a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие мелкой моторики

Автор: Гагарина Вера Павловна Опубликовано: 2022-01-09 20:05:38

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

(консультация для воспитателей)

 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».     

В.А. Сухомлинский 

Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев. 

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость состояния моторной и речевой функции, так как двигательная функция тесно связана с речью функционально и анатомически: двигательная область коры головного мозга расположена рядом с двигательным речевым центром, то есть является собственно его частью.

Исследования таких ученых, как Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, В.В. Цвынтарный, показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, тренировка которых ускоряет созревание речевых областей коры головного мозга.

Исследование отечественного физиолога В.М. Бехтерева также подтверждает связь развития рук с развитием мозга и влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи («простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка»).

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

Специалистами Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антонова – Фомина, М.И. Кольцова) доказано, что речь формируется под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальцев. Ими была выявлена определенная закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной. 

Таким образом, исследования многих ученых подтверждают связь развития мелкой моторики рук с развитием речи.

На первый взгляд, все это кажется очень сложным, но на самом деле развивать мелкую моторику у детей можно в игре, интересно и занимательно!


  1. Игры с крупами.

 

  • «Помощник»

В миске смешать различные крупы и предложить ребенку разложить их по мисочкам (руками или пинцетом).

 

  • Бассейн для пальчиков.

В емкость насыпаем горох или фасоль и прячем туда игрушки. Ребенок ищет их, а заодно и массирует пальчики.

 

  • «Художник»

 Возьмите яркий цветной поднос. Тонким слоем рассыпьте по нему крупу (манку, Пшено, рис и т.д.). Проведите пальчиком ребенка по крупе – получится контрастная линия. Позвольте малышу самому "нарисовать" на крупе все, что захочется. После этого приступите к рисованию узоров.

 

  • Выкладывание картинок из крупы.

Можно взять листы из раскрасок и «раскрашивать» картинки крупами, насыпая их тонким слоем.

 

  • Бусы из макарон


  • «Узоры».

Для начала ребенок может попробовать выложить предложенные схемы. Затем попросите придумать свои узоры, которые можно создать с помощью фасоли, гороха и макарон.

 

1.Игры с песком.

 

Так же, как и с крупами, можно рисовать пальчиком на  песке, сыпать песок по контуру, раскрашивать цветным песком.

 

2.Игры со спичками   счетными палочками

 

Рассмотрите вместе картинки, выложенные из спичек. Обсудите, на что они похожи. После этого приступайте к выкладыванию рисунков по образцам. Если ребенок хорошо справляется с заданием, попросите его выложить рисунки из спичек по памяти.

 

3.Игры с прищепками

 

Предложите ребенку прищепки и различные предметы, на которые их можно прицепить (кружочки бумаги, ткань, веревочки). Можно строить фигуры из прищепок, а можно использовать рисунки совместно с прищепками и делать картины.

4.Шнуровки

Сейчас множество специальных картонных и деревянных фигурок с дырочками, в которые надо просовывать шнурок. А можно просто использовать пуговицы, бусинки и шнурки.

5.Игры с бусинами.

Перекладывание из контейнера в контейнер пальчиками, ложкой, пинцетом.

6.Нанизывание бусин на ниточку.

  1. Рисование.

Рисовать можно пальчиками, кисточками, поролоном, ватными палочками.

8.Лепка

Можно использовать пластилин, соленое тесто. Из этого можно не только лепить, но и раскрашивать картинки.

9.Пазлы, мозайки, рамки-вкладыши.

 


  1. Конструкторы.

Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения. Играть и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся более плавными, четкими и скоординированными, а это, в свою очередь, окажет положительное влияние на развитие речи!

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

  • Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
  • Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
  • Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
  • Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

- Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!

- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.

КАРАНДАШИ

  • Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
  • Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

  • Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
    У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
    Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
  • Массаж ладоней круговыми движениями мяча-на ударные слоги стихотворения:
    Гладила мама – ежиха ежат:
    «Что за пригожие детки лежат!
  • Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
    Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
    Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
    Им поглажу я ладошку,
    А потом сожму немножко.
    Каждым пальцем мяч прижму
    И другой рукой начну.
    А теперь последний трюк -
    Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).

ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА)

Сжимание – на ударные слоги:

- Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
 Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.

- Я друзей своих встречаю.
Им всем руку пожимаю.

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ

  • Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;
  • Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.

Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!

ЧЁТКИ (БУСЫ)

  • Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
  • Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
  • Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
  • Катать бусины между ладоней:

  • Покатаю я в руках бусинки – горошки.
    Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
  • Нанизывать бусины на леску:
  • Я сижу, но не скучаю,
    Бусы маме собираю.
    Нанизала бусы я -
    Рада мамочка моя!

ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

  • Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10;
  • Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.

ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

  • (Пуговицы нашиты в ряд): указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
  • (Нашитые пуговицы изображают клавиатуру): дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.

 

 

 

Оставить комментарий: