a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов на тему "Развитие познавательных интересов для детей посредствам исследовательской деятельности"

Автор: Шашкина Марина Юрьевна Опубликовано: 2021-12-09 16:56:22

Документы для скачивания

       Консультация Развитие познавательных интересов детей посредствам исследовательской деятельности Выполнил воспитатель МДОБУ детский сад № 10 Шашкина М. Ю. Исследование- средство познавательно го развития ребенка- дошкольника. Ценность и сследовательской деятельности: р ебёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную, исследовательскую функцию. Цель: ф ормирование начал ьной исследовательской деятельности у дошкольников путём активизации познавательного интереса. Задачи: о бо гащение личного опыта ребёнка; р асширение представлений о предметах и объектах окружающего мира; у становление причинно- следственных связей; р азвитие коммуникативных навыков и любознательности.  Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее. Ребенок задает вопросы из чего что состоит, как оно действует, как оно устроено. Как? Проверять, как что работает. Почему? Объяснять, почему происходит то, что происходит, подкреплять идеи доказательствами и рассуждениями. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес- это один из важнейших для педагога мотивов развития дошкольников. Уже в три- четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это? »; «А как? »; «Зачем? » и т. п. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их «познавательный интерес». Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Дошкольник среднего возраста проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы. Познавательные интересы, внимательное рассматривание, стремление узнать у воспитателя ответы на все интересующие вопросы- типичная особенность этого возрастного периода. В старшем дошкольном возрасте преобладающими становятся вопросы: «Почему? », «Зачем? », «Как? ». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Дети внимательно рассматривают, самостоятельно ведут поиск инте ресующей информации и стремятся узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.         Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.         Исследовательскую деятельность  следует рассматривать как особый вид интеллектуально- творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения( т. е. поведения, выстроенного на базе поисковой активности и направленного на изучение объекта или разрешение проблемной ситуации) . Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения( познавательный интерес) и механизмы его осуществления.         Эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Она дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики. Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально. Очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития работа вдвоем или втроем. В этом случае возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем и дополнительные воспитательные возможности.   В познавательно- исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность( почему, зачем и как устроен мир? ) . Толчком к началу исследования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем- то просьба или проблема. Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования «живут» сказочные герои- игрушки, которые знакомят детей с новыми способами исследований. Эти «герои» могут участвовать в опытах и экспериментах, решать возникшие проблемы. Это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Таким образом, развитие познавательных интересов дошкольников позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимо стей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Памятка   воспитателю         Существует несколько общих правил, их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.         Самое главное — подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:         1) учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций;         2) не сдерживайте инициативы детей;         3) не делайте за них то, что они могут сделать( или могут научиться делать) самостоятельно;         4) не спешите с вынесением оценочных суждений;         5) помогайте детям учиться управлять процесс ом усвоения знаний;         а) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;         б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;         в) учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Оставить комментарий: