a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

30.12.2021 Картотека дидактических и подвижных игр по шахматам.

Автор: Ракитянская Людмила Николаевна Опубликовано: 2022-01-10 10:08:24

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино» Учимся играя Картотека дидактических и подвижных игр по шахматам 1020444236914 Подготовила воспитатель: Ракитянская Л. Н. Пояснительная записка Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами, «королями» и трагедиями. Это древняя игра настолько глубока, что в ней могут найти себя самые разные люди, в том числе и дети. Целью является помочь детям старшего дошкольного возраста усвоить основы шахмат. Благодаря шахматам можно постигать основы шахматных знаний и развить навык самоорганизации, привить чувство ответственности за принятое решение. И тем самым научить детей старшего дошкольного возраста играть в шахматы. Наконец, шахматы могут стать замечательной формой проведения свободного времени: общения со сверстниками, нахождения общих интересов с взрослыми. Думаем, что наша работа принесет реальную пользу воспитателям в работе с детьми в дошкольных учреждениях и родителям. Желаем успехов! Удачного Вам творчества! Волшебный мешочек Дидактическая игра Цель: Повторить шахматные фигуры, их первоначальную расстановку и развитие мелкой моторики руки; вызвать интерес к игре. Материалы для игры: Мешочек Шахматная доска Шахматные фигуры Пластилин( черный, белый) , доски для лепки Правила игры: Вариант 1. Могут играть все дети. Детям предлагают по очереди достать шахматные фигуры из «Волшебного мешочка» и ставить фигуры на шахматной доске, где они должны стоять перед игрой. Вариант 2. Играют все. Детям раздают черные, белые пластилины и доски для лепки. Предлагаем по очереди по одному достать шахматные фигуры из «Волшебного мешочка». Тот кто достал фигуру говорить и ставить фигуры на шахматной доске, остальные дети лепят из пластилина такую фигуру. Шахматное лото Дидактическая игра Цель: Повторить шахматные фигуры; развивать внимание и вызвать интерес к игре. Материалы для игры: Мешочек Шахматные фигуры Большие карточки с фигурами 20- 30 шт. Фишки 50- 80 шт. Правила игры: Детям раздают по 2- 3 шт. большие карточки, где нарисованы фигуры и фишки 15- 20 шт. . Один ребенок достает из мешочка и говорит какая это шахматная фигура. У кого есть такая фигура, тот вставит фишку на большую карточку. Выигрывает тот, кто закрыл фишкой все фигуры большой карточки. Город Дидактическая игра( авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей» В. Костров, Д. Давлетов) Цель: Повторить положение шахматных фигур на доске. Правила игры: Предлагаем детям представить шахматный город, где есть дома с улицами, номерами домов. Улицы- это вертикали, дома – это горизонтали. Для начала поселим фигуры в городе. Каждая клеточка – площадь, где стоит дом. Дети должны называть, где живет каждая фигура. И на какой улице живете? А еще какие по соседству живут? Кто больше знает кто, где живет? Например, король живет на улице « b » в доме № 7, ферзь живет на улице «с» в доме № 4 и т. д. Морской бой Дидактическая игра( авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей» В. Костров, Д. Давлетов) Цель: Научить, быстрей отыскивать любое шахматное поле. Правила игры: Играют по два ребенка. Берем две доски и фигуры каждой доске по одному цвету, сажаем детей друг от друга подальше. Предлагаем представить, что они стали адмиралами, руководящими мощными эскадрами кораблей, а доски будут у вас – морями, океанами. Ставим на доске из фигур и пешек эскадру кораблей и п о- очереди говорим место фигуры так начинается бой. Первыми начинают фигуры белые. После боя меняем фигурами. Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «ранен» или «убит». Кто больше попадет, тот победитель. Задача игрока: Потопить раньше вашего соперника корабли противника. Стрелять будем по очереди, но если попали, то ход снова ваш. Курица и зернышки Дидактическая игра( авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей» В. Костров, Д. Давлетов) Цель: Повторить передвижение фигур по шахматной доске. Материалы для игры: Курица( любая шахматная фигура) ; Зернышко( фигура пешки) ; Демонстрационная доска. Правила игры: Расставляем на демонстрационной доске несколько фигур пешек( зернышко) любого цвета и курицей( любая фигура) уничтожаем все зернышки по очереди. Задачей курицы в том, чтобы как можно меньше делать ходов и съесть все зернышки. Надо тратить не более двух ходов на уничтожение каждой зернышки. И важная задача: Курица не может перепрыгивать зернышки. Снайпер Дидактическая игра Цель: Повторить координаты шахматной доски; вызвать интерес к игре. Правила игры: Игра проводится на демонстрационной доске, играют двое детей. Один из них на доске, хаотично, расставляет 8 пешек. Другой должен стрелять, т. е. угадать координаты пешек. Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «убит». Нападающий делает 8 выстрелов. Потом играющие меняются местами. Подсчитываются очки. Кто сделал больше попаданий, тот выигрывает Цель: Найди ошибку Развитие внимания, сообразительности и смекалки, умение видеть фигуры на доске. Правила игры: Обучающиеся должны внимательно посмотреть на шахматную доску и быстро найти ошибки: На шахматной доске расставлены два чёрного Слона, оба на белых полях. По правилам один должен стоять на белом поле, а другой на чёрном. Два Короля стоят рядом. Короли по шахматным правилам вместе не стоят. Первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь. В начале игры Ферзь любит свой цвет. Поэтому чёрный ферзь стоит на чёрном поле, а белый на белом. Сложи фигуру Цель: Развитие смекалки, логического мышления. Правила игры: На столах выложены конверты с разрезными на 3- 4 части шахматными фигурами. Учащиеся должны подобрать так части, чтобы получилась шахматная фигура, затем взять бросовый материал – косточки и выложить из них такую же шахматную фигуру. Игра на смекалку Цель: Развитие смекалки, воображения; расширение кругозора. Правила игры: На большом листе ватмана написаны большим шрифтом вопросы, учащиеся должны быстро и правильно на них ответить, например: У какого Слона нет хобота? ( у шахматного) Какой Король не умеет говорить? ( шахматный) Что за чудо- поле, на котором мышке тесно, а свободно Слону? ( на шахматной) . 4728209114720 На каком Слоне нельзя прокатиться? ( на шахматном) Какая клетка всегда только квадратная? ( шахматная) Если их соединить, угол можно получить( горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ) Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? ( Конь) . Живые шахматы Подвижная игра Цель: Повторить шахматные фигуры и их первоначальную расстановку; вызвать интерес к игре. Материалы для игры: Шапочки шахматных фигур и накидки( на каждого ребенка) Шахматное поле 3х3м. Правила игры: Игра проводиться на шахматном поле. Дети становятся «шахматными фигурами»( надевают шапочки шахматных фигур и накид) . Шахматные фигуры( дети) в начале игры стоят на шахматном поле, где их фигура находится. Звучит музыка- шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться должны встать на шахматное поле, где стояли в начале игры шахматные фигуры и должны рассказать на каком месте стоят. Задача играющих: Не перепутать свои места. После меняются своими фигурами и игра продолжается. Почтальон Подвижная игра Цель: Научить по записи находить положения фигур на шахматной доске. Материалы для игры: Конверты с письмами Шахматное поле Шахматные фигуры Правила игры: В этой игре повторяется расположение фигур на доске. Фигуры заранее находят свои места на шахматном поле – это их расположение домов( адрес, где они живут) . Один ребенок становится почтальоном и должен доставить фигурам письма по адресу. На письме написано адрес дома, а имя фигуры не называется. Почтальон по записи доставляет письмо и говорит, какая фигура там живет. Так игра продолжается до тех пор, пока не раздаст все письма. Затем меняются местами фигуры, почтальоном становится другой ребенок. Ставим ловушки Подвижная игра 5438758124626 Цель: Повторение хода коня; вызвать интерес к игре. Материалы для игры: шахматное поле 3х3м шапочка коня и накид ловушки из красного картона 64 шт. Правила игры: Вариант 1. Игра начинается с угла а 1 на шахматном поле. Один из играющих одевает шапочку коня и ходит на шахматном поле ходом коня, т. е. буквой «Г». После каждого хода ставим и считаем ловушки. Задача играющего – расставить как можно больше ловушек на шахматном поле. Вариант 2. Играют двое сразу. Начинают с угла а 1 и h8. вдвоем одевают шапочку коня и ходят ходом коня, т. е. буквой «Г». После каждого хода ставим и считаем ловушки. Выигрывает тот у кого больше ловушек на поле. Шахматный чудокуб Подвижная игра Цель: 4184650192882 Повторение знание фигур, их место на шахматном поле; вызвать интерес к игре. Материалы для игры: Чудокуб Шахматное поле Шапочки шахматных фигур и накид Пластилины( белые, черные) , доски для лепки Правила игры: Вариант 1. Игра проводится на шахматном поле. Дети по- очереди бросают «Шахматный чудо- куб»( не имеет роли цвет шахматной фигуры) . Ребенок, бросивший «Шахматный чудо- куб» говорит какая это фигура. Затем одевает шапочку этой шахматной фигуры и накид( фигура, накид может быть любой) . Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру. Вариант 2. Игра проводится на шахматном поле. Дети по- очереди бросают « Шахматный чудо- куб»( расположены только белые фигуры или только черные) . Ребенок, бросивший «Шахматный чудо- куб» говорит какая это фигура. Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру. Затем одевает шапочку этой шахматной фигуры и накид( фигура, накид может быть или черным, или белым) . Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру. Вариант 3. Играют все дети. На столе лежат пластилин белый и черный, доски для лепки и на шахматном поле стоит «Шахматный чудо- куб». Дети по- очереди бросают « Шахматный чудо- куб»( расположены только белыефигуры или только черные) . Ребенок, бросивший «Шахматный чудо- куб» говорит какая это фигура, остальные дети лепят из пластилина эту фигуру.

Оставить комментарий: