a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

«Артикуляционно-пальчиковая гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»

Автор: Гагарина Вера Павловна Опубликовано: 2022-01-09 20:10:35

«Артикуляционно-пальчиковая гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата,  необходимых для правильного звукопроизношения, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования звуков речи, а так же основой  коррекции нарушений звукопроизношения.

Виды артикуляционной гимнастики

  1. 1. Пассивная АГ – взрослый выполняет движения за ребенка. 2. Активная АГ – ребенок самостоятельно выполняет упражнения.
  2. 1. Беззвучная. 2. С участием голоса.
  • 1. Статическая АГ – направлена на выработку правильной позы. 2. Динамическая АГ – направлена на отработку правильного выполнения движений.

Значительно расширяет спектр решаемых коррекционных задач сочетание традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движением кистей рук. Артикуляционная гимнастика совместно с движением кистей рук вполне оправдана, так как предлагаемые упражнения позволяют:

  1. Стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно влияет на исправление речи. 2.Совершенствовать внимание, память и другие психические процессы, тесно связанные с речью. 3. Развивать точность, плавность, чистоту, силу, темп, саморегуляцию и переключаемость. 4.Развивать координацию движений рук.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать рекомендации. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.  Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Взрослый контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Практическая часть

  1. Упражнения для нижней челюсти

«Окошко»

И.п.: Кисти рук ладонями вниз. Рот закрыт. «Раз» - открываем рот; большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх. Язык лежит свободно, кончик – у нижних зубов. «Два» – фиксируем. «Три» – возврат в исходное положение.

  1. Упражнения для щек

 «Орешки»

И.п.: кисти рук ладонями вниз. Рот закрыт. «Раз» - кончик языка упирается в правую щеку; пальцы правой руки сжимаются в кулак. «Два» - кончик языка упирается в левую щеку; пальцы левой руки сжимаются в кулак.

  • Упражнения для губных мышц

«Дудочка - заборчик»

И.п.: кисти рук ладонями вниз. Рот закрыт. На счет «раз» губы вытягиваются вперед, все пальцы соединяются с большим пальцем. На счет «два» губы растягиваются в стороны, показывая зубы, пальцы врозь.

  1. Статические упражнения для языка.

«Чашечка»

Исходное положение: язык лежит плоско у нижних резцов, рот открыт; кисти рук параллельно полу, ладони вверх. На счет «раз» высунуть широкий язык. На счет «два» боковые края языка загнуть вверх; ладони сгибаем «ковшиком». На счет «три» возвращаемся в исходное положение.

  1. Динамические упражнения для языка

«Качели»

Исходное положение: рот открыт, язык лежит у нижних резцов; кисти рук ладонями вниз. На счет «раз» язык поднимаем к верхней губе. На счет «два»  - опускаем к нижней губе. Синхронно выполняются движения ладонями вверх, вниз.

 «Лошадка»

Исходное положение: рот полуоткрыт, губы в улыбке. При выполнении упражнения щелкать кончиком языка, челюсть не двигается. Синхронно производятся щелчки пальцами обеих рук.

Таким образом, артикуляционная гимнастика с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка, губ оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, на чёткость произношения звуков, а также развивают координацию движений и мелкую моторику.

 

Оставить комментарий: