a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (экспериментирование) «Свойства песка» с использованием цифрового микроскопа

Автор: Мамонтова Ольга Васильевна Опубликовано: 2021-12-12 10:15:07

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Сказка» «Свойства песка» с испо льзованием цифрового микроскопа Конспект непрерывной образовательной деятельности Познавательное развитие: детское экспериментирование в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №1 «Капелька» Воспитатель: Мамонтова О. В. г. Радужный 2019 «Свойства песка» с использованием цифрового микроскопа Конспект непрерывной образовательной деятельности Познавательное развитие: детское экспериментирование в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №1 «Капелька» Цель: создавать условия для развития познавательно- исследовательской активности посредством ознакомления детей со свойствами песка. Задачи: Образовательные: познакомить детей с происхождением, строением и применением песка; закрепить знания о свойствах сухого и мокрого песка( сыпучесть, способность пропускать воду; что песок состоит из очень мелких частиц- зёрнышек песчинок, что сухим песком можно рисовать) ; обогатить речь детей, активизировать словарный запас; обеспечить условия для выражения детьми своего мнения; закреплять умение самостоятельно выполнять поручения, соблюдать порядок и чистоту в работе с песком. Развивающие: развивать произвольное внимание и творческо е мышление и воображение; развивать умение путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно- следственные связи; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования. Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, ч увства эмоционального удовлетворения от проделанной работы. Образовательные области: Приоритетные – познавательное развитие. Интегрированные – речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие. Использова ть следующие технологии: личностно- ориентированная технология – наблюдения, экспериментальная деятельность; социоигровая технология – работа в малых группах; здоровьесберегающая технология – динамическая пауза. Словарная работа:  Обогатить речь детей прилагательными: «сыпучий», «липкий». Предварительная работа: игры с песком на прогулке; беседа о правилах поведения при проведении опытов; рисование песком; р ассматривание фотографий/ иллюстраций/ картинок с видами построек из песка. р ассматривание через лупу мелких игрушек; чтение произведений Н. А. Рыжова «Не просто сказки», О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». Оборудование: п есок( сухой, мокрый) , 2 ракушки, 2 камешка, лист тёмного картона, 2 о дноразовых стаканчика, 1 ложка, 1 деревянная палочка, 2 тарелочки, 1 луп а, 1 бутылочка с водой, 1 воронка, 1 трубочка, 1 халат и шапочка детская, 1 поднос, салфетки на каждого ребёнка; 1 халат взрослый; ил люстрации с изображением песка; му льтфильм « Фиксики »; презентации «Откуда появился песок? », «К ак используют песок? »; атрибуты к подвижной игре «Солнце, ветер и вода! »( картинки и музыка – ветра и дождя) ; песочные часы; цветной песок для рисования песком, ½ альбомного листа, клей- карандаш; карточки, обозначающие свойства песка( солнце, капелька, клякса – светлая и тёмная, пёрышко и слон, стакан с водой и песком) ; телевизор, ноутбук, цифровой микроскоп. Ход непрерывно й образовательной деятельности: I. Вступительная часть. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие вместе с героями любимого мультфильма « Фиксики ». Просмотр небольшого сюжета мультфильма «Секреты фиксиков ». Посмотрим, какое у них к нам дело. ( достаёт из корзинки коробочку) . - Попробуем угадать, что там находится. Дети берут коробочку, встряхивают её, слушают, как она звучит, затем проверяют, имеет ли она запах. Пробуют догадаться, что там находится. Можно загадать загадку: Петя замок строит ловко, Катя торт печёт ведёрком. Здесь у моря на часок Всех детей собрал( песок) . Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? - Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. Открывают коробочку, рассматривают, что там находится. - Но, посмотрите, здесь ещё какое- то письмо. Мася и Нолик написали нам письмо, давайте, его прочитаем( достаёт из коробочки и читает письмо) . «Дорогие друзья, мы рад ы приветствовать вас. Мы знаем, что песок- это то, с чем вы играете в детском саду и во дворе в теплое время года. Но у нас ничего не получилось из него построит ь. Подскажите, пожалуйста, что мы делал и не так». Для того, чтобы помочь фиксикам нам необходимо превратиться в маленьких учёных и в нашей лаборатории провести опыты с песком, чтобы изучить свойства песка. После проведённой работы мы объясним фиксикам в чём, была их ошибка. ( Ответы детей) . II. Основная часть. 1) . Дети одевают халаты и шапочки и садятся за столы. П е ред тем как преступить к исследовательской деятельности необходимо вспомнить правила работы в лаборатории: внимательно слушать воспитателя; в ыполнять предложенные действия; каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу; класть всё на место; делать всё аккуратно; нельзя ничего брать в рот; не дотрагиваться к глазам, лицу, рту; если грязные руки, пользоваться салфетками. 2) . А теперь давайте, рассмотрим всё необходимое оборудование на ваших столах- песок( сухой, мокрый) , 2 ракушки, 2 камешка, лист тёмного картона, 2 одноразовых стаканчика, 1 ложка, 1 деревянная палочка, 2 тарелочки, 1 луп а, 1 бутылочка с водой, 1 воронка, 1 трубочка, 1 поднос, салфетки. Всё это пригодится нам в работе. 3) . - Как вы думаете, откуда берётся песок? ( песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек) . В зависимости от того из какого камня получился песок, он может иметь разную расцветку: серый, жёлтый, белый, красный. ( демонстрация банки с разноцветным песком) . Опыт №1. Воспитатель предлагает детям взять две ракушки и потереть их между собой на лист тёмного картона. - Что происходит? ( на лист бумаги сыпятся маленькие зёрнышки- песчинки) . 4) Презентация «Откуда появился песок? » 5) . Опыт №2: Перед вами на столе две тарелки с песком. В одной – сухой песок, в другой – мокрый, сырой. Положите руку на песок справа. - Что вы чувствуете? Какой в тарелке песок? Наберите полную ложку песка и аккуратно высыпь те обратно. Легко ли сыплется песок? Почему? ( о тветы детей) . ( Да, потому что песок сыпучий) . - А теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает, как оно называется? ( ответ –увеличительное стекло) . Почему его так называю т? Как ещё можно сказать? ( лупа) . - Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит сухой песок. Дети рассматривают песок. Ответы детей( из зёрнышек –песчинок) . А теперь рассмотрим песок с помощью цифрового микроскопа, посмотрите на экран телевизора. - И з чего состоит песок? ( из зёрнышек –песчинок) . - Как они выглядят? ( маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные) . - Чем похожи одна на другую, чем отличаются? Как они расположены? - В песке каждая песчинка лежит отдельно и не прилипает к своим «соседям». - Почему сухой песок сыпется? - Можно что- то слепить из сухого песка? ( ответ- «нет», т. к. в сухом песке песчинки лежат отдельно друг от друга, свободно двигаются) . Вывод: Воспитатель выставляет на мольберт карточку, которая обозначает, что песок сухой( жёлтая клякса) . Положите руку на песок слева. - Что вы чувствуете? Какой в тарелке песок? Наберите полную ложку песка и аккуратно высыпьте обратно. Легко ли сыплется песок? Почему? ( о тветы детей) . ( Нет, потому что песок мокрый, сырой) . А теперь давайте, рассмотрим мокрый песок. Сначала дети рассматривают самостоятельно мокрый песок через лупу. - Изменились ли песчинки? Как? ( они лежат плотно друг к другу) . П отом воспитатель показывает с помощью цифрового микроскопа как зёрнышки- песчинки начинают склеиваться между собой, когда на них попадает вода с помощью специальной пипетки) . Вывод: Воспитатель выставляет на мольберт карточку, которая обозначает, что песок мокрый, сырой( клякса тёмного цвета) . 6) . Опыт №3. Возьмите трубочку и аккуратно подуйте на сухой песок. - Что происходит? ( песчинки разлетаются, потому что песок сухой, песчинки легкие) . Вывод: Воспитатель выставляет на мольберт карточку, которая обозначает, что песок лёгкий( пёрышко) . А теперь подуйте на мокрый песок. - Что происходит? ( песчинки склеены между собой, они не разлетаются, потому что песок мокрый, песчинки тяжёлые) . Вывод: Воспитатель выставляет на мольберт карточку, которая обозначает, что песок тяжёлый( слон) . 7) . Опыт №4. Теперь возьмите формочку для игры с песком. Попробуйте сделать пасочку из сухого песка. - Что происходит? ( ничего не получается, песок рассыпается, не держит форму) . Вывод: Воспитатель выставляет на мольберт карточку, которая обозначает, что песок не имеет форму( горка сухого песка) . Попробуйте сделать пасочку из мокрого песка. - Что происходит? ( пасочка получается, потому что мокрый песок держит форму) . Вывод: Воспитатель выставляет на мольберт карточку, которая обозначает, что песок имеет форму( разные пасочки из мокрого песка) . 8) . Физкультминутка «Солнце, ветер и вода! » Дети выходят на свободное место в групповой комнате, приседают – они зёрнышки- песчинки. Воспитатель показывает карточку солнышка и говорит: «Маленькие песчинки греются на солнышке, подул сильный ветер( звучит музыка – ветра) и лёгкие песчинки разлетелись и стали летать, кружиться. Вдруг полил дождь( звучит музыка – дождя) и песчинки стали склеиваться друг с другом, сначала по две, потом по три, потом все вместе и остановились. Дождь прошёл, выглянуло солнце песчинки опять стали лёгкими и присели греться на солнышке. 9) . Опыт №5: - Сейчас проведём следующий опыт. Возьмём воронку, поставим её в стакан и а ккуратно насыпим сухой песок. В стакан нальём немного воды, воронку переставим на другой стакан, воду в стакане размешаем палочкой. - Куда исчез песок? ( ответы детей – он вместе с водой оказался в стакане) . - Каким он стал? ( Влажным, мокрым) . - А куда исчезла вода? ( с пряталась в песок, песок быстро впитывает воду) . Вывод: Воспитатель выставляет на мольберт карточку, которая обозначает, что песок не растворяется в воде, просто оседает на дно стакана( стакан с водой и песком, песок на дне) . Теперь а ккуратно наберём полную ложку мокрого песка. –Что происходит? ( песок не сыпиться, потому что он мокрый, а не сыпучий) . - Почему? ( песчинки прилипли друг к другу) . В стакан нальём немного воды, воронку положить на поднос, воду в стакане размешать палочкой. - Куда исчез песок? ( ответы детей – он вместе с водой оказался в стакане) . - А куда исчезла вода? ( с пряталась в песок, песок быстро впитывает воду) . - Можно лепить из мокрого песка? ( да, мокрые песчинки сохраняют форму) . Вывод: Воспитатель выставляет на мольберт карточку, которая обозначает, что песок не растворяется в воде, просто оседает на дно стакана( стакан с водой и песком, песок на дне) . 10) . Презентация « Как песок используют? » 11) . Дети подходят к столу, на котором расположены тарелки с сухим песком, рисунками на плотной бумаге, клеевыми карандашами. Продуктивная деятельность: на плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается обвести готовый рисунок карандашом, а потом на клей на сыпать песок, набирая его ложкой. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Всем вместе рассмотреть рисунки. Благодаря какому свойству песка мы смогли нарисовать картины? ( сыпучесть) . III. Заключительная часть- итог. - Теперь вы можете сказать, почему у фиксиков не получилось построить из песка( он и лепил и из сухого песка) . - Расскажите фиксикам, как можно играть с мокрым, сырым песком? ( лепить фигуры) . - Как можно играть с сухим песком? ( рисовать песочные картины) . Фиксики приглашаю т нас берег моря, где можно встретить песок в большом количестве. ( Звучит шум прибоя) . Фиксикам пора отправляться дальше. Давайте с ним попрощаемся. - Что вам понравилось больше всего на занятии? - Что вы расскажете дома? - Хотели бы вы ещё отправится в нашу лабораторию? Список литературы: Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. : Творческий Центр Сфера 2007. Вера кса, Н. Е. , О. Р. Галимов О. Р. , «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4- 7 лет» Мозаика- Синтез; Москва; 2012, 77с. Детское экспериментирование — основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников: из опыта работы Ирины Васильевны Кочековой, воспитателя МКДОУ ≪ Детский сад № 4 г. Облучье ≫. ‒ Биробиджан: ОблИПКПР, 2013. ‒ 48 с. Равиза Ф. В. Простые опыты. М. , 1997. Ромодины Василий и Марина Почему ветер дует? М. : ООО Издательство «Питер», 2014 Рыжова Н. Игры с водой и песком. / / Обруч, 1997. - №2 Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. Обруч, 1998. - №2

Оставить комментарий: