Комплекс артикуляционной гимнастики шипящих звуков
«Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Методические рекомендации: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
- Нельзя надувать щёки.
- Следить, чтобы ребёнок произносил звук [ф], а не звук [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
«Фокус».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Методические рекомендации: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
«Наказать непослушный язычок».
Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Методические рекомендации: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
«Блинчик».
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
- Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
- Боковые края языка должны касаться углов рта.
«Приклей конфетку».
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Методические рекомендации: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
- Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
- Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
- Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
«Грибок».
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Методические рекомендации: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
- Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
- Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
- При повторении упражнения надо открывать рот шире.
«Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Методические рекомендации: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
- Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
- Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка