Проект " Край мой родной"
Документы для скачивания
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области. ПРОЕКТ «Край родной, навек любимый» А втор: Кудачёва И. В. воспитатель Тема. « Край родной, навек любимый » Актуальность. Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, поселку, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем: с историко- культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации” стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Основные задачи нравственно- патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего поселка, города. Решением данной проблемы стала реализация проекта. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка, города, и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Гипотеза. Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил Смоленщину, начнут проявлять интерес к событиям из жизни своего поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям. Задачи: Познавательное развитие Дать знания детям о родном крае, поселке, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в области. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Смоленск. Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине. Социально- коммуникативное развитие. Пробудить в детях чувство любви к своему поселку, городу, уважение к его традициям и обычаям Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края. Речевое развитие. Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление. Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными. Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями. Развивать способность к словотворчетву. Художественно- эстетическое развитие. Познакомить с культурой и традициями Смоленщины. Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний. Использовать художественное слово при знакомстве с историей поселка, города. Физическое развитие. Формировать основы экологического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье. Воспитывать чувства гордости за смоленских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте. Предполагаемый результат: У детей будут сформированы знания о родном поселке, городе, крае. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми. Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь. Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённы х людей в развитии края, города, поселка. Продукт проекта: пополнение материалом мини- музея по краеведению. Участники проекта дети воспитатели родители Сроки реализации Сентябрь 2018 – май 2019 гг. 1 этап: Подготовительный 1) . Информационно- накопительный: Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей. Обращение к специалистам. 2) . Разработка проекта Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом. Создание творческой группы( родители, заинтересованные в данной теме, воспитатель) . Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта. Подбор методической, научно- популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме. Составление плана работы над проектом. 2 этап: Основной Формы и методы работы с детьми Игровая деятельность Настольно- дидактические игры « Собери герб », « Природа родного края» и т. д. Сюжетно- ролевые игры. Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери картинку», «Карта моего поселка », «Город будущего», «Мой край родной», « Узнай, где это? », «Вот моя улица, вот мой дом родной» Познавательное развитие Экскурсии по поселку. Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего поселка. Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “ Смоленск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – С моленщина! », «Красная книга Смоленской области », « Смоляне – участники ВОВ», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи» Просмотр видеофильма «Мой детский сад», « С чего начинается Родина » Посещение музея. Продуктивная деятельность Народное творчество Смоленщины. Лепка «Животные и птицы» Создание папки рисунков « Смоленск – глазами детей и родителей» Изготовление макетов « Мой родной дом », «Наш детский сад». Оформление серии фотоальбомов «Путешествие по поселку Кардымово », «Музеи города Смоленска», «Их имена прослави ли Смоленщину». Развитие речи составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Кардымово » беседы с детьми « Мамочка любимая», «Моя бабулечка самая хорошая», « Наша семья » Ознакомление с художественной литературой знакомство с творчеством детских писателей Смоленщины( библиотека) Разучивание стихов, песен о Смоленщине. Музыка занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек» «Пришла коляда накануне Рождества» «Мы играем в оркестр народных инструментов» Формы и методы работы с родителями Беседы с родителями о важности данной проблемы Оформление папки- передвижки «Люби и знай свой край родной» Изготовление семейных альбомов Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Смоленской области ”, «Птицы родного края», «Природа нашего края» Информация для родителей «История родного города», и т. д. 3 этап. Завершающий 1) . Презентационно – завершающий Оформление уголка краеведения «Мой любимый поселок » Открытое занятие “Моя малая Родина ” Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми. 2) . Контрольно- рефлексивный Подведение итогов. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали? » Литература: Логинова В. И. , Бабаева Т. И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», – С. - Петербург: Детство- пресс, 2000. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2007. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т. В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2005. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М. : УЦ «Перспектива», 2008. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.