a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Открытый урок "Некоторые аспекты начального этапа обучения учащихся в фортепианном классе" (декабрь 2021)

Автор: Долганина Елена Викторовна Опубликовано: 2022-01-09 18:40:04

Методическая разработка рекомендательного характера для проведения отк рытого урока по дополнительной общеразвивающей программе в классе фортепиано на тему: «Н екоторые аспекты начального этап а обучения учащихся в фортепианном классе на примере определенного музыкального материала ». Цель урока- образовательные: обобщить и систематизировать полученные знания за данный период обучения; формирование пианистических умений и навыков- воспитательные: воспитывать любовь к музыке, воспитание активности, воспитание эстетического вкуса. - р азвивающие: развитие исполнительско – творческих навыков и умений, развитие мышления, наблюдения. Задачи урока- закрепить изученные теоретические знания начального этапа обучения и применить их на практике( штрихи, лад, темп, ритм, мелодия,    динамика) . Тип урока- открытый- повторительно- обобщающий. Форма урока:   индивидуальная План урока: 1. Начало урока: - организационный момент; - знакомство с учащимися первого класса, сообщение темы и постановка задач; 2. Основной этап: - теоретическая часть: показ уровня теоретических знаний обучающихся- практическая часть: применение знаний учащимися на практике: исполнение музыкальных пьесок, соответствующих дополнительной общеразвивающей программе первого полугодия первого года обучения 3. Заключение. Начало урока Организационный момент: - Приветствие, подготовка к уроку Сообщение темы и постановка задач: - На уроке повторяются и закрепляются полученные теоретические знания начального этапа обучения при исполнении выученных музыкальных пьесок. Основной этап Введение Начальный этап обучения игре на фортепиано является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Главная задача, стоящая перед педагогами в этот период, - создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую ребенку психологическую комфортность, уверенность в своих силах, возможностях. Что же для этого н ужно? Простое, открытое, дружелюбное отношение педагога раскроет ему душевный мир ребенка, что является необходимым условием успешной работы с ним. Обучение игре на фортепиано – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и обще музыкальное развитие ребенка. Воспитание мировоззрения и моральных качеств, воспитание воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке – вот основные направления этой работы. Известно, что первые годы воспитания и обучения игре на инструменте являются своеобразным этапом, на котором постепенно раскрываются особенности обще музыкального и музыкально- профессионального развития ребенка. От первых месяцев и следующих двух- трех лет занятий во многом зависит дальнейший путь юного музыканта. Занятия с начинающими по возможности должны быть лишены рутинного заучивания какого- либо материала( расположения нот, текста и пр. ) , поэтому рекомендую стараться как можно дольше придерживаться игровых методов в первые несколько месяцев занятий. Это очень облегчает ребёнку освоение инструмента, что, в свою очередь, добавляет интереса к занятиям музыкой. Подбор репертуара, с учетом возрастной категории учащихся младших классов( 6- 9 лет) , играет немаловажную рол ь, поэтому детям подбираю тся пьесы, доступные для их восприятия соответствующие возможностям и способностям детей. Теоретическая часть: На уроке два учащихся первого класса. Они обучаются оба по дополнительной общеразвивающей программе, срок обучения в которой составляет 4 года. Педагог: Прежде, чем мы показать на уроке все то, чему учащиеся научились и исполнить выученные пьески, рекомендую п р оговор ить, какие же моменты очень важны при игре на инструменте. Беседа с учащимися:   А начать разговор нужно о правильной посадке за инструментом: « Вы знаете о том, что посадка должна быть свободной и удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Представьте, что вы превратилась в дерево: ноги- это корни дерева, туловище – это ствол. Руки – это веточки, а пальчики – это листочки. Проявляем немного фантазии: « Стоит на поляне маленькое деревце и вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, так как корни крепко держат ствол». Предложить ребятам еще ассоциации: у нас есть королева- ладошка и её детки- пальчики, король- локоть, мостик. Эти образы оч ень понятны ребёнку, поэтому учащимся самим станови тся легче следить за посадкой во время занятий. Вместе с ребятами делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в п ол( если этому позволяет рост ученика) или в подставку для ног. Следующий важный аспект – это с первых прикосновений к клавишам формировать правильные пианистические движения. Поэтому повторяем, что при игре на инструменте следить за округлыми, но не сжатыми пальцами, за свободным запястьем, за глубоким погружением руки в клавиатуру от плеча, за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Учащиеся дают верные ответы на вопросы преподавателя о посадке и постановке рук, ног: п ри правильной посадке локти находятся на уровне клавиатуры, «не висят», слегка закруг лены и отведены от корпуса; сидеть нужно посредине стула, дальше от спинки и ближе к краю. Р уки ближе к черным клавишам, чтобы первый и пятый пальцы находились над клавиатурой; запястье не должно быть выгнуто, пальцы не должны прогибаться. Ассоция детей- внутри ладошки как бы находится маленькая помидорка. Ведь при игре на фортепиано кисть пианиста должна иметь округлую, куполообразную форму: все суставы видны, не прогибаются  внутрь купола – это и будет правильная пианистическая форма. До первого прико сновения к клавишам, перед показом выученного муз ыкального материала нескольк о минут для занятия гимнастикой, что позволяе т полностью организовать пианистический аппарат и подготовит ь руку к игре красивым звуком. - Поднять ненапряжённые вверх руки, вдох, опустить с наклоном вниз, выдох- Смена уровня рук вверх, к плечу, опустить вниз. - Маятник. - Сидя: - Повороты головы. - Открывать и захлопывать одновременно все пальцы. - «Иди ко мне». Рука вытянута, сустав не «ломающийся», темп как медленный, так и быстрый. - «Прощание» свободно и естественно. - «Щепотка» Быстро и легко. - «Соринка с колен» мгновенно и легко, кисть не участвует. - Бросок освобождённой руки на колени ладонью, затем на пальцы. Упражнения на мелкую моторику: - «Хлебные шарики» 1- 2, 1- 3, 1- 4, 1- 5. - То же, но прижимая, как бы прощупывая пальцы. - «Веер на колене» Растяжение, ладонь лежит полностью на колене. - Подбираем закруглённые пальцы и по два раза «играем» каждым не отрывая других от поверхности. Исполняется на колене. Следующее упражнение- Пальцами рисуем в воздухе закруглённые линии. Поочерёдно, не спеша. Упражнение с карандашом. Почувствуй, как под ушечка должна стоять на клавише. Далее проговорить такой аспект, как соблюдение элементов музыкального языка в нотном тексте исполняемых пьесок. Музыкальный материал рекомендую выбрать так, что б он соответствовал дополнительной общеразвивающей программе, по которой занимаются учащиеся, а также способностям и возможностям учащихся. Перед исполнением пьес с учащ имися рекомендую провести их анализ: музыкальный размер, в каком диапазоне они исполняю тся( названия октав) , какие штрихи проставлены в нотном тексте, какие динамические оттенки используются, чтобы пьеса прозвучала не формально правильно, с соблюдением аппликатуры, ритмического рисунка и нотного текста, а что достаточно важно- выразительно. При обсуждении исполнения штрихов легато, стаккато также лучше использовать образные ассоциации( легато- это тихий спокойный непрерывный ру чеек, стаккато- будто птица клюет зерно) . Штрихи делают музыку красочной и живой. Музыкальный материал: 1. Логшамп – Д рушкевичова «Пес енка о дятлах»- при ее исполнении нужно хорошо уже ориентироваться в октавах инструмента, уметь показать динамические оттенки, добиться такого звукоизвлечения, будто слышится стук дятла по дереву. 2. Д етская песенка « Веселые гуси »- при ее исполнении нужно соблюдать штрих легато для достижения певучести, темп исполнения, и ритмично справиться с двухголосием. 3. Украинская народная песня – в этой пьеске задача показать не только динамические оттенки и штрих легато, но и исполнить качественное стаккато, ритмически верно соблюдать паузы. 4. Русская народная песня «Яблочко»- задача показать ритмически верно сочетание четверть и восьмые, четверть с точкой и восьмая, качественное легато, так как песня кантиленного характера, конечно же, исполнить ее выразительно, показав фразы в этой пьеске. В заключительном этапе лежит выявление образно- эмоционального содержания, исполнение пьесок целиком, окончательное преодоление технических трудностей и осмысленное исполнение наизусть, соблюдением освоенных элементов музыкального языка. Используемая методическая литература: 1. https: / / cyberleninka. ru/ article/ n/ osobennosti- nachalnogo- perioda- obucheniya- igre- na- fortepiano 2. https: / / bmu. vrn. muzkult. ru/ media/ 2018/ 08/ 02/ 1225660633/ bmu. vrn_ A. L. _ Alekseev. _ Metodika_ obucheni_ _ na_ fortepianoAlekseev_ Metodika. pdf 3. https: / / dmsh12. srt. muzkult. ru/ media/ 2018/ 09/ 04/ 1231959821/ dmsh12. srt_ Artobolevskaya_ A. D. _ Pervaya_ v_ muzykoj. _ Uchebnoe_ posobie. _ 1992. pdf Используемая нотная литература: 1. Хрестоматия для фортепиано ДМШ 1 класс Москва «Музыка» 1990г Составители А. Бакулов, К. Сорокин 2. Педагогический репертуар для фортепиано ДМШ 1 класс 1982 Составители Н. Любомудрова, К. Сорокин 3. Школа игры на фортепиано автор И. Беркович, Киев, 1962г 4. Фортепианная игра Москва «Музыка» 1980г, Составители А. Николаев, В. Натансон P. S. Музыкальный материал носит рекомендательный характер, и каждый педагог может выбрать его исходя из своего личного опыта работы.

Оставить комментарий: