a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Комплекс артикуляционной гимнастики шипящих звуков

Автор: Голубец Татьяна Дмитриевна Опубликовано: 2021-12-25 14:43:28

 «Кто дальше загонит мяч».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Методические рекомендации: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  2. Нельзя надувать щёки.
  3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук [ф], а не звук [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

 «Фокус».

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Методические рекомендации:  улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
  3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 «Наказать непослушный язычок».

Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Методические рекомендации:  немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 «Блинчик».

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

  1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
  4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

 

«Приклей конфетку».

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Методические рекомендации:  положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

  1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
  3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
  4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

 «Грибок».

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Методические рекомендации:  улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
  3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

 «Гармошка».

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Методические рекомендации:  улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

  1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
  2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
  3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка 

комплекс артикуляционной гимнастики шипящие звуки

Оставить комментарий: