Музыка для детей группы ЗПР
Документы для скачивания
МАДОУ «Центр развития ребенка д/ сад № 2 г. Шебекино» Развитие музыкально- ритмических способностей у детей дошкольного возраста в процессе игры Составил: музыкальный руководитель Васильченко Любовь Алексеевна Среди многих видов искусства муз ыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании ребенка. Язык музыки очень гибок и разнообразен. Все, что неподвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Таинственный и манящий мир разнообразных звуков окружает малыша с самого раннего детства, и поэтому музыкальные способности у малыша проявляются очень рано. Уже с первых месяцев жизни ребенок сосредоточенно прислушивается к мелодичному пению матери, а к 5- 6 месяцам проявляет способность к практическим действиям, приплясывая на руках у взрослых под веселую музыку, инстинктивно чувствуя ее ритм, темп, характер. Также рано проявляется и музыкальный слух. Ученые проверили( методом выработки условных рефлексов) , что малыши на третьем месяце жизни способны различать крайние звуки октавы. Отсюда следует, что нужно как можно раньше начинать работу по развитию музыкальных способностей. Наиболее благоприятного периода для их развития, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей культуры в будущем. Специалисты в области исследования проблем музыкальности пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности( то есть физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Что же такое музыкальность? Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: ослушании музыки, пении, музыкально- ритмическом движении, музыкальном творчестве. Основными являются три музыкальные способности: звуко высотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым ярким содержанием. Наблюдается интересная, обязательная закономерность в том, что музыкальные способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Своими сокровищами музыка одаривает далеко не всякого. Чтобы научится понимать и любить ее, нужно потрудиться. Если не пытаться внимательно следить за движением музыкальных звуков, отвлекаться, разговаривать, нельзя рассчитывать, что прослушанное музыкальное произведение будет понято ребенком и оставит след в его душе. Неустойчивость внимания – основная особенность восприятия у детей дошкольного возраста. Сосредоточенным внимание остается только пока сохраняется инте рес к предлагаемой деятельности. Именно поэтому игра и является основным видом деятельности и основной формой обучения детей в дошкольном образовательном учреждении. Одним из важнейших средств развития музыкальности у ребенка являются музыкально- дидактические игры. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, формировать у детей музыкальные способности, помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый, мелодический и гармонический слух. Музыкальные игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность этих игр в том, что они развивают у детей самостоятельность в музыкальной деятельности, открывают перед ребенком путь применения полученных знаний на практике, вводят ребенка в этот привлекательный мир звуков, обогащая его личность. В соответствии с единой логикой развития музыкальности ребенка в цепочке восприятие- воспроизведени е- …последним звеном является детское творчество. Оно проявляется во всех видах деятельности( в песенном, в музыкально- рит мических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах) . Это своеобразный итог всей работы по музыкальному воспитанию ребенка, скачок на качественно новый уровень. Но к творчеству ребенка тоже нужно побуждать и здесь на помощь опять приходят музыкально- дидактические игры. Как любая другая игра, музыкально- дидактическая включает развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает в интересной для них фор ме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки. Музыкально- дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены. Только в этом случае они возбуждают желание петь, слушать, играть и танцевать. Развитие музыкальных способностей у детей – это не цель, а лишь основное средство для осуществления главной задачи: формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, умение любить и понимать ее. Если ребенок с раннего детства приобщился к музыке, то сердце его будет стремиться к добру, красоте и тогда он, наверное, не сможет равнодушно пройти мимо чужого горя, страдания и обязательно придет на помощь.