Конспекты родительских собраний
Документы для скачивания
Конспект родительского собрания для родителей детей 6 класса «Успешность обучения: от чего она зависит? » Цель: актуализировать проблему успешности учебной деятельности шестиклассников. Задачи • обобщить знания родителей по проблеме успешности обучения; • изучить отношение учащихся класса к учебной деятельности; • проанализировать качество обучения учащихся класса; • способствовать повышению педагогической культуры родителей. Форма проведение: традиционное собрание. Участники: классный руководитель, родители, психолог, учителя- предметники. Подготовительной этап: анкетирование учащихся и родителей. Методика «Мотивация учебной деятельности»( для учащихся) Инструкция. Выберите доводы, характеризующие ваше отношение к предмету. Запиши номер и букву подходящего довода в бланк ответов. № Люблю предмет, потому что. . . Не люблю предмет, потому что. . . 1 а) данный предмет интересен б) данный предмет неинтересен 2 а) нравится, как преподает учитель б) не нравится, как преподает учитель 3 а) предмет нужно знать всем б) предмет не нужно знать всем 4 а) предмет нужен для будущей работы б) предмет не нужен для будущей работы 5 а) предмет легко усваивается б) предмет трудно усваивается б а) предмет заставляет думать б) предмет не заставляет думать 7 а) предмет считается выгодным б) предмет не считается выгодным 8 а) требует наблюдательности, сообразительности б) не требует наблюдательности, сообразительности 9 а) предмет требует терпения б) предмет не требует терпения 10 а) предмет занимательный б) предмет не занимательный 11 а) товарищи интересуются этим предметом б) товарищи не интересуются этим предметом 12 а) интересны отдельные факты б) интересны только отдельные факты 13 а) родители считают этот предмет важным б) родители не считают этот предмет важным 14 а) у меня хорошие отношения с учителем б) у меня плохие отношения с учителем 15 а) учитель часто хвалит б) учитель редко хвалит 16 а) учитель интересно объясняет б) учитель неинтересно объясняет 17 а) получаю удовольствие при его изучении б) не получаю удовольствия при его изучении 18 а) знания по предмету необходимы для поступления в вуз б) знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в вуз 19 а) предмет способствует развитию общей культуры б) предмет не влияет на развитие культуры 20 а) предмет влияет на изменение знаний о мире б) предмет не влияет на изменение знаний о мире 21 а) просто интересно б) неинтересно Анкета «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка? »( для родителей) 1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учебном году? а) 4; б) 3; в) 2. 2. Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка, вы знаете? а) знаю всех; б) знаю половину; в) знаю лишь некоторых. 3. Как часто вы просматриваете тетради( учебники) ребенка ради интереса? а) постоянно; б) 1- 2 раза в месяц; в) ни разу. 4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и вы неспособны ему помочь, что вы будете делать? а) обращусь за помощью к учителям; б) пойду к завучу; в) заставлю ребенка более серьезно учить предмет. 5. Знаете ли вы увлечения( интересы) своего ребенка? а) да, знаю; б) частично; в) догадываюсь, но точно не знаю. 6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время? а) да; б) иногда; в) нет, но догадываюсь. Обработка результатов Подсчитайте количество отмеченных вами высказываний «а», «б» или «в». Если лидирует ответ «а»- вы знаете, когда ребенок нуждается в вашей помощи. Если лидирует ответ «б»- вас волнуют более серьезные проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей жизнедеятельности ребенка. Если лидирует ответ «в»- вы вместе с другими членами вашей семьи должны помочь ребенку. Оформление помещения, оборудование и инвентарь: цитаты на доске: • «Страшная это опасность- безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и. . . ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли»( В. А. Сухомлинский) ; • «Успех в учении- единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»( В. А. Сухомлинский) ; • Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью( Л. Н. Толстой) . Ход собрания I. Вступительное слово классного руководителя Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Родители учащихся также заинтересованы в этом. Но иногда учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, но желания нет». В данном случае у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает и развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти и похожие вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Поиску ответов на них и посвящена наша встреча. II. Выступление психолога Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он равнодушно относится к учению и знаниям, не испытывает интереса к учению, не осознает потребности в нем. К сожалению, в школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве основной побудительной силы выступает отметка. Отметка- определенная форма оценки. Оценка всегда есть и должна быть как можно более развернутой. Детям очень важно знать, как их учебная деятельность, их школьные успехи оцениваются другими( учителями, родителями, сверстниками) . Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого- либо прогресса, достигнутого ребенком, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности. Эффективность учебной деятельности школьника зависит как от генетических задатков, так и от знаний и навыков, приобретенных самим учеником. Успеваемость, в первую очередь, зависит от уровня мотивации. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются: • «потребность во взрослости»- нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе; • особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека; • общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками; • стремление подростка на основе мнения другого человека( сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении; • стремление подростка к самостоятельности; • увеличение широты и разнообразия интересов( расширение кругозора) , сочетающееся с проявлением большей избирательности, дифференцированное™, - • определенность и устойчивость интересов; • развитие у подростка специальных способностей( музыкальных, литературных, технических и т. д. ) . Негативные характеристики учебной мотивации у подростков объясняются рядом причин: • незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми; • стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого; • стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно- воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы; • недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем, снижает положительное отношение к обучению; • избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из- за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу; • излишняя широта интересов может приводить к поверхности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия( чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др. ) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности; • неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании. Однако мотивы положительного отношения к учению осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения. Большинство школьников 5- 8 классов считает, что для них наиболее значимым является мотив овладения новыми знаниями. В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Социальные мотивы учения в подростковом возрасте все более совершенствуются, у ребят обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание смысла учения. Качественные происходят в так называемых позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию( позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими- взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека. Главное же содержание мотивации в этом возрасте- научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности. III. Анализ успеваемости учащихся класса, учебной мотивации Таким образом, критериями успешности обучения являются успеваемость школьника и мотивация его обучения. Проанализируем успеваемость учащихся класса. ( Анализ успеваемости можно построить по схеме: • количество отличников, хорошистов, троечников, неуспевающих учащихся, учащихся с одной тройкой; • динамика успеваемости класса за последние 3 отчетных периода( последние 3 четверти) ; • высокий показатель качества обучения по предметам( каким? ) ; • низкий показатель качества обучения по предметам( каким? ) ; • предполагаемые причины низких результатов обучения. ) Причинами неуспеваемости, как правило, являются низкая учебная мотивация, низкий уровень развития познавательных процессов, недостаточный контроль родителей, отсутствие или недостаточное взаимопонимание учащихся и учителя. Каковы же показатели учебной мотивации учащихся? Об этом нам расскажут результаты анкетирования учащихся. Учащимся было необходимо соотнести все учебные предметы с предложенными высказываниями и выбрать самые подходящие к каждому предмету. Таким образом, мы получили следующий результат: • самый популярный учебный предмет- ( какой? ) , потому что( ответы детей) ; • данный предмет интересен- ( количество учащихся) ; • предмет легко усваивается- ( количествоучащихся) ; • требует наблюдательности, сообразительности, терпения- ( количество учащихся) ; • предмет нужен для будущей работы, знания по предмету необходимы для поступления в вуз- ( количество учащихся) ; • родители считают этот предмет важным- ( количество учащихся) ; • учитель интересно объясняет, учитель часто хвалит, у меня хорошие отношения с учителем- ( количество учащихся) ; • рейтинг популярности предметов( перечисление) . IV. Выступление учителей- предметников Учителя анализируют успеваемость учащихся по предмету, их активность, работоспособность на уроке, отношение к выполнению домашних заданий. Подводят итог, выдвигая требования к учащимся и родителям. V. Обсуждение способов решения обозначенных проблем Мы выяснили причины обсуждаемой проблемы, и теперь вы знаете: как будет ваш ребенок ходить в школу, с удовольствием или неохотой, зависит не только от школы, но и от семьи. Давайте попробуем найти решение проблемы. Вариант 1. Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым предметом в школе. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше( заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа) . Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определенную схему решений. Вариант 2. Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона. 1. Не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах? » и т. д. 2. Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь! » Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится. 3. Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово- это одно, а дело- совсем другое. Вариант 3. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем. Вариант 4. Возьмите на заметку. 1. Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ученик- грустное зрелище на уроке. 2. Пусть сын или дочка видят ваш интерес к заданиям, которые они получают, и книгам, которые они приносят из школы. 3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора. 4. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности. 5. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей. 6. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких- либо событиях. 7. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно. Вариант 5. Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования». 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка. 2. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме. 3. Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках. 4. Задавайте вопросы вместо приказаний. 5. Дайте возможность ребенку спасти свое лицо. 6. Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними. 7. Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним. 8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым. 9. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручили. VI. Подведение итогов собрания В завершение нашей встречи мне бы хотелось воспользоваться высказыванием французского писателя и философа Жан- Жака Руссо: «Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Наша задача организовать взаимодействие с детьми так, чтобы можно было решить обозначенные сегодня проблемы. А для этого нужно создать условия, от которых будет зависеть степень активности школьника в учебном процессе. К ним относятся: • личная заинтересованность ученика в получении знаний; • уровень учебных умений и навыков учащегося; • взаимоотношения, сложившиеся с конкретным учителем, стиль общения педагога; • характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом коллективе, классе; • отношения родителей или других значимых лиц к самому процессу получения образования в целом и к отдельным предметам в частности; • стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе; • социальная ориентация общественного мнения в необходимости той или иной учебной дисциплины и т. д. Дополнительный материал Памятка родителям. Контроль за выполнением домашних заданий Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашнего задания, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка! 1. Не сравнивайте его умения с умениями других учащихся. 2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение. 3. Создавайте условия для успешного выполнения ребенком домашних заданий. 4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашние задания, это сослужит им плохую службу. 5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели. 6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов. 7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций. 8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий. 9. Хвалите ребенка за своевременное и качественное выполнение домашних заданий. 10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи. 11. Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по разным предметам. 12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем- то жертвовать. 13. Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому- либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю- предметнику или завучу. 14. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности. 15. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Конспект беседы с родителями по теме «Вечны е ценности ». Описание материала: в данном конспекте просветительской беседы по теме «Вечные ценности: о родительской любви» раскрываются взаимоотношения родителей с детьми и советы по воспитанию детей. Материал будет полезен воспитателям в детских садах для проведения бесед с родителями, а также классным руководителям в школе на классных часах или собраниях. Конспект беседы с родителями по теме «Вечные ценности: о родительской любви» в детских садах и школах. Цель: помочь родителям в их нелегком труде – воспитании детей. В основе любых достойных человеческих отношений лежит любовь. Например, любовь к Родине рождает патриотизм, уважение к своим предкам, любовь к ближним- сострадание и доброту, порядочность, любовь к избраннику- целомудрие и преданность, любовь к детям- жертвенность и ответственность. Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребенка и дать ему физиологическую жизнь, еще нужно суметь открыть для него путь к любви, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник истинного счастья и духовного характера человека. Строить родительскую любовь необходимо на понимании и уважении личности ребенка, желании посмотреть, понять и оценить мир его глазами. Только тогда можно найти общий язык и обойти противоречия между двумя поколениями- взрослых и детей. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - это и есть условия истинной родительской любви. Помимо понимания и уважения к себе как личности дети должны видеть перед собой и личный пример их родителей. Они повторяют все то, что их окружает в семье и если перед их глазами есть образец любви, то и они впоследствии будут строить свои чувства по отношению к окружающим людям на основе добра и любви. Если ребенок не научится с детства любви в семье своих родителей и не привыкнет искать счастье во взаимопонимании, это может привести к его поиску в дурных и злых влечениях. Особая роль здесь отводится самому дорогому человеку – это маме. Она является центром любви в семье, примером и образцом для подражания. Но у нее порой не хватает времени заниматься в должной степени своим чадом, особенно в сегодняшнем мире. Слишком много на ней лежит обязанностей: домашнее хозяйство, работа, а если муж не является единомышленником в общем деле воспитания, то ребенок фактически лишен правильного понимания любви и воспитания этого высокого чувства. Что для взрослых кажется мелочью и недостойным внимания, для детей имеет огромное значение. Например, на вопрос, « Какими вы бы хотели видеть своих родителей? » можно услышать в ответ- внимательными или менее легкомысленными. Расскажу такой пример: «Когда мама обещает забрать дочку из детского сада в три часа дня, та ее ждет все время у окошка. Но 3 часа проходит, а мама не забирает домой и только к 5 часам приходит, да еще не сама, а бабушка. Девочка обижается и считает поступок легкомысленным. Травма в душе ребенка может остаться на долгие годы, ведь дети- ранимые и очень чувствительные существа на земле. Этот случай как раз иллюстрирует необходимость более бережного и внимательного отношения к ребенку, уважения в нем личности с самого раннего детства и ответственности перед ним. Не исключено, что такие эпизоды могут положить началу недоверия и глубокой трещине в отношениях между ней и дочерью. Чему удивляться, если в 16 лет она будет гулять по ночам, огорчать и расстраивать свою мать. В родителях ребенок должен видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга, единомышленника и наставника в жизни. Дети очень остро чувствуют неискренность, с ними надо разговаривать на равных. Многие стараются криком добиться нужного результата, но в ответ получают совсем другое отношение. Доводить информацию до ребенка нужно спокойным, ровным голосом, объясняя, а не ругая. Стоит постараться вникнуть в проблему, понять, убедить и простить. Учиться любви надо самим родителям и учить этому своих детей. И суждено им делать это всю жизнь, изо дня в день. Главное- набираться мудрости, быть искренним и жертвенным. Иначе страшные последствия не только для них самих, но и для общества в целом может принести слепое и эгоистическое родительское чувство. И наоборот, какие блага и радости для всех окружающих способна подарить мудрая родительская любовь, взрастившая в человеке лучшие духовные качества и раскрывшая в нем удивительную способность любить! Участвуйте в жизни ребенка, он в этом нуждается. Слишком много в жизни соблазнов для неокрепшего сознания и при не вполне определенных жизненных ценностях. Для выработки правильного отношения к этим соблазнам необходима ваша поддержка. Исходя из выше изложенного, можно дать несколько советов родителям: 1. Как можно чаще проявляйте живую заинтересованность делами и чувствами своих детей, чтобы они постоянно видели от вас поддержку и заботу. 2. Говорите им, что вы их очень любите. 3. Больше времени проводите с ними, когда возможно, читайте книги, гуляйте вместе на природе, занимайтесь спортом. 4. Убедите, что вы всегда сможете понять и поддержать их в трудную минуту. 5. Не подавляйте творческую активность своим авторитетом, а наоборот помогайте развивать ее. Пусть они почувствуют себя личностями. 6. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это вызывает желание сделать наоборот. 7. И учитесь слушать и слышать. Следуя этим советам, я думаю можно добиться хороших результатов в вопросах воспитания детей. Они в свою очередь передадут знания и умения, приобретенные от родителей своему будущему потомству. Все мы в ответе за будущее наших детей и всего человеческого общества.
Конспект родительского собрания на тему" Семья- опора для подростка" Цель: Объединение воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности. Задачи: Познакомить родителей с особенностями поведения подростков. Обсудить причины их возникновения. Предложить родителям практические рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций. Форма собрания: б еседа. Ход родительского собрания З дравствуйте, уважаемые родители, я рада вас видеть на нашей встрече. Сегодня тема нашего родительского собрания «Семья- опора для подростка» Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей нередко возникает случайно и внезапно. Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по- другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Что может стать причиной проблем в поведении ребенка? Как вы думаете? ( родители приводят аргументы. ) Как уже было отмечено, подростковый возраст является по сути кризисным. Для этого существуют как внешние, так и внутренние( биологические и психологические) предпосылки. Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда- необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно- полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно- трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье( помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться) ; подросток начинает интенсивно рефлектировать себя. Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный «Физический рост и половое созревание( появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит рост тканей и систем организма) . Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму. Как вести себя с трудным ребенком и как разрешить возникшие проблемы? ( Дискуссия) Перед родителями стоит двойная задача: с одной стороны, они — педагоги, и должны создавать правильные образцы поведения ребенка, воспитать его вкус, музыкальный и художественный, давать нужные книги, учить необходимым навыкам, стараться вложить в него самое нужное, чтобы он сумел нормально войти во взрослую жизнь. Вторая их функция — быть для ребенка самыми лучшими на свете друзьями. Родителями, которым он доверяет. На кого подросток может положиться. Те, кто знают его, не отвергают и не отметают его интересов! При этом, конечно, важно соблюсти субординацию — быть старшими и авторитетными товарищами и не потакать ребенку во всем. Зачастую ребенок уходит в виртуальный мир из- за отсутствия нормальных, реальных увлечений. И нам надо направить детей в нужное русло. Кружки, спортивные секции, рыбалка, туризм, просто поездки за город — все это может отвлечь детей от ненужных пристрастий. Конечно, самое лучшее, когда они занимаются всем этим вместе с нами. Например, мы с детьми на даче часто что- то строим, катаемся на велосипедах, ходим в лес, им также очень нравится готовить. Мама в детстве учила меня шить, папа — что- то делать руками, дядя — водить автомобиль. Мне и сейчас интересно общаться с родителями именно потому, что они с детства задавали мне тон. Родители всегда ненавязчиво шли впереди нас и показывали, что читать, слушать, смотреть, чем увлекаться. Теперь я стараюсь передать все это уже своим детям. И вообще воспитание детей — огромный стимул для нашего собственного духовного, нравственного и интеллектуального роста, Воспитывая чад, мы сами постоянно чему- то учимся, чтобы идти на два шага впереди них. Ведь учить и воспитывать можно только личным примером. Очень часто дети бегут от родителей из- за гиперопеки. Если мы с кем- то дружим, то предполагаем, что имеем внутреннюю свободу и что другой — это личность, которую надо уважать. Ребенок это отношение пронесет через всю свою жизнь, какие бы с ним неприятности, трудности и даже падения ни происходили в жизни. Подростковый возраст труден не столько для родителей, сколько для самого ребенка: он активно растет, поэтому иногда плохо себя чувствует; в его организме происходит гормональная перестройка. Порой он не понимает, что с ним происходит, становится ранимым, уязвимым, у него часто случаются перепады настроения и т. п. Все наши резкие слова: " ненавижу" , " не люблю" , " можешь уходить" — могут больно ранить ребенка и даже довести до самоубийства. В этом возрасте человек еще не ценит жизнь, не имеет страха. Подросток еще не понимает, как взрослеть правильно, и делает это через неадекватные поступки и противление взрослым. Ему хочется самостоятельности, но он еще не знает, как ее реализовать. Ругая подростка, делая ему замечания, мы только еще больше настраиваем его против себя. Он сейчас нуждается не в нравоучениях, а в сочувствии и понимании. Родительский авторитет и власть нужно в этом возрасте использовать лишь тогда, когда душе или здоровью ребенка угрожает реальная опасность. Подросток не терпит сюсюканья и фальши. Если стоя к нему спиной, беседуя по телефону или вечерами занимаясь «работой, прихваченной с работы», вы спрашиваете у него «как дела? », то ответ услышите такой же — из- за плеча, пустой и ничего не значащий. Конкретный, доброжелательный, открытый и искренний период в жизни человека закончился в пяти — восьмилетнем возрасте, когда на вопрос «как дела» он рассказывал про дела, про мысли и планы. Теперь об искренности можно мечтать и зарабатывать ее встречной искренностью, вниманием и терпением. Не обижайтесь на невнимание и вечную занятость подростка. Во- первых, посмотрите на себя. Сколько времени вы ему уделяете? Во- вторых, друзья для подростка, действительно, значат очень многое, если не все. Его друзья доверия теперь имеют больше вас. Знайте это и принимайте, как аксиому. Иначе улетите в те проценты родителей, которые доверие утратили вовсе. Не расспрашивайте ни о чем с пристрастием, раздражительностью и осуждением, особенно когда чувствуете ответное напряжение и отпор. Подождите немного, пока эмоции успокоятся. Дайте понять, что вам искренне интересно, с каким счетом закончилась игра, кто победил в кастинге, и какого цвета у подружки туфли. Ваша корона не упадет, если вы снизойдете до интересов ребенка. Разговаривайте с человеком лучше меньше, да лучше: не спеша, спокойно, сдержанно и с уважением. Не надо по- другому — «наломаете дров» недоверия, разгребать которые подросток не будет. Это будет ваш «лесоповал», который раздавит остатки доверия окончательно. Делитесь с подростком своими планами. Пусть он критикует вас и дает наивные советы, но он должен учиться участвовать, сопереживать, принимать решения и отвечать за них. Пусть вы станете «подопытным кроликом» и явитесь на вечеринку к шефу в кофте кислотного цвета! Зато выбрала ее для вас дочь! Спрашивайте подростка, как он себя чувствует не только тогда, когда он заболевает. В организме подростка многие процессы происходят впервые, поговорите с ним и узнайте, что его волнует. Даже если полгода назад вы и получили на свой вопрос отрицательный ответ. Изменения происходят постоянно, поэтому вопросы тоже должны обновляться. Девочку не могут не беспокоить набухающие груди, а мальчика — утренние поллюции. Расскажите ребенку, что это такое. Физиологические подробности взрослеющего организма он должен узнать от вас, а не от «консультанта в подворотне». То же самое относится и к сексуальной жизни, которая когда то начнется, хотим мы этого или не хотим. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь. Никогда не врите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким- то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз- другой, доверия ждать уже не приходится. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов. Надо понимать, что дети даются нам на время, и не надо экономить на общении. Мы не должны упустить момент: до поступления в школу мы видим их целыми днями, потом все реже, а потом они вступают в самостоятельную жизнь. И уже другие люди оказывают на них очень сильное и не всегда благоприятное влияние. Если вы не интересуетесь жизнью ребенка, когда ему лет десять, не знаете, с кем он дружит, то когда ему исполнится пятнадцать, вам не о чем с ним будет говорить. А лет в двадцать он вообще с вами общаться не будет, разве что по праздникам! Спешите общаться. Подведение итогов. У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое – хорошие родители. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви- поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если впервые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь- источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка. Именно поэтому искренняя, безусловная любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая во всеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие и к другим детям, к детям других родителей, и к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей, и их родителей. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Эмоциональное благополучие в семье никогда не может возникнуть само собой, его нужно строить. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, мужем и женой имеется в виду некий диалог, взаимодействие членов семьи друг с другом. В дружной семье, при всей индивидуальности её членов, царят взаимная поддержка и помощь, дружественные отношения, неразделимость радостей и горестей. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены её. “Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание” А. С. Макаренко- к каждому нужен свой подход; - любить и уважать детей, какими бы они ни были; - побольше общаться с ребёнком; - принуждение и наказание; - посещение школьных мероприятий; - не оставлять с проблемами наедине; - контроль, загруженность домашними делами, требовательность; - с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо; - не оставлять воспитание на более позднее время; - не унижайте и не оскорбляйте ребенка; - не навешивайте ярлыки типа: “растяпа”, лодырь”, “ неряха ” и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку; - избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов; - отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю”; - объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка; - отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка. А закончить наше собрание я хочу стихотворением: Дети – это счастье, дети – это радость, Дети – это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит Бог. Дети, как ни странно, также испытанье. Дети, как деревья, сами не растут. Им нужна забота, ласка, пониманье. Дети – это время, дети – это труд. Дети – это чудо, доброты посланье, Лучики восхода, капельки любви. Дети – это каждой девушки желанье( Даже карьеристки, в глубине души) . Дети – это ночью частые вставанья, Дети – это соски, колики, горшки. Дети – это споры в вопросах воспитанья, Мамины молитвы, папины посты. Дети – это ласка, искренность и дружба. Спорят понарошку, любят так всерьёз. С ними нам лукавить, прятаться не нужно- Детскими глазами видно нас насквозь. Дети – это папы часто нету дома, Дети – это мама дома целый день. Дети – это часто узкий круг знакомых, Собственные планы двигаются в тень. Дети – это будто жизнь пошла сначала: Первые улыбки, первые шаги, Первые успехи, первые провалы. Дети – это опыт, дети – это мы.
Родительское собрание на тему: «Давайте познакомимся или мы- в пятом классе» Цель родительского собрания: знакомство классного руководителя с родительским составом класса, знакомство родителей с родителями вновь пришедших учащихся, определение перспектив развития детского коллектива. Задачи родительского собрания: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей; ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в среднем звене школы; проанализировать трудности, которые могут возникнуть у пятиклассников; провести выборы родительского комитета. Форма проведения: традиционное собрание Участники: Классный руководитель, родители учащихся. План собрания: Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя. Что ждет ребенка в пятом классе. Обсуждение перспектив и проблемных вопросов. Решение организационных вопросов. Выборы родительского комитета Подведение итогов собрания Ход собрания I. Организационный момент: Уважаемые родители! Перед началом нашего собрания хочу предложить вам принять участие в анкетировании( Приложение 1) . Полученная информация необходима для анализа и планирования организации учебно- воспитательного процесса, а также поможет мне познакомиться с индивидуальными особенностями ваших детей. II. Вступительное слово классного руководителя: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем собрании. Для начала я хочу поздравить вас с началом учебного года и поблагодарить всех, кто смог сегодня прийти. У ваших детей начальная школа уже позади. Дети повзрослели, стали учащимся пятого класса. Начало учебы в пятом классе – особый этап в школьной жизни не только для детей, но и для родителей. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе. Я в свою очередь приложу все усилия, чтобы облегчить адаптацию детей к средней школе. Но прежде чем мы приступим, позвольте представиться. Зовут меня Новикова Татьяна Ивановна, учитель английского языка и теперь ваш классный руководитель. Спасибо, что ответили на вопросы анкет, я подробно ознакомлюсь с ними и в случае, если возникнут вопросы буду беседовать с вами в индивидуальном порядке. Так как анкеты содержат максимальное количество информации о вас, будем считать, что мы познакомились. III. Что ждет ребенка в пятом классе. Обсуждение перспектив и проблемных вопросов? Переход ученика из начальной школы в основную является важным этапом в его жизни. От того, насколько успешным будет этот переход, зависит дальнейшее обучение ребёнка. Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувством взрослости. Что подразумевается под термином взрослость? Это может проявляться в манере поведения т. е. результат прямого подражания старшим, у некоторых это проявляется в интеллектуальной деятельности и интересах, т. е. у ребенка возникает желание самообразовываться, самостоятельно усваивать знания не только школьной программы, но и за ее пределами. Задача родителей и классного руководителя поддерживать ребенка в этот период, помогать ему, направлять его энергию и идеи в нужное для него русло, следить за интересами детей. Для большинства детей этого возраста чрезвычайно важно признание окружающими того, что они уже не маленькие. Неудовлетворенность в этом признании может выражаться в обидах и всевозможных формах протеста и непослушания. Дети будут пытаться проявлять самостоятельность в учебе, в отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любимых занятиях. От вас как от родителей требуется терпение, поддержка и понимание. Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации: Умение осознавать требования учителя и соответствовать им; Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами; Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками; Навыки уверенного поведения; Навыки совместной деятельности; Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем; Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников: Овладение базовыми школьными знаниями и умениями; Формирование умения учиться в средней школе; Развитие учебной мотивации, формирование интересов; Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других Формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе. Формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития. IV Решение организационных вопросов. О питании в школьной столовой( стоимость питания, питьевой режим) Режим работы