a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Проект "Матрешка- Русская краса"

Автор: Махова Юлия Сергеевна Опубликовано: 2022-01-11 16:42:48

 Проект в средней группе на тему «Матрёшка – русская краса»

 Сроки:

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".   

                                                                                               Е. Флерина.   

Пояснительная записка

В настоящее время почти у каждого ребенка много игрушек. Это и плюшевые мишки, и зайчики, и Барби, и трансформеры, и различные конструкторы – всего не перечесть. В большинстве случаев ребенок быстро теряет интерес такого рода игрушкам. А ведь раньше было не так. Наши истоки русской народной культуры кроятся в незамысловатых образах, доступных для детского восприятия, так как несут в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира: свистульки в виде животных (петушок, цыпленок, курочка и т.п.), погремушки, каталки, забавные животные и люди, и, конечно же, матрёшки. И все они были из природного материала и красиво расписаны, включая в себя такие орнаменты как - цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле; круги, полоски, кольца, которые тоже понятны для ребенка. В каждом уголке нашей страны изготавливали свои изделия и расписывали их, делая не похожими, друг на друга. Народное искусство – это источник художественных образов, доступных пониманию детей дошкольного возраста. Красота родной природы, особенности быта русского народа предстают детям живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. В наше время родители не заостряют интерес на традициях русской культуры, не знакомят детей с русской народной игрушкой. А как показывает практика, детей привлекают русские народные игрушки, особенно матрёшки. Появление матрёшек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже и т.д. Проект посвящен изучению возникновения матрешки и использования ее в повседневной игровой деятельности ребенка в детском саду и дома. Просвещение родителей в данном аспекте. Совместная деятельность поможет узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрёшку, так как она несет в себе любовь и дружбу.             

 

 

 

Паспорт проекта в средней группе на тему «Матрёшка – русская краса»

Раздел программы

-познавательное развитие;

-социально-коммуникативное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие.

-физическое развитие

Название проекта

«Матрёшка – русская краса»

Тематическое поле

Пробудить интерес детей к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с матрешкой.

Тип проекта

Долгосрочный

Проблема

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время родители не заостряют интерес на традициях русской культуры, не знакомят детей с русской народной игрушкой. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на решение, которого направлен проект: как появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.

Цель проекта

Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки.

Участники

Воспитанники средней группы, родители, педагоги.

Ожидаемый результат

1) познакомить с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор);

2) разучить простейшие элементы росписи;

3) дать представление о цветовой гамме матрёшек;

4) учить различать хохломских и гжельских матрёшек; 5) расширить и активизировать словарный запас слов; 6) вылепить матрёшек.

Задачи

Для детей:

 - познакомить детей с историей матрёшки и других игрушек народного промысла;

- дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;

-развивать сенсорные навыки;

- помочь увидеть необычное в обычном;

- учить получать радость от увиденного;

- освоить некоторые художественные элементы;

- поддерживать интерес любознательных детей;

- содействовать развитию творческих способностей детей.

Для родителей:

 - вызвать интерес к русской народной игрушке;

- приобщать к истокам русской народной культуры;

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Для педагога:

- способствовать творческой активности детей;

- создать условия для формирования у детей познавательных умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Предметно-развивающая среда

-игрушки матрёшки;

-наглядно-дидактические пособия о русских народных игрушек;

 -иллюстрации матрёшек;

-раскраски для детей «Матрешки».

Направление реализации проекта

-совместная деятельность с детьми

-взаимосвязь с родителями.

Мероприятия

Для детей

1. Сюрпризный момент «В гости к нам пришла матрёшка».

2. Рассматривание книжной графики, иллюстративного материала «Красивые узоры», «Расписная игрушка», «Матрёшкина раскраска»

Беседы с детьми на темы: «Матрёшка – русская краса», «О цветовой гамме матрёшек», «Из чего сделана матрёшка». Просмотр слайд-шоу «Кукла матрёшка», «Матрёшка – любимая игрушка».

2. Чтение художественной литературы: Л.Некрасова «Веселые матрёшки», И.Черницкая «Матрёшки», С.Маршак «О матрёшках», «Матрёшкины потешки», И.Булва-Давыдова «Игрушки».

3. Непосредственная образовательная деятельность:

1) Познание, формирование целостной картины мира. Тема «Матрёшкина семья»;

2) Художественное творчество.

Рисование. Тема «Украшение фартуков», «Раскрась наряд матрешки» (в стиле хохломы);

3) Познание. Формирование элементарных математических представлений. Тема «Матрёшки в гостях у ребят»;

5) Художественное развитие.

Лепка. Тема «Матрёшка»; 6)Художественное развитие. Аппликация. Тема «Матрёшкин наряд» с элементами рисования

6) Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (Лепка) детей средней группы Тема «Матрёшка».

Для родителей:

1. Выставка поделок детей «Семейная матрёшка»;

2. Практические рекомендации для родителей: «В какие игры можно играть с матрёшкой?»

 3. Консультация «Особенности художественного развития по декоративно-прикладному искусству детей 4-5 лет».

Результат

- ознакомлены с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор)

 -разучены простейшие элементы росписи;

- дано представление о цветовой гамме матрёшек;

- изучены различия хохломской и гжельский росписи матрёшки;

-расширен и активизирован словарный запас слов;

- вылеплены матрёшки, расписаны узором сарафаны матрёшек.

Список литературы

Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008.

Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно – методическое пособие. - М.: «Цветной мир», 2012.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2003.

 

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                детский сад №3 «Ласточка»

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по художественному творчеству (аппликация)

«Матрёшкин наряд» в средней группе

 

                                                          Подготовили воспитатели: Махова Ю.С.

                                                                                                         Судакова Г.П.

 

Цель:

 Учить детей создавать гармоничную композицию из кусочков салфеток.

Задачи:

  1. Формировать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, развивать творческие способности детей.
  2. Развивать сенсорные навыки.
  3. Воспитывать самостоятельность, активность.

Предварительная работа: рассматривание матрёшек, чтение стихов о матрёшках.

Материал: русский народный костюм для педагога, силуэты матрёшек, фломастеры, салфетки красного, синего и розового цвета, косынки для детей, иллюстрация с изображением матрёшки, клей, клеенка, матерчатая салфетка. Словарная работа:

сарафан, косынка, нарядная, расписная, красивая.

Ход НОД.

Звучит музыка. Педагог в русском народном костюме. Входит в группу. Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня. Я пришла к вам с подружкой, а кто она такая вы узнаете, отгадав мою загадку: Красный шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока, А внутри секреты есть, Может-5 ,а может-6, Разрумянилась немножко, Это - Русская …(Матрёшка)

Воспитатель показывает силуэт матрёшки.

 Воспитатель: Только произошла беда. Жила-была матрешка. И была она веселой, озорной, любила играть, петь и танцевать. А больше всего она очень любила своих подружек и часто приглашала их в гости, пекла для них пироги и угощала их чаем с пирогами. Решили матрешки пирогов напечь, да поспешили. Засыпали совой нарядный сарафан мукой и не видно на нем узора. Надумали они переодеть сарафан, нарядиться красиво, но потерялся ключик от сундучка, где лежат наряды. Как теперь быть матрёшки и её подружкам? (Предложения детей) Подвести к тому, что нужно украсить платочек и сарафан, порадовать их.

 Садимся за столы и приступаем к работе.

Воспитатель: Перед вами матрёшки и кусочки салфеток различных цветов. Начнем сначала украшать платочки:  Берем квадратики салфеток синего цвета и скатываем их пальчиками в круглые комочки, смазываем клеем платочек и приклеиваем. После чего приступаем к украшению самого наряда:  Смазываем наряд клеем и расклеиваем квадратики салфеток разных цветов, украшаем самостоятельно, придумываем свой узор. Так же вы можете пользоваться фломастерами. (Показ воспитателя, самостоятельная работа детей.)

 Воспитатель: Делу время, да потехи час настал.

 Физкультурная минутка «Матрешки».

Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (хлопки перед собой)

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно правую Топают матрешки. ногу выставить вперед на пятку, затем левую)

Влево, вправо наклонились, (наклоны влево – вправо)

Всем знакомым поклонились. (наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные, Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (повороты туловища направо – налево)

 Вы похожи словно сестры. ( руки к плечам) Ладушки, ладушки, Веселые матрешки. (хлопки в ладоши перед собой)

 

Дети садятся на места и заканчивают работу.

Воспитатель: Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие вы хорошие мастера. Давайте поставим их на выставку и полюбуемся ими.

 

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (Лепка) детей средней группы Тема «Матрёшка».

 Цель:

 Познакомить с процессом изготовления игрушки матрешкой; учить лепить пластическим способом, используя в работе приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой; добиваться передачи выразительности образа.

Задачи:

Продолжать знакомить с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой; закрепить знание детей о цветовой гамме».

Развивать мелкую моторику рук .

Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать уважительное отношение к труду народных мастеров.

 Интеграция образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Предварительная работа:

Игры детей с матрёшками, беседы о матрёшках, чтение стихов.

 Материал:

 изображения разных видов матрешки, схемы изготовления, пластилин, стеки, матрешки на каждого ребенка.

 Словарная работа:

оттянуть, сплющить, цилиндр.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Алый шелковый платочек

 Яркий сарафан в цветочек.

Упирается в бока,

 А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская…(матрёшка).

 Воспитатель: Давайте полюбуемся матрёшкой, какая она нарядная, красивая. Расскажите ребята об игрушке (при описании обратить внимание на одежду). А сейчас вспомним стихи о матрёшке. Дети читают стихи о матрешке.

У матрешки, у Матрены косыночка красная,

А полоска на платочке желтая, атласная.

Вот девчонки собрались в красных сарафанах,

Отвернулся. Где ж они? Лишь одна осталась!

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Воспитатель: Послушайте, что я расскажу вам о матрёшке. Разные бывают на свете игрушки. И очень большие, и совсем маленькие. Из дерева и ткани, из глины и соломы. Одних можно укладывать спать, других – кормить и купать. У каждой игрушки есть имя: Катя, Маша, Наташа. А есть игрушки, носящие одно и то же имя – Матрешка. Много, очень много этих кукол. Они живут в больших и маленьких городах, в поселках, деревнях. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. Матрешку знают во всем мире. Это русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не разбирается, потом следующую – побольше, затем – еще больше, в последнюю очередь – самую большую. Потом игрушки расписываются яркими красками, «одевают» их в пестрые сарафаны и платки, прорисовывают лицо, чтобы на нем блестели глазки, розовели щечки. И ожила матрешка!

Воспитатель: Я предлагаю сегодня вылепить матрёшек. А чтобы вы лучше справились с работой, матрёшка привела с собой своих младших сестер (выдаю каждому ребенку по матрешке). Садитесь удобнее, а я вам покажу, как нужно лепить матрешку из куска пластилина, потому что у этой матрешки голова плавно переходит в туловище. Скажите, у цилиндра я оттягиваю одну сторону – это будет голова матрешки. Теперь я разглаживаю пластилин пальцем по линии шеи и плеч. А другой конец получившейся формы сплющиваю, чтобы матрешка была устойчивой. Скажите, что еще мне осталось сделать? (Украсить, нарисовать ручки). Для этого я использую стеку и прорисовываю сарафан, руки, лицо (можно использовать заготовки лица, выполненные на бумаге). Теперь матрешке повяжу платочек. Вот какая красивая матрешка! Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнем. Дети выполняют танцевальные движения под слова песенки.

 Мы веселые матрешки, ладушки-ладушки,

На ногах у нас сапожки, ладушки-ладушки,

В сарафанах наших пестрых, ладушки-ладушки,

Мы похожи, словно сестры, ладушки-ладушки.

 Приступают к работе, воспитатель следит за последовательностью лепки, за правильным использованием стеки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. А для этого поставим их в круг: первой в хороводе будет стоять самая красивая матрешка, за ней – самая веселая, потом – самая румяная и т.д.

Дети рассматривают матрешек и делятся впечатлениями о них и о своей работе.

 

Конспект НОД по конструированию в средней группе «Домики для матрешек»

 

Цель:

развитие умения строить домик по образцу.

Задачи:

продолжать закреплять знания детей по сооружению построек с перекрытиями, делать постройки устойчивыми, прочными; различать и называть названия деталей: призма, цилиндр, конус, брусок, пластина, отбирать нужные для постройки детали; формировать умение детей преобразовывать постройки с учетом проблемной ситуации; развивать у детей творчество, воображение, развивать умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине и цвету, воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помочь друзьям.

Материал:

Грузовик, игрушка медведь, мешочек со строителем, матрешки, строительные наборы, мультфильм «Чебурашка»

Ход НОД

 Дети спокойно играют в группе. Вдруг раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? (дети собираются около двери, воспитатель ввозит грузовик, на котором сидит медвежонок, матрешки и лежит мешочек).

Воспитатель: Ребята, давайте сядем на стульчики и пообщаемся с нашим гостем (дети садятся на стульчики) (воспитатель ведет диалог от имени медведя.)

Медведь: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (да) А как вас зовут? (дети хором называют свои имена.) Вот мы с вами и познакомились. - Ребята, а вы знаете, где находится мой дом? - В лесу. - А как он называется? - Берлога. - Я ведь к вам приехал за помощью. Помогите мне. Нахожусь я в своей берлоге, и тут ко мне гости пришли – матрешки, и попросились пожить у меня. А я их пустить не могу.

Воспитатель: Ребята, а почему медведь не может пустить матрешек к себе в берлогу? (ответы детей: зимой медведь должен спать, матрешки не живут в берлоге)

Воспитатель: А где могут жить матрешки? (на полке, в коробке, в ящичке…)

Медведь: Но я-то живу в домике, может, и вы им построите дома, я даже и строитель привез.

Воспитатель: Конечно, построим. Ребята, давайте проверим, какой строитель привез медведь? (дети по очереди вынимают строительный материал из мешочка и называют его (куб, кирпич, конус, призма, цилиндр, пластина, брусок)

Медведь: Вот молодцы, все правильно назвали, оставляю вам матрешек и строитель, а сам поеду обратно в лес, в берлогу, спать до весны. (воспитатель вывозит машину за дверь.)

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Чебурашка», (просмотр отрывка из мультфильма)

Воспитатель: Ребята, видели, как дружно строили Крокодил и Чебурашка домик для друзей, и мы с вами сейчас построим, но сначала вспомним, с чего мы начинаем строить дом? (с фундамента, потом стены, крыша) Воспитатель: А сейчас давайте построим воображаемый дом Физкультминутка: Воспитатель проговаривает слова и показывает действия. Дети воспроизводят действия вместе с ним.

- Берем кирпич, укладываем вниз, берем второй, укладываем рядом, берем еще один – пол готов.

 - Теперь строим стены (показ),

- Потолок (показ), - Крышу (показ).

- Вот наши воображаемые домики и готовы.

 А теперь построим настоящие. (дети садятся за столы, где лежит строитель, и строят дома.) (Воспитатель помогает в случае затруднений, задает вопросы: из чего ты строишь стены, чем ты украсишь крышу, какие кирпичики ты выберешь по цвету, прочно ли стоят твои стены и т.д.)

Воспитатель: Вот какие домики у нас получились. (раздает детям по одной матрешке и дает детям 2 минуты для игры)

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, а матрешки, которые живут у нас в группе, тоже хотят жить в таких домиках, да еще вместе со своими подружками. Но ведь им тесно будет в одной комнате, что же делать? (Решение проблемной ситуации: построить второй этаж)

Воспитатель: Правильно. (дети самостоятельно добирают необходимые детали и строят второй этаж.)

Воспитатель: Домики готовы, можно и матрешек заселять. - А если матрешки захотят сходить друг к другу в гости, что нужно построить (дорожку между домами) (дети продолжают строить дорожки, украшают домики, продолжают игру)

 

 

«Матрешка –русская краса» (Беседа с детьми)

Воспитатель: Я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку.

Есть ещё для вас игрушка,

 Не лошадка, не Петрушка – Красавица девица,

 У неё сестрицы.

