Консультация для родителей "Развиваем внимание, память, мышление" Кепп В.П
Документы для скачивания
Консультация для родителей: «Развиваем внимание, память, мышление детей 6–7 лет с задержкой психического развития» Составила: Кепп В. П. учитель – дефектолог Возраст 6–7 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно- двигательной и сердечно- сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является развитие у ребёнка психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти и речи. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребёнка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. В норме ребёнок начинает сознательно направлять его и удерживать на определенных предметах и объектах. Ребёнок с ЗПР нуждается в помощи взрослого( педагога, родителя) . В возрасте 6- 7 лет дети любят играть в сюжетно- ролевые игры, им нравятся коллективные и настольные игры. Задача родителей- развивать в своих детях любознательность, выдумку и инициативность. Развивающие игры для детей 6- 7 лет должны способствовать развитию умений и навыков, необходимых в дальнейшем обучении ребёнка в школе. В этом возрасте отлично подойдут игры на развитие внимания, памяти, мышления. Самой высшей формой деятельности человека является мышление. Но оно не появляется из ниоткуда в зрелом возрасте. Конечно, существуют определенные предпосылки к его развитию, но этот психический процесс можно и нужно развивать, и лучший способ сделать это- игра. Необходимо также помнить, что мышление неразрывно связано с речью. Предлагаемые игры помогут детям научиться рассуждать, обобщать, сравнивать, выносить самостоятельные умозаключения по некоторым( пусть пока простейшим) вопросам, а, научившись этому, дети научатся самостоятельно мыслить. «Найди лишнее слово» Составьте серии слов, в каждой из которых одно слово будет отличаться от других по некоторому признаку( например, храбрый – смелый – злой- отважный) . Предложите ребенку определить это лишнее слово. В серии может быть от трёх до пяти слов( по возможностям ребёнка) . «Бывает — не бывает» Бросайте ребёнку мяч, одновременно называя какую- нибудь ситуацию. Ребёнку надо поймать мяч, если указанная ситуация возможна, и отбивать его, когда такая ситуация в принципе невозможна( например: кошка хочет пить, самолет идет по земле и др. ) «Угадай по описанию» Взрослый дает описание некоторого предмета, а затем просит угадать, о чем он говорил. Говорить можно о чём угодно — об овощах, игрушках, животных. Если ребёнок колеблется с ответом, можно выложить ему подсказку в виде картинок. «Кто кем будет» Ведущий описывает( показывает, называет) явления и предметы, а ребёнок ответить на вопрос, как и во что они изменятся или превратятся. Ведущий называет, к примеру: желудь, гусеница, яйцо, икринка и др. При этом на один вопрос может существовать не один ответ, и любознательный ребёнок может привести несколько, за что его необходимо поощрить. «Общие слова» Взрослый предлагает ребёнку назвать как можно больше общих слов, относящихся к какой- тот теме и обозначающих некоторое понятие. Это могут быть слова, обозначающие кустарники, деревья, цветы; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие домашних зверей, наземный или воздушный транспорт и так далее. Память ребенка в детстве неразрывно связана с его интересом. Память является комплексным процессом восприятия, обработки и хранения информации, но изначально запоминается лишь то, что интересно. Нарушение на любом из этапов работы с информацией может вызвать в дальнейшем у ребёнка трудности в обучении. Предложенные игры направлены на тренировку памяти ребёнка, обучение логическим приёмам запоминания. «Стирай! » Ребёнок рисует мелом на доске или карандашом на листе бумаги «рожицу». Затем взрослый завязывает ему глаза, и ребёнок должен стереть некоторые части «рожицы» в соответствии с указаниями, которые дает ведущий, и в той же последовательности( например, сначала глаз, затем подбородок и т. д. ) . «Что исчезло? » Разложите на столе несколько предметов( картинок) и попросите ребёнка внимательно их рассмотреть. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый убирает один предмет и предлагает посмотреть, вспомнить и назвать, что исчезло. Разновидность этой игры: оставшиеся предметы на столе смешиваются, ребёнку предлагается назвать их исходную последовательность. «Пиктограмма» Взрослый называет слова и словосочетания, а ребёнок зарисовывает их в виде любых рисунков и называет исходные словосочетания( «читает свои рисунки») . Любопытно, что дети могут нарисовать и такие, казалось бы, абстрактные понятия как добро и зло, счастье или печаль, отображают эмоциональное состояние человека. «Волшебный мешок с подарками» Взрослый высыпает на стол несколько предметов, из тех, что привычны ребёнку и используются им. Ребёнок рассматривает их в течение одной минуты, а затем взрослый убирает предметы в мешок и задает вопросы о них( например: какого цвета была резинка для волос? сколько было синих карандашей? …) . «Вспомни и назови» Взрослый называет ребёнку 10 простых слов( например, стол, ель, мяч, конфета, слон, дождь и т. д. ) . Затем предлагает вспомнить и назвать все слова в том порядке, в каком они были названы. Еще интересней эта игра становится, если попросить ребёнка «нарисовать» эти слова, пусть даже весьма схематично. В эту игру можно играть с двумя- тремя детьми одного возраста, пусть каждый «рисует» слова, которые запомнил. Для внесения в и гру элемента соревновательности можно засчитывать за каждое правильно названное слово баллы. Бонус можно ввести за правильно угаданный порядок слов.