школы Расписание уроков и звонков Сменная обувь Ведении дневников Классный уголок Контактная информация V Выборы родительского комитета Председатель – Члены…. . VI Подведение итогов собрания Наше родительское собрание подошло к концу. Я подготовила для вас памятки, содержащие контактную информацию. Благодарю вас за совместную деятельность, надеюсь на дальнейшее взаимопонимание. «Золотые» правила воспитания · Учитесь слушать и слышать своего ребёнка. · Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия. · Не давайте ребёнку несбыточных обещаний и надежд. · Не ставьте ребёнку каких бы то ни было условий. · Будьте тактичны и сдержаны в проявлении мер воздействия на ребёнка. · Не наказывайте ребёнка за то, что позволяете делать себе. · Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чего- либо. · Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями. · Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов. Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере! · Умейте принять и любить ребёнка таким, каков он есть. · Помните: повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. · К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи. Приложение 1 Анкета для родителей учащихся 5- А класса. Уважаемые родители! Просим Вас внимательно ознакомиться с содержанием анкеты и постараться максимально точно ответить на вопросы. Данная информация необходима для анализа и планирования организации учебно- воспитательного процесса Ф. И. ученика_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Ф. И. О. мамы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Образование: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Место работы: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Занимаемая должность: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Телефон: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Ф. И. О. папы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Образование: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Место работы: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Занимаемая должность: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Телефон: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Домашний адрес: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 1. С каким настроением ваш ребёнок рассказывает Вам о школе? С радостью С грустью Проявляет безразличие 2. Достаточно ли Вы информированы о жизни ребёнка в школе? Да Н ет Частично 3. Имеются ли у Вашего ребенка особенности поведения, о которых должен быть осведомлен классный руководитель? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Есть ли у Вашего ребенка аллергия( указать на что именно) ? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. К каким учебным предметам проявляет интерес ваш ребёнок? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Какая внеурочная деятельность больше всего увлекает вашего ребёнка? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7. Может ли ваш ребёнок самостоятельно организовать свою деятельность? Да Н ет Частично 8. От кого исходит инициатива к выполнению домашнего задания: От ребенка О т родителей 9. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашнее задание? Да Н ет Частично 10. Испытывает ли трудности ребенок при выполнении домашнего задания? Да Н ет Частично 11. Сколько времени затрачивает ребенок на выполнение домашнего задания? От 1 до 1, 5 часов от 1, 5 до 2 часов Б олее 2- х часов 12. Какие школьные предметы вызывают затруднения у Вашего ребенка? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ И почему на Ваш взгляд? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13. Удовлетворяют ли Вас условия, которые созданы для ребёнка в школе: - уроки Д а Нет Частично- внеурочные занятия Д а Нет Частично- санитарно- гигиенический режим Д а Нет Частично- организация питания Д а Нет Частично- режим работы школы Д а Нет Частично- безопасность Д а Нет Частично Ваши предложения: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14. Из предлагаемых ниже задач обучения отметьте галочкой 4 наиболее важных с вашей точки зрения: - приобретение необходимых знаний; - комфортное эмоциональное состояние ребёнка; - умение ребёнка высказывать свою точку зрения; - чувство уверенности ребёнка в своих силах; - умение ребёнка находить контакт и взаимодействие с окружающими его людьми; - умение ребёнка точно и последовательно выполнять поставленную перед ним задачу; - хорошо развитое воображение, умение фантазировать; - развитие в ребёнке познавательного интереса, желание учиться, узнавать новое. 15. Дополнительные сведения( статус одинокой матери, вдова( вдовец) , многодетная семья, чернобыльцы, инвалиды, беженцы и др. ( необходимое подчеркнуть) ) 16. В каких делах класса вы смогли бы помочь: - Организация экскурсии. - Ремонт мебели. - Помощь в организации походов, поездок. - Помощь в организации досуговой деятельности. - Оформление кабинета к праздникам. - Другое Ваши предложения и пожелания: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Большое спасибо!