Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников
Документы для скачивания
Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников Рекомендации к предлагаемым играм. Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую они являются наиболее ярким проявление нестандартного мышления. Педагогу важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с другой — прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения. Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных решений и развернутое обоснование, почему какое- то решение им понравилось, а какое- то нет. Игра № 1 Составление предложений. Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами: создавать новые образы из отдельных предметов. Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовать названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу( например, озеро, карандаш, медведь) . Падеж слов можно менять, в предложениях можно использовать и другие слова. Ответы могут быть: - Стандартными( «Медведь утопил в озере карандаш») . - Сложными. С выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов( «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») . - Творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи( «Мальчик тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь») . Игра № 2 Поиск общего. Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов, дать представление о степени существенности признаков. Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом( например, тарелка и лодка) . Ответы могут быть стандартными( «Эти вещи сделаны человеком», «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами для того, чтобы дети четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки. Игра № 3 Исключение лишнего слова. Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов. Игровое задание. Берутся три слова( например, собака, помидор, солнце) . Надо составить два слова, обозначающие предметы, в чем–либо схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющие предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками. Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений( исключить слово «собака», так как «помидор» и «солнце» круглые) и кончая самыми неожиданными. Игра № 4 Поиск аналогов. Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, развивать способность классифицировать явления по их признакам. Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным аналогом( например, с вертолетом) по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой исходный признак их объединяет( например, вертолет, птица, бабочка — все они летают, автобус, поезд — транспортные средства) . Игра № 5 Поиск «противоположных» предметов. Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами, сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное. Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному аналогу( например, дому) , ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам( например, дом — сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрыто в первом случае и открыто — во втором) . Игра № 6 Поиск предметов по заданным признакам. Цель. Формировать способность быстро находить аналоги между различными, не похожими друг на друга предметами, оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков, переключаться с одного предмета на другой. Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два- три названных педагогом предмета. Например, «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции. Например, дверь( она закрывает и открывает помещение) и выключатель( зажигает и гасит свет) ». Игра № 7 Поиск соединительных звеньев Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами. Игровое задание. Называются два предмета, например, лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого слова ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор — копает землю как лопата, и является транспортным средством, как автомобиль. В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соединениями, соседними звеньями цепочки. Игра № 8 Способы использования предмета. Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности. Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например, книга. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета( книга может послужить основой для беседы о нравственных критериях предмета) . Игра № 9 Формулирование определений. Цель. Формировать четкость мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета. Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления( например, дырки) , которое обязательно включало бы в себя все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него попадали все разновидности этого предмета( явления) , а никакие другие предметы под это определение не подходили. Игра № 10 П еречислить возможные причины. Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- то явления все возможные причины, чтобы можно было приработать самые различные версии и только после этого принять решение. Игровое задание. Педагог описывает какую- либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь…». Дети должны быстро назвать как можно больше причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять( начиная от самых банальных — «забыл закрыть дверь», и кончая нетривиальными — «марсиане прилетели») . Игра № 11 С ократить рассказ. Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая второстепенное. Игровое задание. Переделать содержание рассказа максимально кратко — в двух- трех предложениях, сохранить основное его содержание. В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов. ИСТОЧНИК: Бирюкова, Г. А. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников/ Г. А. Бирюкова, О. Д. Щедрина. — Текст: непосредственный/ / Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. ( г. Санкт- Петербург, декабрь 2014 г. ) . — Санкт- Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 67- 69. — URL: https: / / moluch. ru/ conf/ ped/ archive/ 145/ 6455/ ( дата обращения: 04. 05. 2021) .