 Каждая сестрица – Для маленькой темница.

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка есть про матрешек, послушайте:

 Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке,

 А всего одна игрушка.

 - А знаете ли вы сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.

Кто матрешку создал, мы не знаем,

Но известно нам, что сотню лет,

Вместе с Ванькой–Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

 - Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой.

 Она полюбилась и взрослым, и детям.

Абрамцево, Абрамцево – Старинное местечко.

Там есть и лес, и рощица Поле, мостик, речка…

Там мастера решили Матрёшку сотворить,

Чтоб только людям радость Она могла дарить!

 - Есть много версий, как и когда она родилась.

Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть. Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрёшки! Ложки деревянные, Матрёшечки румяные! -Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них.

 Скажите, из какого материала сделана матрешка?

 Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

 В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут. Всех матрешками зовут

 -Все ли матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. К нам пришли матрешки из города Семенова, Загорска, Полховского Майдана.

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

 Парой черных смородинок - глаз.

- Эта гостья из города Семенова.

 В правой руке держит она большой букет цветов, в котором собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семеновские лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий.

 В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение: Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, смеётся.

 Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

- Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Сергиевопосадские (загорские) матрешки. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды яркий. Нарядный русский сарафан украшен несложными узорами состоящий из волнистых и прямых линий, скрещивающихся мазков, точек, кругов. Для выполнения горошин – «кругляшей» можно использовать инструмент «тычок». «Кругляши» получаются ровные и выразительные. У загорской матрешки внизу есть ободок-подставка. А эта красавица приехала к нам из города Полховской Майдан. Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что хочется сказать о ней? Какой у ее наряд? Что особенного у матрешки из Полховского Майдана? Правильно вы назвали некоторые отличия. У ее нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. У них яркие, капризные лица. Волосы уложены колечками Полхов-майданские матрешки тоньше и выше семеновских и загорских. Лицо разрисовано только черной краской, туловище – огромными пятилепестковыми цветами при помощи наводки: предварительно узор наноситься тушью, а потом заливается цветом. Одежда яркая, ярмарочная: малиновокрасная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая. Чаще всего в центре цветок шиповника. Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все-равно их очень любят малыши и взрослые.

 Все они матрешеньки,

 Все они милашеньки.

 С аленькими щечками

Под пестрыми платочками.

Нарядные, пригожие,

На нас чуть-чуть похожие.

А как же изготовляют матрешек? Хотите об этом узнать? Рождение матрешки начинается на токарном станке, в токарном цехе. Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески. Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок

Из-под рук струятся стружки

Получаются игрушки.

В следующем цехе женщины- грунтовщицы покрывают ее раствором крахмала. После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая деревяшка превращается в красавицу матрешку. Но это еще не все. Расписная матрешка проходит заключительный этап – лакировку. Сейчас их сушат в специальных помещениях, а раньше и зимой, и летом выносили в солнечную погоду сушить на улицу. Летом у пруда, а зимой фанеру раскладывали на снегу и на нее расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы – вот такое чудо! Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник.

Мы матрёшки, мы кругляшки

Все мы ласковые, одинаковые

Как пойдём плясать

Только пыль столбом!

Матрешка завоевала весь мир.

И теперь ее продают во многих странах, как символ России.

 Матрёшки русские по свету славятся

 На них взгляните вы, чем не красавицы?

 Дополнительные вопросы к детям во время беседы. С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня? Из каких городов у нас в гостях матрешки? Чем они похожи? Чем отличаются? Какие костюмы носили матрешки? Какие матрешки в России самые известные? Назови элементы украшения у каждой матрешки? Какое настроение у тебя возникает при взгляде на матрешку? Чем она тебе нравится? Как изготовляют матрешку? Как можно назвать матрешек?

 

 

 

В какие игры можно играть с матрешками? Практические рекомендации для родителей.

  1. Поначалу, ребенку больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ним, что внутри кто-то есть.

Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

  1. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть ваш ребенок выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
  2. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
  3. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.
  4. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.
  5. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.
  6. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.
  7. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка.
  8. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите ребенку, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

 В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются. В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир.

Оставить комментарий: