a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим) «Средства передвижения коренных жителей Севера (ханты) по воде» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет №8 «Рябинка»

Автор: Мамонтова Ольга Васильевна Опубликовано: 2021-12-12 10:08:44

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Сказка» « Средства передвижения коренных жителей Севера( ханты) по воде» Конспект непрерывной образовательной деятельности Познавательное развитие: ознакомление с окружающим в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет №8 «Рябинка» Воспитатель: Мамонтова О. В. г. Радужный 2020 « Средства передвижения коренных жителей Севера( ханты) по воде» Конспект непрерывной образовательной деятельности Познавательное развитие: ознакомление с окружающим в группе общеразвивающей направленн ости от 5 до 6 лет №8 «Рябинка» Цель: д ать представление о традиционном средстве передвижения ханты по реке. Задачи: Образовательные: закреплять представления о том, где и как живут коренные жители Севера ханты; расширят ь познавательный интерес детей к средствам передвижения по реке, о значении лодки в жизни коренных народов. Развивающие: р азвивать память, мышление; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать умение детей использовать в речи простые и сложные предложения; продолжать активизировать и обогащать словарь детей. Воспитательные: воспитывать патриотические чувства: уважение к коренным жителям народов С евера( ханты) , любовь к Родине. Словарная работа: обогащение и активизация словаря: север, малица, долбленка, облас, обласок. Оборудование: презентация «Средства передвижения», иллюстрации, фотографии, лодка – игрушка, бумага, пластилин. Ход непрерывной образовательной деятельности: Вступительная часть. Круг приветствия. Пожелания друг другу доброго дня и хорошего настроения. Основная часть. Жизнь хантов так тесно связана с водой, что их трудно представить без легкой долбленой лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготавливали из осины, но если его перетаскивали по суше, то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде. Размеры варьировались в зависимости от назначения. Сургутские ханты делали облас из одного ствола и обычно без набоев. Форма обласа сохранялась благодаря распоркам между бортами. Общая форма обласа — длинная и узкая, корма немного ниже чем нос, в вершине носовой части отверстие для веревки. На Югане при охоте на уток и сборов камыша обласки соединяли двумя жердями, прикрепленными к распоркам у носа и кормы. Продвигались на лодках при помощи весел. Мужчина управлял лодкой у кормы, женщины и дети гребли. Лопасть весла обычно изогнута, узкая и заостренная( иволистная) , иногда обрезана по прямой. Известны ед иничные упоминания о берестяных лодках, изготовлявшихся из двухслойной бересты. Отношение к ним было неодобрительное: " Наступишь ногой — ломается. " Сургутским хантам было хорошо известна большая грузовая( дощатая крытая) лодка из кедровых досок. В наши дни сохранилась традиционной только на Югане. Средние размеры: длина от 10 до 12 метров, ширина 2- 3 метра. Грузоподъемность более 4- х тонн. Дно лодки — из одной доски, наклонные борта — из двух, заходящих кромками одна за другую. Почти вся лодка покрывалась досками или вываренной берестой. Дощатое покрытие иногда имеет вид каюты с передней и задней спинками и дверцей. Свет проникал через дверь или неболь шое отверстие вверху. Прежде, в средней части лодки устанавливали мачту, закрепляя веревочными растяжками. Это лодка- жилище, в которой семья могла путешествовать длительное время. Множество болот и водоемов ограничивали передвижение по суше. - Как вы думаете, почему лодку называют долбленка? Лодку выдалбливают из целого куска дерева. Используют осину и кедр. Кедр легче и не намокает. - Каждый хозяин делает лодку для себя под свой вес и рост. Дерево долго ищут, выбирают сухие и возвышенные места. Лодки чаще делают в мае. Изготавливают в тени. Почему? На солнце дерево может дать трещину. - Долбленка управляется одним веслом. Прежде чем спустить ее на воду, днище смазывали сажей. Ханты верят, что в воде обитает злой дух в виде большой щуки. Если он разгневается, то может перевернуть лодку. Поэтому сажей ― портили лодки, так как этот дух особенно не любил новые лодки. - В 4- 5 лет мальчики уже умело управляли лодками. Был такой обряд: во время первого весеннего половодья мать смачивала голову мальчика водой. После этого считалось, что лодка не опрокинется и голова водой не покроется. 3. Изготовление лодочки из пластилина и бумаги( по выбору детей) . 4. Заключительная часть. Итог: - Как называется хантыйская лодка? - Что интересного вы запомнили об этой лодке? Литература: Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов. — Томск. 1985; Кулемзин В. М. Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. — Новосибирск, 1992; Фёдорова Е. Г. Историко- этнографические очерки материальн ой культуры манси. — СПб. , 199

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы