«Использование Су-джок терапии в ДОУ»
Консультация для воспитателей
«Использование Су-джок терапии в ДОУ»
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ - это эффективный метод профилактики и лечения болезней. В 1986 году в международной печати появились первые публикации, рассказывающие о данной методике, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Эффективность и простота Су -Джок терапии привели к ее широкому распространению не только на родине в Корее, но и по всему земному шару. Во многих странах Су -Джок терапия является составной частью государственных программ по здравоохранению и образованию.
В переводе с корейского языка Су означает — кисть, Джок – стопа. Ученый утверждает, что природа заложила в человеческое тело механизм, способный эффективно, без помощи извне, избавляться от болезней. Своеобразным «пультом управления», запускающим восстановительные процессы, являются активные точки, расположенные на стопах, пальцах и ладонях. При заболевании «сигнальная» волна направляется из пораженного органа или части тела в точку соответствия и приводит ее в возбужденное состояние — точка становится резко болезненной. В момент стимуляции такой точки возникает «лечебная» волна, которая оказывает нормализующее влияние на заболевший орган.
Тыльная поверхность кисти соответствует задней поверхности тела, а ладонь – передней. Для определения места проекции правой и левой стороны на кисть, её нужно расположить ладонью вперед и пальцами вниз.
При этом левая сторона ладони будет соответствовать левой половине тела, а правая – правой. Исключение составляет большой палец и его бугорок.
Стороны для этой части определяются в положении ладонью вперед, большим пальцем наверх. На большом пальце и его бугорке проецируются органы выше диафрагмы, на всей остальной кисти – ниже.
Легкие и сердце проецируются на область бугорка большого пальца на ладони.
Голова – конечная фаланга большого пальца. Ноги – средний и безымянный пальцы, руки – мизинец и указательный. При этом дистальные (ногтевые) фаланги пальцев соответствуют кистям и стопам, а проксимальные (ближайшие к ладони) – плечам и бедрам. Печень, желудок, поджелудочная железа и желчный пузырь расположены в верхней трети ладони (печень и желчный – справа, желудок и поджелудочная - слева). Кишечник проецируется на оставшуюся часть ладони.
На тыльной поверхности из внутренних органов можно найти почки. Они расположены в ямочках на границе верхней и средней трети кисти, на уровне линии, проведенной между мизинцем и безымянным пальцем и между средним и указательным пальцами.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.
Например:
мизинец – сердце,
безымянный – печень,
средний – кишечник,
указательный – желудок,
большой палец – голова.
Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:
- Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.
- Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.
- Повысить иммунную защиту организма.
- Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.
- Подготовить руку будущего школьника к письму.
Детский сад – это первое общественное заведение в жизни ребенка. Здесь он не только весело проводит время, играет, учится или общается со сверстниками, пока родители заняты на работе. Первоочередные цели каждого ДОУ – укрепление растущего организма, профилактика заболеваний, формирование у маленького человека внимательного отношения к своему здоровью. И это не случайно: по данным Института возрастной физиологии, те или иные отклонения в физическом здоровье уже имеют 80% дошкольников, 20% из них нуждаются в коррекции психического развития.
Приемы Су –Джок терапии.
Оздоровительную процедуру часто выполняют при помощи массажного шарика су-джок. «Су-Джок» с виду — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Если покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.
Ребенок отнесется к процедуре с интересом и быстрее освоит технику выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым четверостишьем:
Шарик в ручки мы возьмем,
Покатаем и сожмем,
Вверх подбросим и поймаем
И иголки посчитаем.
Пустим «ежика» на стол
И ладошкою прижмем,
Вновь немножко покатаем
И потрем его слегка,
Помассируем бока.
Стимулировать активные точки можно, сжимая мячик в ладошке, а также, слегка укалывая каждый пальчик отдельно. Дети с удовольствием массируют ладошки, пальчики несколько раз в день.
Шарики и пружинки Су-Джок — это «медицинские сестрички», которые ежедневно следят за здоровьем и предотвращают болезни разных внутренних органов. С ними дети знакомятся на занятиях «Познай себя», и находят их на своих пультах — ладошках.
Шарик я!
Детей лечу в этом кабинете.
Чтобы реже шли к врачу
Маленькие дети.
Я весёлая пружинка – медицинская сестра!
Разрешаю вам, больной,
Поиграть чуть-чуть со мной.
Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев массажируем до стойкого ощущения тепла (массаж). Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.
Использование Су-Джок терапии в работе с детьми открывает большие возможности. Ребенок, как исследователь, сравнивая свою руку и строение человека, находит аналогии в их строении, проверяет существующие гипотезы, приходит, с помощью воспитателя и его наводящих вопросов, к определённому мнению о пользе метода. Ребенок, как врач, может заботиться об укреплении своего здоровья, оказывать себе и друзьям некоторую помощь.
Занимаясь с детьми, мы стараемся сделать наши занятия более разнообразными и интересными. И в этом нам помогает художественное слово, когда каждое движение рук представляется в форме сказки или стихотворной истории. И массаж становится нескучным. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки, заучивает стихи и рассказывает их сам. А мы приятно удивляемся результату простой, на первый взгляд, процедуры массажа рук.
Применение массажеров су-джок во время развивающих занятий активизирует работу мозга, делая запоминание нового материала более глубоким и осознанным. Воспитанникам детского сада очень нравятся такие игры, как:
- «Самый внимательный» – педагог предлагает ребенку разные задания, которые нужно выполнить без ошибок: взять мячик в правую (или левую) руку, надеть колечко на мизинец (или любой другой палец), покатать шарик по столу, подбросить его или накрыть ладошкой.
- «Шестое чувство» – ребенку нужно правильно назвать пальчик, на который надето колечко. Игру проводят с закрытыми глазами.
- «Один – много» – взрослый перекатывает шарик су-джок ребенку и называет любой предмет. Малыш должен поймать мячик и отправить его обратно, назвав слово во множественном числе.
Знания, полученные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка, так как при их усвоении одновременно работают слуховые, зрительные и тактильные анализаторы.
Су–Джок способствует развитию речевой активности детей.
Например:
- Упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Съедобное — несъедобное» и т. д.
- Упражнение «Раздели слова на слоги»: ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
- Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Использование шариков при выполнении гимнастики. Это специальный комплекс физических упражнений для мышц и суставов, который сочетается с закаливанием, дыхательной гимнастикой и всевозможными пальчиковыми играми, включая элементы терапии су-джок.
- Ноги поставить на ширине плеч, руки опустить, зажав в правом кулачке массажный шар.
- «Раз» – развести руки в стороны.
- «Два» – поднять их вверх, переложить мячик в левую ладошку.
- «Три» – вновь развести руки в стороны.
- «Четыре» – вернуться в исходное положение.
Увлекательные упражнения с использованием резиновых «кочек» или мячиков с шипами, помогают проработать многочисленные активные точки на стопах. Педагог предлагает малышам:
- пройти по дорожке из ребристых полусфер;
- наступить на «кочку» и, стоя на одной ножке, попытаться удержать равновесие, расставив руки в стороны;
- сесть перед мячиком, захватить его ногами и передать следующему ребенку.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
• Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
• Универсальность — Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Так как на руках и стопах есть проекции всех органов и частей тела, то методика СуДжок применима для лечения всего организма.
• СуДжок — может стать своеобразной «Скорой помощью», если человек находится в критической ситуации, и не может рассчитывать на получение квалифицированной медицинской помощи в ближайшее время.
• Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
• Возможность самостоятельного использования — каждый человек легко может овладеть техникой Су-Джок для самолечения и восстановления нарушенной гармонии своего организма.
Таким образом, Су — Джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.