a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций" Мишина О. В.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2021-12-20 11:50:39

Документы для скачивания

Выступление Тема: Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций Подготовила: Мишина О. В. , воспитатель МАДОУ ЦРР д/ с №2 г. Шебекино Сегодня часто говорят о развитии творческих способностей детей, об их эмоциональном состоянии и редко – о нравственно ‐ этическом воспитании, нравственных качествах. Это порядочность, совестливость, отзывчивость, доброта, уважение к памяти предков, семейным ценностям, почитание родителей, знание традиций своего края, природного окружения. Расширить границы опыта по восприятию мира, усвоить нормы и культурные традиции своего народа, познакомиться с его природным и духовным богатством дети могут, слушая сказки. Народ своим бытованием создал драгоценный багаж знаний о природе развития и воспитания человека. Духовные сокровища предков передавались в рассказах, пересказах, пословицах, поговорках, сказках, которые несли с собой любовь к Родине, природе, людям, к матери. Велика сила художественного воздействия на детей русской народной сказки. Этот жанр привлекал и привлекает внимание фольклористов, этнографов. Многие исследования посвящены сказке, а произведения искусств( опера, драма, живопись) частично воспроизводят различные сказочные сюжеты. Огромное внимание исследованию роли сказки в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения уделяли педагоги( К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Б. Т. Лихачев и др. ) . Сказка- ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности- одна из главных примет поэтического содержания сказки. Современный итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность- и в то же время она должна подчиняться законам логики». Сказки- произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения- настолько они просты и естественны. Это- свидетельство высочайшего мастерства исполнителей. Сказка- весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий х арактер. Сюжет отличается много эпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка- вымысел. Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло( «Зимовье зверей») , как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных( «Волк и семеро козлят») , что зло наказуемо( « Заюшкина избушка») . Положительные герои в русских народных сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить- м ожно попасть в беду, а уж если так случилось- не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси- лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок « Крошечка- Хаврошечка », «Царевна- лягушка». Мудрость восхваляется в сказке «Мужик и медведь». Сказка- это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что- то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ценностно- нравственные понятия- честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивает нравственные нормы, ценностные ориентиры жизненного пути. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит потому, что положение этого героя среди других- более привлекательно. Автор считает, что сказка прививает добро, а не тольк о поддерживает его в ребенке. Следовательно, сказка не разрушает личность, а созидает. В. А. Сухомлинский писал: «В народной сказке на протяжении многих веков откладывались бесценные жемчужины речевого бога тства. Сказка- это ни с чем не сравнимый мир детства не только в прошлом человека, но и в наше время в эпоху электроники, атомной энергии и полетов в космос. Я вижу важную воспитательную задачу в том, чтобы в детстве от трех до двенадцати лет каждый человек взял из мира сказки для своего развития все, что только можно и нужно взять». Великий русский педагог К. Д. Ушинский причину успеха сказок у детей видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Благодаря сказке в душе до школьников с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и, главное, чувства, которое является п оказателем основ духовности. И педагог должен знать, что вместе с этим закладываются основы национальной культуры. Остановимся на одной из моделей знакомства детей со c казкой. Работа проводится в несколько этапов. 1. Предварительное знакомство с текстом: разъяснение особенностей языка сказки, незнакомых детям слов, слушание присказки. 2. Знакомство с содержанием сказки: чтение, прослушивание аудиозаписи в исполнении мастеров выразительного чтения, просмотр слайд ‐ фильмов, диафильмов, прослушивание музыки русских композиторов, рассматривание иллюстраций, репродукци й, старинных предметов. 3. Обсуждение мотивов поведения героев в различных ситуациях, их отношения к себе, другим, миру. 4. Актуализация чувств детей( какие чувства и эмоции возникли в ходе слушания сказки и почему, с чем связаны) . 5. Беседа по содержанию сказки о поступках, характерах героев, времени и месте событий. 6. Обсуждение атрибутики сказки: одежда, предметы быта, изба. 7. Проигрывание сказки по ролям: от лица сказочника и сказочных героев. 8. Драматизация сказки с использованием резиновых игрушек, пальчикового театра, картинок, народных игрушек и др. 9. Пересказ текста сказки. 10. Самостоятельное рассказывание начала сказки; продолжение сказки, начатой другим ребенком; придумывание своих эпизодов или окончания произведения. 11. Рисование, лепка, аппликация, изготовление героев сказок из природного материала. Этот алгоритм работы над сказками является приоритетным. Подбирая произведение, мы ориентируемся на то, что оно доступно пониманию детей, что в дошкольном возрасте уже можно сделать выводы, т. е. извлечь нравственный урок. В сказках дети могут найти аналогии тому, что отражено в пословицах. Например, сказка «Репка»: «Там, где дружат, живут – не тужат ». «Кот и петух»: «Друг познается в беде». «Теремок»: «В тесноте да не в обиде». « Заюшкина избушка»: «На чужой каравай рот не разевай » и др. Проигрывая сказки, дошкольники осознают значимые ценности: доброту, красоту, отзывчивость, сострадание, учатся понимать поведение героев и изменять свое, выражать эмоции, действовать сообща. Именно эти качества личности педагогам предлагается развивать у детей, реализуя образовательные области федеральных государственных стан ‐ дартов. Мы убедились, что рассуждения с ребенком о поступках героев сказок дают ему возможность проанализировать и спрогнозировать свои собственные поступки, «слова и помышления, нап равив их в нужное русло». Хотелось бы еще раз напомнить, что на характер, поведение и чувства ребенка влияет среда, в которой он живет. Читайте и рассказывайте вашим детям сказки дома или на прогулке, прослушивайте аудиозаписи, посещайте театр. Источники 1. Бунятова А. Р. Роль сказки в формировании духовно ‐ нравственных ценностей у детей дошкольного возраста/ / Успехи современного естествознания. 2010. № 6. 2. Короткова Л. Д. Духовно ‐ нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки. Сказка уч ит жить: Конспекты занятий. М. Перспектива, 2011. 3. Кузина Т. Ф. , Батурина Г. И. Занимательная педагогика народо в России: советы, игры, обряды. 2 ‐ е изд. М. : Школьная пресса, 2001. 4. Г. Иванова Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций/ / Дошкольное воспитание № 6/ 2016 5. Кобышева Л. И. Пути и средства личностной подготовки школьников к вузовскому социуму/ / Сб. науч. тр. Sworld по материалам международной научно- практической конференции. 2012. Т. 15. № 3. С. 71- 76. 6. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М. , 1986. С. 85. 7. Шалова С. Ю. Системно- ориентационный подход к анализу научно- педагогического творчества/ / Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7( 19) . С. 204- 207. 8. Гуманистические ценности образования и воспитания( 90- е годы ХХ в. , Россия) : Педагогическое исследование. Научная школа З. И. Васильевой. / З. И. Васильева. СПб. , 2003. 336 с. 9. Леонтьев Д. А. Методы изучения ценностных ориентаций. М. , 1992. С. 41. 10. Шалова С. Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза/ / Науковедение: интернет- журнал. 2013. № 3( 16) [ Электронный ресурс] . URL: 11. http: / / naukovedenie. ru/ sbomik48ПВН313. pdf( дата обращения: 07. 12. 2013) . 12. Кобышева Л. И. , Кротова А. П. Самоопределение как условие становления профессионализма будущих педагогов/ / Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 2. С. 95- 103. 13. Обухова Л. Ф. Детская( возрастная) психология: учебник. М. , 1996. 374 с. 14. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М. , 1980. С. 63- 64. 15. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. М. , 2002. 496 с. 16. Научная библиотека КиберЛенинка: http: / / cyberleninka. ru/ article/ n/ vliyanie- russkoy- narodnoy- skazki- na- formirovanie- tsennostnyh- orientatsiy- doshkolnikov# ixzz4efRyq3Vv

Оставить комментарий: