a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад из опыта работы по теме «Формирование нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Автор: Ищенко Галина Александровна Опубликовано: 2021-12-07 22:25:27

Доклад из опыта работы по теме «Формирование нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

   Автор:  Ищенко Г.А. воспитатель

  МДОУ «ЦРР-д/с №2 г.Шебекино» 

 

              Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

             Поэтому патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
            С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной  среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.               Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человек, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, та как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

          Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

           Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и

уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

          В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной стране, о своем городе,  о Родине в целом.                        Поэтому главным направлением в работе с детьми по патриотическому воспитанию я считаю воспитание у дошкольников патриотизма,  как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.  Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом: семья - родная улица- родной город - страна.

           Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, улица), к более сложному (родной город, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

              Чувство любви к родному краю приобретаются  и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать.

Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

              Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:

- Комплексные занятия познавательного, художественно-эстетического  и развивающего цикла;

- Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.

- Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

              Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников.

            Большое внимание уделяется  работе над понятием «семья», «малая Родина», «Россия», проводились этические беседы о семье, о близких родственниках; дети  показывали на фотографиях членов семьи, называли их, пытались о них рассказывать.

            Провела занятие по художественно-эстетическому развитию на тему:

 « Мой дом, мой двор, моя улица».

Целью занятия было расширение  знаний о доме, дворе, улице, малой Родине. И были поставлены следующие задачи: создавать в аппликации образ дома,

расширять  представления  детей о  родном городе, его достопримечательностях, воспитывать  патриотизм и любовь к малой родине.

Были  использованы фото и иллюстрации зданий и  достопримечательностей г. Шебекино.

Готовясь к занятию была проведена большая предварительная работа: проводились беседы о семье, доме, г.Шебекино; рассматривали иллюстрации о достопримечательностях родного города; читали стихи и рассказы, разучивали пословицы, пальчиковые гимнастики: «Семья», «Строим дом»; приветствия «Собрались все дети в круг»; стихотворения «Мой дом», песни  «Здравствуй, Родина моя!»

Проводила экскурсию по улице Мичурина. Была оформлена выставка рисунков на тему «Мой дом», изготовлены дидактические игры: «Чей домик», «Выложи дом из геометрических фигур».

 Совместно с родителями и детьми  пополняем  альбом  фотографиями: «Моя семья», «Мой дом, моя улица», «Мой город».        

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.    Поэтому в своей работе я        использовала  художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии. 

В результате проведенного занятия у детей расширились знания и интерес к семье, дому, родному  городу.

              После проведения бесед, занятий  дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках.

В нашей группе есть уголок по патриотическому воспитанию, где дети смогли познакомиться с символикой России, белгородской области, г.Шебекино, увидеть портрет президента, прочитать гимн России, найти  главный город России на глобусе, дети рассмотрели куклу в национальном русском костюме.

             Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины. Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. А затем мы играли в дидактические игры: «Государственные праздники в  России», «Выложи герб», «Выложи флаг».

 В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Помощники», «Дочки-матери».   Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному городу.

               Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях России. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллектива.

            Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Я  продолжаю работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Свою работу начинаю с бесед о своей семье, о своей Родине, о своем родном городе. На этих занятиях дети закрепляют те знания, которые у них есть, узнают новый доступный для их возраста материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Много лет наша Родина называлась Русь. Издавна Русь славилась своими защитниками, своими великими людьми. На наших занятиях мы знакомим детей с богатырями, полководцами, защитниками Отечества. Эти занятия вызывают большой интерес у детей. Цель таких занятий: формирование исторического сознания, возрождение духовных традиций России, воспитание в детях гражданственности и патриотизма. Знакомя детей с защитниками нашей Родины, мы стремимся воспитать желание быть похожими на них, стремиться быть сильными, выносливыми, желание защищать и охранять нашу Родину. 

Занятия проходят в форме интегрированного занятия-игры, в котором три-четыре части складываются в некий сюжет, не сковывающийся жёсткими рамками. Части интегрированного занятия чередуются, не нарушая целостности сюжета, т.к. педагог сам планирует время, исходя из потребности и мотивации детей. Такое чередование переключает ребёнка с одной деятельности на другую, снижает утомляемость и создаёт комфортные условия для его развития. Ребёнок помещается в ситуацию естественной жизни, в ходе которой он, занимаясь интересным делом, учится любить людей, природу, считать, рисовать, петь, строить. Вся деятельность ребёнка объединяется не только в единый сюжет, но также единые воспитательные и образовательные цели.
Вся работа по патриотическому воспитанию предусматривает создание разнообразной развивающей среды, насыщенной положительными эмоциями, способствующей развитию эмоциональной сферы ребёнка, приобретению им собственного опыта, нравственных переживаний и желание преобразовывать окружающий мир.


Большую помощь в работе оказывают родители. По- моему совету, они читают детям предлагаемую литературу, проводят прогулки по родному городу. Хотелось бы подчеркнуть особую значимость личностного примера родителей как носителя патриотических черт, любящих свою Родину. В работе с родителя были использованы такие методы, как: приглашение ветеранов В.О.В. в детский сад на праздники, оформляются папки «Познайте вместе с нами». В эти папки записываем имена полководцев, богатырей, стихи, пословицы. В конце года проводим анкетирование родителей и детей. 
Вся работа по воспитанию патриотизма и гражданственности требует тесного контакта с семьёй, так как именно в семье ребёнок учится первым движениям сердца и поднимается от него к дальнейшим формам единения – Родина и государсво.



 

ведение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно - педагогической литературе.

Маленькая Родина все равно,

Большая, ведь она единственная.

Ж. Ренар

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человек, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, та как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и

-4-

уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы детского сада по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является участие его в общественно- полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре- навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются ценностное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

-5-

В разное время вопросами патриотического воспитания занималось много педагогов, таких как, А. Д. Жариков, Р.И.Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С. Козлова и многие другие.

В наше время проблеме нравственно- патриотического воспитания уделяют внимание такие педагоги, как Е.Ю.Александрова, Н. Г. Комратова, М.Ю.Новицкий, Н. А. Арапова – Пискарева и многие другие.

 

Параметры исследования:

Объект: воспитательный процесс в ДОУ

Предмет: патриотическое воспитание дошкольников

Цель: определить пути и охарактеризовать условия повышения уровня патриотического воспитания

Задачи:

  1. Дать теоретический анализ проблеме патриотического воспитания дошкольников в научно- педагогической литературе
  2. Выявить и применить в практике работы детского сада наиболее эффективные методы и приемы патриотического воспитания
  3. Разработать методические рекомендации для педагогов

Гипотеза: Повышение уровня патриотического воспитания будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

- использования разнообразных методов и приемов в работе с детьми;

- создания условий для патриотического воспитания дошкольников;

- тесного сотрудничества с родителями;

Новизна: дан теоретический анализ проблеме патриотического воспитания, отражена взаимосвязь воспитательной и образовательной работы, разработано перспективное планирование по работе с детьми пи родителями.

Практическая значимость: данную систему работы можно использовать в практике работы любого дошкольного учреждения.

 

-6-

План исследовательской работы:

  1. Констатирующий этап - выявить уровень патриотического воспитания дошкольников при помощи методов - анкетирования, беседы, диагностики. Сроки - сентябрь 2008 года.
  2. Формирующий этап - реализация в практике работы детского сада системы мероприятий, направленной на повышение уровня патриотического воспитания. Сроки – октябрь 2008 – май 2009 года.
  3. Заключительный этап - повторное выявление уровня патриотического воспитания при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Сроки - июнь 2009 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-7-

Глава 1. Теоретический и исторический аспекты патриотического воспитания в научно- педагогической литературе

  1. Содержание и технология ознакомления детей с родным краем

Изучение социокультурных основ проблемы потребовало опреде­ления методологии, на базе которой возможно разработать содержа­ние и технологию ознакомления детей с родным краем. Методология ознакомления с родным краем основывается на научных подходах:

  1. Системный подход — важнейшее условие разработки и реали­зации содержания и технологии — представлен на разных уровнях:

Деятельность человека

Мир природы Мир людей Предметный мир

Практическая Преобразующая Результат

ценность роль деятельности деятельности

природы человека человека

  • окружающий мир — как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром ;
  • усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окру­жающего мира, наглядно представленных в виде особенностей при­родного и культурного ландшафта (системообразующий фактор — деятельность человека);
  • усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

Особое значение имеет используемый нами принципиально новый подход, рассматривающий систему знаний, которая вклю­чает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых от­ношениях (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, идет непрерыв­ный процесс развития неопределенных знаний в знания опреде­ленные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях, с другой — постоянно идет и противоположный про­цесс превращения ясных и четких знаний в знания неопределен­ные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предпо­ложений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом позна­вательной активности ребенка в процессе усвоения обществен­ного опыта, общечеловеческой культуры, что служит, в конеч­ном итоге, основой саморазвития и творчества детей.

Исходя из этого, нами за основу был взят новый фундамен­тальный принцип построения программ воспитания и обучения дошкольников, сформулированный

-8-

Н.Н. Поддьяковым: принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития, который явился основополагающим при разработке содержания и технологии ознакомления с окружающим миром.

Реализация данного принципа позволяет установить гармония-ное соотношение между процессами развития, обусловленными дей­ствиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.

  1. Диалектический подход — обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружаю­щих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвя­зях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). Удошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь куль­тур в разные исторические эпохи. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей — способность прогнозирования

изменений предметов и явлений окружающего мира. Этот подход фор­мирует у ребенка особый взгляд на мир: он наделяет окружающие предметы гипотетическими свойствами. Таким образом, овладение детьми начальными формами диалектического подхода к анализу окружаю­щих предметов и явлений служит предпосылкой для формирования у детей так называемых «методологических» знаний, на основе которых в дальнейшем складывается мировоззрение.

  1. Культурологический подход — подчеркивается ценность уникаль­ности пути развития каждого региона (своего родного края) на ос­нове не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлия­ния. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического филь­тра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информа­ции, с другой — хранителя культуры, способного транслировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В соответствии с этими подходами содержание зна­ний о родном крае условно также было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуще­ствляемая через взаимодействие человека с миром природы и куль­туры.


-9-

Так, при ознакомлении детей с родным краем подчеркивается, что Нижегородская область славится своими народными промысла­ми, объясняется, почему Нижний Новгород издавна назывался «кар­маном» России (хорошо была развита торговля). Этому способство­вало удачное расположение города на слиянии двух рек — Оки и Волги (особенности ландшафта), где впоследствии образовалась Нижегородская ярмарка (перенесена из Макарьева).

Развитие народных промыслов (хохломская, городецкая роспи­си и др.) также уходит своими корнями в глубь истории и связано с особенностями природного ландшафта этих мест (наличием лесов прежде всего).

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и бу­дущего. В соответствии с этим был определен один из основных кри­териев отбора знаний исторического характера для дошкольников, образно названный нами «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью (по «принципу айсберга»): наличие памятников архитектуры и других достопримечательностей определяет необходимость исторического эк­скурса в прошлое. Исходя из этого, мы посчитали целесообразным познакомить детей с историей возникновения Нижегородского крем­ля, ярмарки, с биографиями многих замечательных людей, просла­вивших наш город, в честь которых были воздвигнуты памятники (К. Минин, В. Чкалов, М. Горький, И. Кулибин и др.).

В основу разработки содержания и технологии ознакомления де­тей с родным краем были положены конкретные принципы.

  1. Энциклопедичностъ — обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).
  2. Уникальность места — как выразитель краеведческого подхо­да в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономи­ческой уникальности края, связи с предшествующими поколения­ми (народные традиции, творчество) является важным условием

формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изу­чение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона (Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина). Значение прин­ципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности бу­дущего гражданина.

-10

  1. Интеграция знаний (Н.Ф. Виноградова) — установление соот­ношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого прин­ципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания деть­ми целостной картины мира.
  2. Единство содержания и методов - работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий .
  3. Динамика преемственных связей — на каждой возрастной сту­пени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их посте­пенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

Ознакомление детей с родным краем ведется по нескольким направлениям. В соответствии с этим создана организацион­ная модель методической службы в ДОУ

Особое внимание уделено технологическому блоку. При разра­ботке технологии ознакомления с окружающим за основу взяты методы, предложенные С.А. Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н. Поддьякова.

Методы, повышающие познавательную активность:

  • элементарный и каузальный анализы (причинные связи);
  • сравнение;
  • моделирование и конструирование;
  • экспериментирование и опыты.

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

  • игровые: воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры -драматизации;
  • сюрпризные моменты;
  • элементы новизны;
  • юмор и шутка.

Методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности:

 предложение и обучение способу установления связи между
разными видами деятельности;


  • перспективное планирование;
  • развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую.

Методы обучения и развития творчества: ~ эмоциональная насыщенность окружения;

-11-

  • мотивирование детской деятельности;

- исследование предметов и явлений живой и неживой приро­ды;

 

  • прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предме­ты и явления в движении — прошлое, настоящее, будущее);
  • игровые приемы;
  • юмор, шутка;
  • детское экспериментирование;
  • проблемные ситуации и задачи;
  • вопросы, задаваемые детьми;
  • неясные знания, догадки, предположения.

 

В соответствии с этими методами разработан алгоритм техноло­гии ознакомления детей с окружающим миром, представленный в таблице. Во вступительной части важно заинтересовать детей, со­здав такую ситуацию, чтобы им самим хотелось узнавать новое.

Особого внимания педагога требует информационная часть за­нятия. Поскольку детям даются достаточно сложные знания, чтобы избежать перегрузки, адаптированные рассказы должны отвечать определенным требованиям.

Следующая структурная часть — проблемная. Важно, чтобы на этом этапе произошло как бы «перераспределение» знаний — из четких и ясных в область неопределенных и неясных (в виде дога­док, предположений и наоборот). Следует помнить, что проблематизация — важнейшее условие поддержания высокого уровня ум­ственной активности детей — должна осуществляться по основ­ным, существенным линиям и направлениям.

Принципиально важным структурным компонентом является часть технологии, предполагающая стимулирование детей к поста­новке вопросов как основного показателя их познавательной ак­тивности. Именно на это обращается особое внимание при проведе­нии занятий, так как при традиционном подходе вопросы в основ­ном задает педагог, и дети привыкают лишь отвечать. С этой целью разработаны серии дидактических игр и упражнений по типу «Что в волшебном сундучке?», где основной задачей является научение детей умению формулировать вопросы, причем к вопросам предъяв­ляются определенные требования. Включение детских вопросов в процесс познания окружающей действительности также создает оп­ределенную проблематизацию, которая проявляется в виде дога­док, предположений, что служит основой формирования способ­ности прогнозирования и творческого видения мира детьми.


-12-

В заключительной части, условно названной нами «символиза­ция» (по Л.А. Венгеру), важно предоставить детям возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее ин­формации, проявив себя в разных видах деяте льности (песня, та­нец, изобразительная деятельность и т.д.).

























-13-

1.2. Содержание патриотического воспитания дошкольников

Основные цели и задачи образования:

Система образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, рас­пространение и развитие национальной культуры, воспитание бе­режного отношения к историческому и культурному наследию на­родов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демокра­тического государства, способных к социализации в условиях гра­жданского общества, уважающих права и свободы личности, обла­дающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений;
  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразо­вания, самореализацию личности и т. д.

Целью подпрограммы является создание системы патриотиче­ского
и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для
формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданско­го достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разра­ботка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реа­лизация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколе­нием. Исходя из целевых ориентиров ступеней дошкольного образо­вания, которые представлены в виде возрастных характеристик ре­бёнка и отражают идеальные социокультурные ожидания, для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:

- проявление доброжелательного внимания к окружающим,
стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

  • уважение к достоинству других;
  • стремление к познанию окружающей действительности;
  • решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устрой­стве мира;

- бережное отношение к окружающей природе, результатам
труда других людей, чужим и своим вещам.

Термин «гражданское воспитание» является относительно но­вым для нашей страны в целом и совершенно новым для дошколь­ного воспитания и образования России. До начала реформ про­граммы включали раздел


-14-

«Ознакомление с явлениями обществен­ной жизни» (как часть направления «Ознакомление с окружаю­щим»), в рамках которого выдвигалась только задача патриотиче­ского воспитания детей.

В настоящее время в дошкольном воспитании и образовании используется несколько терминов, области значений которых пере­секаются, но не являются идентичными. Это – патриотическое вос­питание, нравственное воспитание и социальное развитие.

Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отече­ству, гордость за его культуру и т. П., то есть определённое отно­шение к собственной стране, в то время как гражданское воспита­ние состоит в формировании у ребёнка активной социальной пози­ции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отноше­ния к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором она существу­ет в данный исторический момент. С психологической точки зрения, быть гражданином – более конкретная и менее идеологически нагруженная способность, чем быть патриотом. Безусловно, пат­риотическое воспитание создаёт определённые предпосылки граж­данского поведения. Однако это лишь предпосылки – необходимое, но недостаточное его условие. Гражданское поведение предполага­ет сформированность определённых черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, - активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативно­сти.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определённой воз­растной категории: то, что может быть приемлемо в старшем до­школьном возрасте, может совершенно не восприниматься млад­шим дошкольником. И наоборот, тот уровень восприятия, который свойственен для малышей, совершенно неодинаков с уровнем вос­приятия мира детьми старшего дошкольного возраста.




Свое выступление мне бы хотелось начать с высказывания Д. С. Лихачёва: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Дошкольное детство - важный период в становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Его чувства - это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства чувства чаще становятся мотивами поведения ребёнка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества. Дошкольник постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребёнком. Эталоны выступают в качестве взаимосвязи добра и зла. Нравственное развитие зависит от того, насколько развита у ребенка способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Дошкольный возраст - возраст формирования основ личности. Для того чтобы сформировать социальные чувства, надо научить ребенка быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным в любом своём маленьком деле, видеть красоту вокруг себя. Базой патриотического воспитания является нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание. В процессе разносторонней деятельности зарождается основа гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - расширение представлений о городах Крыма, России; - развитие интереса к народным традициям и промыслам; - формирование элементарных знаний о правах человека; - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Актуальность этих задач отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества». В своей работе я основываюсь на следующих принципах: • принцип личностно-ориентированного общения; • принцип тематического планирования материала; • принцип наглядности • принцип последовательности; • принцип занимательности; • принцип деятельности; • принцип интеграции содержания образования; • принцип патриотической направленности; • принцип учета этнокультурной ситуации развития детей; • принцип сотрудничества детского сада и семьи. Методы: - Целевые экскурсии. - Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей. - Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей. - Беседы с детьми о родном городе Симферополе, о Крыме, о России. - -Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение). - Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений. - Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. - Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество. - Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении. - Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах. - Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания. Формы работы: - Наблюдения. - Организация экскурсий и целевых прогулок. - Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников). - Проектная деятельность. - Моделирование и решение проблемных ситуаций. - Придумывание сказок, историй и их театрализация. - Трудовая деятельность. - Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН). - Познавательно-исследовательская деятельность. - Чтение. - Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым. - Игровая деятельность. Воспитание гуманной, духовно – нравственной, патриотической личности в системе как на занятиях, так и в свободной деятельности формирует такие качества у ребенка:  Милосердие·  Доброта·  Любовь·  Коммуникабельность·  Терпимость·  Чувство меры·  Отзывчивость·  Справедливость·  Ответственность· Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. Семья и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности. В. А. Сухомлинский писал: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Семья является одним из наиболее важных аспектов жизни человека, и в равной степени одним из наиболее важных факторов в определении того, как ребенок становится взрослым. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна. Ребенок впервые открывает Родину в своей семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как труд, долг, честь, Родина. Формирование чувства любви и привязанности к родному дому – это первая ступень духовнонравственного воспитания. Мы осуществляем тесное взаимодействие с родителями наших воспитанников в воспитании детей, обеспечиваем открытость дошкольного образования, создаем условия, в которых родители активно принимают участие в образовательной деятельности. Воспитываем и обучаем не только детей, но и их мам, пап, бабушек и дедушек. Опыт нашей группы показал, что для целостного развития ребенка необходимо систематическое сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного развития в семье и детском саду. Совместная работа у нас строится по принципу: «Семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга». Родители помогают нам в оформлении различных выставок, участвуют в конкурсах рисунков, поделок. Начиная с первых дней посещения нашей группы, мы привлекаем родителей к образовательному процессу: проводим консультации, родительские собрания, открытые занятия, родители – активные участники, всех выставок, праздников и утренников. Но опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития д е т с к о - р о д и т е л ь с к и х о т н о ш е н и й . Ведь мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Привлечение семьи к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Так, в нашей группе есть двое детей из не полных семей. И когда затрагивалась тема пап, эти дети сначала это воспринимали с грустью. Оказалось ,что они не знали, как зовут их отцов, где они, какое у них имя отчество. Я объясняла детям, что семьи бывают как большие, так и маленькие. Пришлось очень аккуратно и тактично беседовать с их мамами, чтобы они смогли детям объяснить, что у них тоже есть папы, и, конечно же, у этих детей есть не только имя, но и отчество. Позже дети могли спокойно отвечать на вопросы и участвовать в обсуждении. Проект в нашей группе был краткосрочный, проходил в ноябре месяце , он так и назывался «Моя семья». Сначала мною была изучена проблема и составлен план проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье». Цель: формировать нравственные основы личности ребенка, обогатить представления детей о семье, воспитанию уважения к членам семьи. Задачи проекта: 1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, обязанностях членов семьи, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. 2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека, учить проявлять заботу о родных людях. 3.Развивать коммуникативные навыки детей. 4. Способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности. 5. Укреплять детско-родительские отношения. Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители. Продолжительность проекта: 2 недели Предполагаемый результат: • дети знают о жизни своей семьи, увлечениях членов своей семьи, о родственниках и могут назвать их по имени и отчеству; знают имя и отчество своих родителей, и их профессии; умеют рассказывать о семье и традициях и разбираются в родственных связях; • при выполнении творческих заданий родители и дети проявляют творчество, активность • дети знают о важности и ценности семьи и проявляют заботу о близких людях. Формы и методы реализации проекта игровая, познавательная, продуктивная, экспериментальная деятельность, работа с родителями. Содержание работы в процессе реализации проекта: Работа шла по трём направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами. Вся работа по проекту осуществлялась в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни (НОД, беседы, составление рассказов, дидактические игры, выставки рисунков и газет, игровая деятельность, опыты, индивидуальная работа, практическая деятельность). Мотивационный этап Цель мотивационного этапа: выявление уровня знаний детей о семье, и принятие решения к осуществлению проекта. Информационный этап Работа с детьми Проведение информационных форм совместной деятельности с детьми по проекту. Работа с детьми: Беседы на тему: «Моя семья», «На кого ты хочешь быть похож»; «Моя мама - лучшая на свете». Составление рассказа на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку). Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее»;, В . Д р а г у н с к о г о « М о я с е с т р а К с е н и я » , К . У ш и н с к о г о «Косточка»,стихотворений: Я.Акима «Моя родня», Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой»., «Дружная семейка» Загадывание загадок о семье. Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Назови профессии», «Кому, что нужно?», «Угадай, кого нет», «Что кому подарить?» Словесные игры: «Закончи предложение», «Кто старше?», «Кто младше?» , «Кто кому приходится», «Собери добрые слова», «Назови ласково», «Корзинка добрых дел», «Радость - или огорчение?», «Узнай по имениотчеству», «Как зовут твоих родных », «Позови бабушку». Сюжетно - ролевые игры- «Семья», «Дочки-матери», «Больница», «Магазин». Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом». Физкультминутка «Семья». Слушание музыки и песен о маме и папе, разучивание песни о семье. Работа с родителями: Выставка «Герб нашей семьи». Выставка рисунков и фотографий «Моя счастливая семья». Изготовление книжки-малышки «Моя семья». Консультация для родителей «Что такое семейный герб?» Индивидуальные семейные консультации. III этап -заключительный  Обработка результатов по реализации проекта.·  Открытый показ НОД для педагогов ДОУ «Моя семья»·  Доклад на педсовете из опыта работы по реализации проекта «Моя· семья» В результате проекта и подготовки к открытому НОД была придумана игра «Угадай, кого нет», составлена игр «Кому что подарить в интерактивном формате», а также идея включение в занятие видеороликов, снятых родителями в домашней обстановке, что заметно оживило детей. Заключение: воспитание духовно-нравственных представлений — дело не одного дня и даже не месяца. Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю. Я предполагаю, что за время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности представлений о семье у детей повысился, укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаём и осваиваем новое в одной команде «Воспитатели – дети – родители», а то, что родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. И напоследок хочу рассказать притчу о воспитании Притча «О воспитании» Молодая женщина пришла к мудрецу за советом. - Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке? Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе: - Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость! Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» А.С. Макаре\

 

 

"Патриотическое воспитание в ДОУ". «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л.С.Лихачев. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственнопатриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие документы:  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на· 2010-2015 годы»;  Закон РФ «Об образовании»;·  Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;·  Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;·  Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;·  Национальная доктрина образования в РФ.· Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться. Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги , должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми. Воспитание патриотических чувств – сложный, длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов. Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям: 1. Методическое сопровождение. 2. Работа с детьми 3. Работа с родителями 4.Работа с социумом. Каждое из направлений связано между собой и включает в себя: 1. Знакомство с родным городом, его историей 2. Знакомство с родным краем и Россией 3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа. 4. Знакомство с былинными героями и их подвигами. 5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран. Методическое сопровождение. 1. Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности: - в холле оборудовали стенды: «Моя страна», «Мой город»; - в группах: педагоги подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др.; - изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.; - подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.; Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы. Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы не должны забывать о происходящих событиях. Работа с кадрами. Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного учреждения по данной проблеме. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». В содержание ее входят следующие направления работы: Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию; Проведение семинаров-практикумов; педсоветов по этой тематике Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий. Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта. Работа с детьми Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Задача педагога: - отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции). - отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство) - расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы. - огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры). - привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг». - знакомство с другими городами, столицей, символикой государства. - показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Работа с детьми проводится в нескольких направлениях: В детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др., - героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей, - создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др. Дети рисовали на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делали коллективную аппликацию «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем» и др., конструировали на темы «Наш садик и участок», и др. - создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями), - старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя, - приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, — на познавательные занятия), - при знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города. Рассказы, беседы на тему, чем прославились в нашем городе, в детском саду родители детей. Мамы помогли украсить веранды, принесли рассаду для цветов и саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано близкими людьми. Связь воспитателя со специалистами: - музыкальный руководитель - разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка; проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой; проводит подвижные игры разных народов нашей страны. В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание привязанности и любви к семье. В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы работы с детьми: «Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др). Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это: народные и фольклорные праздники – Масленица , День Земли; государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День города; День Космонавтики, международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей; православные праздники – Масленица, Пасха, Яблочный спасс; бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, капустные посиделки. Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением не только зала, а также улицы, своих прогулочных веранд, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами. Духовно-нравственное воспитание. Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.» Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Ни один православный праздник у нас не проходит без приглашения духовенства, рассказывающие детям о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков коллектив в МБДОУ №22 устраивает встречи с пожилыми людьми. «День пожилого человека», «Как молоды мы были». 2) Экскурсионные маршруты: в музей, в библиотеку, к школе, к проезжей части дороги. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах. Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, Посещение ветеранов, где дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. . Изготавливала вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам Великой Отечественной войны; После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр. Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки. Работа с родителями. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах). Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Традиционными стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту. Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители». Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества. Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т.д. В детском саду применяется метод семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материл по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Моя мама самая лучшая». Живой интерес и удивление родителей вызвал стенд «Ёлочка желаний», где дети каждый на своем новогоднем шарике поделился своей мечтой. А проведение таких мероприятий, как «А ну-ка мамочки» показал творчество мам в изготовлении костюмов для своих детей, их кулинарные и творческие способности в конкурсе талантов. Работа с социумом - осуществляется тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования из Дворца детского творчества (выставки работы наших детей, участие в конкурсах); - Общеобразовательная школа №10 -Городской Совет Ветеранов. - Музей - Отдел по работе с молодёжью. - Детская библиотека -Храм « Иконы Божьей Матери» Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста. .

 

Оставить комментарий: