишку, а выполнять разнообразные задания гномов, обитающих в волшебном лесу. Задания от гномов направлены на эмоциональное отреагирование разнообразных страхов. Выполняя эти задания, ребенок получает возможность идентифицироваться со своими страхами и получить над ними контроль. Кроме того, страхи становятся смешными и веселыми, перестают быть пугающими. У детей появляется возможность снять напряжение, вызванное страхом. Таким образом, работа с детскими страхами помогает в коррекции агрессивного поведения. Все перечисленные выше направления и подходы в работе с детской агрессией с успехом могут быть реализованы в условиях сенсорной комнаты. Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы. В ней с помощью варьирования различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребенка. Пребывание в сенсорной комнате способствует коррекции и улучшению эмоционального состояния: снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности. Осуществляется профилактика эмоциональных нагрузок. Ф ормируется адекватная самооценка, развиваются навыки позитивного общения и взаимодействия, что особенно актуально для профилактики и коррекции агрессивного поведения. Данные направления реализуются через систему различных мероприятий( упражнений, тренинги, занятия, беседы и т. д. ) , которые проводятся с детьми в условиях сенсорной комнаты. Так, на каждом занятии должна проводиться р елаксация, особенно полезная для агрессивных детей. Наилучшая релаксационная поза: лёжа на спине. Ребёнок смотрит на визуальные эффекты, создаваемые интерактивным оборудованием тёмной сенсорной комнаты, мышцы рук, ног, туловища, лица расслаблены. Полное расслабление мышц ведет к состоянию покоя, отдыха, восстановлению сил. Использование оборудования релаксационного блока сенсорной комнаты позволяет создать атмосферу безопасности и спокойствия. В нашем ДОУ имеется сенсорный уголок с воздушно- пузырьковыми колоннами, зеркалами, основой в виде мягкого пуфа( в комплект входят рыбки) . Воздушно- пузырьковые колонны сочетают в себе визуальный эффект, зрительную стимуляцию, релаксацию, стимуляцию тактильных ощущений и богатый спектр тактильных возможностей. Успокаивающее движение воды, плавная смена цветов и оттенков, движущиеся внутри колонны пузырьки и рыбки помогают избавиться от беспокойства, тревоги, напряжения и стресса. Особой любовью детей пользуется «сухой бассейн». В нашей сенсорной комнате «сухой бассейн» дополнен комплектом прозрачных пластмассовых шариков. Находясь в нем, дети получают точечный массаж всего тела, который позволяет снять нервные зажимы, улучшает кровообращение, тонизирует организм ребенка. Кроме того, стимулируется поисковая деятельность( детям предлагается найти в бассейне шарики, рыбок, небольшие игрушки) , снижается уровень психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности. Также у нас имеется фибердуш «Солнышко» на пульте управления. Основание интерактивного подвесного модуля выполнено в виде объемного «солнышка» ярко- желтого цвета с лучиками разной длины. Из основания ниспадает пучок фиброоптических волокон, создавая необычный световой эффект. Модуль оснащен пультом управления, который позволяет выбирать режимы светоэффектов, задавать цвета и оттенки, регулировать яркость. Служит для релаксации, снятия стресса и напряжения, развивает тактильные ощущения и моторику, служит зрительной стимуляции, развитию фантазии. Потолочная панель «Галактика» с оздает в сенсорной комнате имитацию звездного неба. Представляет собой подвесную панель, выполненную из высокопрочного, очень легкого по весу, пластика. Оригинальные световые эффекты обеспечивают фиброоптические нити, вплетенные в изделие. Служит для релаксации, снятия стресса и напряжения, способствует развитию зрительного восприятия, сосредоточения, зрительной стимуляции. Любуясь «ночным небом» со светящимися точками «звезд», дети приходят в умиротворенное состояние, снимают накопленную усталость. Проекционный дизайн «Виртуальная реальность». Создает проекцию живых анимаций в помещении. Изображения создаются с помощью короткофокусного проектора. Проекции сменяют друг друга через определенные заданные промежутки времени. Оказывает релаксирующий эффект, служит для зрительной стимуляции.   Либо может быть использован для демонстрации фоновых изображений( презентаций) для создания соответствующей атмосферы на занятии. Напольные маты служат для создания мягкого пола, на котором ребенок мо же т лежать, сидеть, двигаться без риска ушибов. Маты можно использовать для отдыха, релаксации. Пуфы мягкие в виде груши. Отдых в кресле- груше, принимающем комфортную форму для тела сидящего, снижает двигательный тонус, расслабляет и снимает эмоциональное напряжение, а в сочетании с наблюдениями за световыми стимулами развивает воображению, фантазию. Подушечки с гранулами используются для отдыха, релаксации, различных упражнений. Применя ется звуковоспроизводящая аппаратура с набором аудиокассет или дисков с записями звуков природы, классической музыки для упражнений и релаксации. Использование музыкального сопровождения с ущественно повышает эффективность релаксационных упражнений. В процессе психологической разгрузки обычно используются произведения, исполняемые в медленном темпе со спокойно- повествовательным или умиротворяющим воздействием, акустические эффекты: шум дождя, морского прибоя, шум листвы, журчание ручья. Возможно применение ароматерапии при наличии соответствующих условий и специального оборудования. Для работы с детьми рекомендуется использовать аромамасла грейпфрута, апельсина, розы, лимона, мяты, сосны. Запахи сандала, ромашки, лаванды, бергамота способствуют расслаблению. Уменьшают утомление, тревогу, умственную усталость ароматы базилика, герани, жасмина, сосны. Оборудование сенсорной комнаты может применяться на только для релаксации, но и для других целей. Например, в работе с гневом используется: для выражения вербальной агрессии: игра « Обзывалки » с применением шариков; «Попроси мячик»( шарики) ; «Мешочек для криков», игра « Жужа »; для выражения физической агрессии: «Метание мячей» с применением шариков и «сухого бассейна»; «Два барана»( мат, модуль) , « Толкалки »( мат) , подушки, которые можно побить, попинать; «Защита крепости»( модуль, бассейн, шарики) . При обучении навыкам распознавания и контроля негативных эмоций используется: зеркало, для определения эмоций; маты, при работе с ощущениями в теле; музыка, для релаксации. Проводится игра: «Я вижу…»( проектор с картинками) . И конечно, в сенсорной комнате можно играть в разнообразные словесные игры, беседовать, слушать и сочинять истории и сказки для формирования способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Можно разыгрывать ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты. В них ребёнок учится чувствовать состояние другого человека, вставая на его позицию, оценить своё поведение со стороны. Слушая сказки, дети учатся определять добрых и злых героев, хорошие и плохие поступки. Укомплектованная специальным оборудованием, использование которого направлено на релаксацию и активизацию психической деятельности детей, сенсорная комната является незаменимым помощником в коррекции негативных проявлений в поведении детей: агрессивность, чрезмерная двигательная активность, тревожность ». 3. Практическая часть – профилактическое з анятие по развитию эмоционально- волевой сферы старших дошкольников – профилактика и коррекция агрессивного поведения – посредством и спользования сенсорной комнаты « Загадки в олшебно го леса ». - Сейчас, уважаемые коллеги, мы с вами познакомимся с некоторыми приемами работы с «агрессивными детьми » в условиях сенсорной комнаты. Я пригла шаю вас отправиться вместе со мной в сказочный лес. Участники под «Мистическую музыку для детей» проходят друг за другом в сенсорную комнату и останавливаются в кругу. На стене – проекция сказочного леса. Все вместе произносят слова приветствия: Здравствуй, лес, д ремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь, – мы свои! Ведущий: «Давайте присядем и полюбуемся, ведь лес, который нас окружает, действительно необычный, сказочный. В лесу не нужно шуметь, чтобы не испугать лесных обитателей. Нужно вести себя тихо. И тогда волшебный лес обязательно откроет нам все свои тайны и загадки. Как вы думаете, кто может жить в сказочном волшебном лесу? ( Ответы участников) . - Верно, это могут быть сказочные животные и птицы, которые умеют разговаривать, и разные сказочные существа: феи, эльфы, тролли, волшебники. А в нашем волшебном лесу обитают гномы( на стене – проекция – гномы из игры «Опасности волшебного леса») . - Давайте вспомним, как их зовут. Первой нас встречает гномик Добролина. Почему её так зовут? ( ответы участников: «она добрая», «учит нас быть добрыми», «учит совершать добрые поступки») - А это гном Неправин. Почему его так называют? ( «он всё делает неправильно», «всё делает наоборот», «он надел башмак не на ног у, а на голову») . - Этого гнома зовут Бояськин. Какой он? ( «он всего боится», «хочет спрятаться», «зажмурился от страха») . Он разрешит нам пугаться и пугать друг друга. - Дальше нас встречает…Поболтушка. Она любит много разговаривать и болтать без умолку. И нас она тоже попросит улыбаться, болтать и рассказывать истории. - Еще в волшебном лесу живет гном Смехотун. Что он нам разрешит? ( «посмеяться и рассмешить друг друга») . - А это кто такой? Это гном, которого зовут Злюкодав. Как вы думаете, от какого слова образовалось его имя? ( «злой», «злость», «злюка») . - Если бы мы не знали, как его зовут, могли бы мы догадаться, что он злой? Как бы мы об этом догадались? ( «по его лицу: нахмурил брови, надулся; по движениям: размахивает руками, сжал кулак ») . - Как вы думаете, почему он злится? Кто мог его разозлить? А когда вы злитесь и на кого? ( Ответы участников) . Перед выполнением следующего упражнения проектор следует выключ и т ь. - Сейчас мы выполним упражнение «Драка»( участники встают в круг) . П редставьте себе, что в ы с другом сильно поссорились. Вот- вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко- накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! »( выполняется 2- 3 раза) . - На лесной полянке нам улыбается ласковое солнышко. Давайте подойдем и встанем поближе( участники располагаются в кругу под фибердушем) . - Представьте себе, что у солнышк а есть добрые глазки и рот, котор ый расплылся в широкой улыбке. Выполняем упражнение «Улыбка»: у лыб нит есь солнышку в ответ и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек … Д ышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка( повторить 2- 3 раза) . Поиграем немного с ласковыми солнечными лучиками: погладим их, соберем несколько лучиков вместе и полюбуемся на яркие букетики из лучиков, сплетем из них жгутики и опять расплетем( участники выполняют) . Молодцы! Ведущий: « Сказочные гномы приглашают нас поиграть. Нас ждет путешествие по волшебному лесу, полному опасностей и загадок. Хозяева леса, забавные гномы, приготовили для вас свои задания и не пустят дальше, если их не выполнить. Вы готовы? ». Участники размещаются на полу вокруг сложенного мата, на котором располагается игровое поле. Каждый выбирает из шкатулки фишку и размещает её на старте. Ведущий тоже является полноправным участником игры: передвигает свою фишку, выполняет задания. Кроме того, он помогает другим участникам: напоминает правила, читает задания с карточек. Если участнику выпало задание от гнома Злюкодава устроить бой с партнером по игре, то проводится «бой подушками». Ведущий: «Друзья, пришла пора немного размяться. Сейчас мы выполним упражнение «Перекрестные прыжки»( Участники выполняют. ) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Ласковый ручеек». Сейчас мы встанем парами, повернемся лицом друг к другу, поднимем руки на уровне плеч. Каждый из вас по очереди пройдет сквозь строй, а все остальные ласково погладят его по голове, плечам, рукам. ( Участники выполняют. ) Что вы чувствуете? Приятно делать массаж? » Ведущий: « Мне кажется, я слышу какие- то необычные таинственные звуки. Как будто где- то далеко в лесной чаще журчит ручеек. Посмотрите, перед нами необычная полянка, а на ней происходит что- то загадочное. Давайте присядем и немного отдохнем. Участники садятся на диванчики из матов или в кресла- груши. В ключаются пузырьковые колонны. - Я предлагаю вам отправиться в мир фантазий. Садитесь удобно, так, чтобы ваши руки и ноги отдыхали. Вы можете следить, как воздушные пузырьки поднимаются снизу вверх, как вода меняет цвет. ( Участники все вместе наблюдают за пузырьками. ) А можете закрыть глаза и слушат ь мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. Воздух свежий. Дышится легко, ровно, глубоко. В самой чаще леса бежит ручеек. Вода в нем чистая и прохладная. Прислушайтесь к звукам. Вы у слышите пение птиц, шорохи трав, журчание ручейка, плеск воды. Это в воде резвятся маленькие рыбки. Наступает чудесное время, когда можно подумать, о чем захочешь. Слушайте музыку и отдыхайте! Дышите глубоко, ровно, легко… Звучит мелодия «Музыка для релаксации. Звуки природы»( в течение 3- 5 минут) . - Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия в лес. Пусть они будут с вами целый день. Пошевелите руками, ногами, потянитесь, откройте глаза и медленно встаньте. ( Участники выполняют. ) Как вы себя чувствуете?  Понравилось ли вам наше путешествие в «волшебный лес»? Что понравилось больше всего? »( Ответы участников) . - Ну что ж, пришла пора возвращаться в детский сад. Сказочный лес показал нам свои чудеса и загадки. Мы благодарим его за это и прощаемся. Ритуал окончания занятия. Игра- прощание. Участники становятся в круг, берутся за руки. Произносят слова, покачивая руками. Все вместе: До свиданья, добрый лес, Полный сказок и чудес! Участники друг за другом выходят из комнаты под «Мистическую музыку для детей». Подведение итогов. Рефлексия. «Вот и подошло к концу наше «путешествие в сказочный лес». Приглашаю всех участников мастер- класса поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: Что понравилось( не понравилось) в мастер- классе? Что вызвало особый интерес? Какие методы и приемы вы хотели бы применять в своей практике? Таким образом, мы можем сделать вывод, что сенсорная комната, являясь одним из инструментов психологического воздействия, может быть успешно использована для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста».

Оставить комментарий: