a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки в процессе занятий с детьми ОВЗ., Овчарова Д.Г.

Автор: Лысенко Вита Игоревна Опубликовано: 2021-12-18 12:37:56

Документы для скачивания

Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки в процессе занятий с детьми ОВЗ.

В числе ключевых принципов дошкольного образования, обозначенных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, указывается принцип построения образовательной деятельности «на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Продуманное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных приёмов и методов в коррекционно - педагогической работе с детьми с ОВЗ усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и в поведении ребёнка реальным, действенным, а задачи по решению проблемных ситуаций в воспитании детей осуществимыми.

 Совместным взаимодействием мы должны создать такой психологический микроклимат, чтобы ребёнок с ОВЗ не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным.

(Слайд 2) В соответствии с требованиями ФГОС усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения. В числе рассматривается технология проблемного обучения, а именно, проблемных ситуаций, которые, являясь специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогают детям самостоятельно добывать знания, учат самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Но несмотря на перспективу становления познавательной сферы детей с ОВЗ, следует обратить внимание на следующие направление коррекционно-развивающей работы с детьми – это формирование  адекватной самооценки.

 (Слайд 3)У детей с ОВЗ дошкольного возраста можно выявить следующие особенности самооценки:

  • неадекватность;
  • заниженность;
  • недостаточная аргументированность.

 (Слайд 4) Для эффективной коррекционной работы по развитию адекватной самооценки у дошкольников с ОВЗ, в нашем ДОО соблюдаются следующих условия:

  • создание у детей чувства безопасности и дозволенности в системе отношений на занятиях, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства;
  • игровая форма проводимых занятий с включением проблемных ситуаций, что вызывает у детей живой интерес;
  • использование разнообразных методов коррекционной работы;
  • систематичность и последовательность занятий.

Итак, весьма эффективной формой в развитии личности ребенка с адекватной самооценкой и необходимыми познавательными навыками выступают проблемные ситуации с элементами самооценки в специально-организованной деятельности.

(Слайд 5) Проблемная ситуация–наиболее сложная форма проблемного обучения, это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Она возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя.

Проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне его ближайшего развития», т.е. ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального и творческого потенциала. Поэтому, основная задача педагогов нашего детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность. Очень важно развить у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решать их. (Слайд 6) Для этого  должны решаться следующие задачи:

− расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;

− продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;

− учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;

− учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;

− учить детей слушать друг друга;

− развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого и самостоятельно формулировать противоречие и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

(Слайд 7) Проблемные ситуации, также позволяют развить следующие личностные умения, ориентированные на развитие самооценки:

- ставить цель собственной деятельности;

- использовать различные способы деятельности;

- слушать указания, руководствоваться ими в работе;

- достигать нужных результатов;

- правильно оценивать работу других;

- правильно оценивать собственную работу. 

Таким образом, становление самооценки ребенка является обязательным компонентом решения проблемной ситуации.

(Слайд 8) Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям, предъявляемые на занятиях в ДОО:

1.Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника.

 2.Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.

3.Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении.

4.Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.

  1. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)

(Слайд 9) 6. При формировании детских оценочных действий необходимо учитывать возрастные и личностные особенности:

-  детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми;

- главной особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер;

-детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно;

- для детей характерна обобщенность в оценке и самооценке, неадекватное употребление оценочных понятий;

- дети не обнаруживают причин своих результатов или проблем, за трудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности.

(Слайд 10)Процесс постановки и решения проблемной образовательной ситуации включает в себя следующие этапы:

  1. Анализ имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов: − «Что нам надо вспомнить для решения вопроса?», − «Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы?»
  2. Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
  3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.
  4. Процесс самоанализа и самооценки детей своей деятельности.

Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов, самооценка.

(Слайд 11) Педагоги нашего учреждения на занятиях используют следующие проблемные ситуации:

-заранее спланированные,

-придуманные,

-с подготовленным материалом.

- спонтанные ситуации, (связанные с жизнью детей).

Варианты проблемных ситуаций:

(Слайд 12)Проблемные ситуации на выведение следствий.

Проблемная ситуация «Что произойдет?..»

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Содержание: Педагог предлагает ряд вопросов, начинающихся со слов «что произойдет, если...». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы:

- из крана на кухне польется  молоко (фруктовый сок)?

- из тучи вместо дождя станет падать град?

(Слайд 13) Проблемная ситуация «Почему это произошло?»

Цель: учить придумывать следствия последовательности событий.

Содержание: Педагог предлагает детям назвать как можно больше возможных причин и выхода для следующих ситуаций:

- во всем доме погасли все электрические лампочки, откуда человек может добыть свет?;

- речка вышла из берегов и затопила луга, возможные действия человека?

(Слайд 14)Проблемные ситуации с использованием приема «мозгового штурма».

Цель: учить искать способы решения проблемных ситуаций с помощью приема «мозгового штурма».

Содержание:

Педагог предлагает детям проблемные ситуации. Дети должны дать как можно больше вариантов решения этих проблем.

- как нарисовать радугу, имея только 4 цвета в красках?

- как оживить куклу?

- как закрепить детали одежды без ниток?

(Слайд 15)Проблемные ситуации на разрешение противоречий.

Цель: учить формулировать и разрешать противоречия.

Проблемная ситуация «Как быть?»

Содержание:

- Путешественник в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

(Слайд 16) -Необходимо организовать чаепитие игрушкам, а угощенья нет. Из чего мы можем приготовить печенье?;

- Заблудилась девочка в парке и не знает, как ей выйти из леса. Что делать?

(Слайд 17) Проблемные ситуации на применение имеющихся у детей представлений об окружающем мире (практические знания). Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи, применяя имеющиеся знания.

Проблемная ситуация «Как приготовить завтрак для великана?»

Содержание: Педагог предлагает детям рассказать, чем бы они стали отмерять продукты, если бы хотели приготовить завтрак для великана (крупа, молоко, соль и т.д.)?

Детям необходимо предложить различные способы измерения объема.

(Слайд 18)Проблемные ситуации на воплощение замыслов.

Цель: учить создавать замыслы и выражать идеи в жизни.

Проблемная ситуация «Как сохранить летнее настроение зимой?»

Содержание: Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так зимой, когда холодно, мы начинаем вспоминать лето. Можно ли создать летнее настроение зимой?

Педагог выслушивает все версии, которые совместно обсуждаются, дети идею.

(Слайд 19)Исходя из направлений самооценки, могут быть использованы следующие формы самооценки детьми в решении проблемных ситуаций:

- самооценка деятельности;

- самооценка содержания учебного материала;

- самооценка настроения и эмоционального состояния.

          Важным фактором, влияющим на эффективность использования самооценки в обучении, является многообразие ее форм.

(Слайд 20)Учитывая законы развития детской психологии, могут быть использованы следующие варианты самооценки (опора на доминирующий вид мышления дошкольника: наглядно-действенный): применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, например, «Пиктограммы», «Смайлики», «Цветные ладошки» и т.д.

(Слайд 21)  Наглядно-образное мышление дошкольников: используется метод неоконченных предложений, ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана; «Волшебный микрофон», «Клубок»; «Говорящий мешочек», наглядные пособия (дерево самооценки,  лесенка). Дети могут сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, объяснить словами.   

Из опыта работы педагогов нашего дошкольного образовательного учреждения, можно утверждать, что использование таких приёмов самооценки в учебную и игровую деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: